Алевтина Лузгинова
Компетентностный подход в образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Компетентностный подход в образовании : что он собой представляет
В теории этот подход должен сблизить образование и профессиональную деятельность. Но на практике, как обычно, возникают сложности.
Что такое компетентностный подход
Компетентностный подход в образовании строится вокруг формирования у учащегося определённых компетенций. Это становится основной целью и результатом обучения. Проявляется этот подход и в особой организации образовательного процесса, и в выборе содержания, форм, методов и средств обучения.
Публикация «Компетентностный подход в образовании» размещена в разделах
В России этот подход появился не так давно. Дело в том, что в традиционной для нашей страны образовательной парадигме цели и планируемые результаты обучения формулировались в виде знаний, умений и навыков (ЗУН). Именно они упоминаются в трудах классиков педагогики и психологии (Выготского, Ушинского, Скаткина, Лернера и других). Это сбалансированная система, в которой знания становятся базой для развития умений, а те в ходе практики превращаются в устойчивые навыки.
Реальность показала, что это так не работает — и, например, студентам, успешно окончившим университет, нередко приходилось (да и сейчас приходится) ещё доучиваться и переучиваться на рабочем месте, чтобы выполнять свои профессиональные задачи. Эта проблема стала ещё острее в XXI веке. Стремительно развиваются информационные технологии, меняются требования рынка, и в таких условиях накопление одних лишь знаний, без цельных компетенций, теряет смысл. Зато растёт важность умения решать разнообразные проблемы и задачи, многие из которых не имеют готовых решений. Считается, что компетентностный подход может решить эту задачу. Образование, построенное в соответствии с компетентностным подходом, имеет прикладную направленность. То есть человек, освоивший определённую ступень образования, имеет необходимые компетенции и готов с их помощью решать определённые практические задачи. Правда, это не значит, что компетентностный подход применяется исключительно в профессиональном образовании и нацелен только на развитие рабочих компетенций. Компетенции бывают и универсальные, то есть связанные с общим развитием личности, необходимые для личной и общественной жизни (правда, в конечном счёте они и на работе тоже нужны, например, общие коммуникативные навыки, системное и критическое мышление и так далее). В контексте школьного образования их сейчас называют метанавыками. Словом, компетентностный подход применим не только для обучения взрослых.
Основы компетентностного подхода
Ключевые принципы, на которых основан компетентностный подход в образовании, обобщили Григорий Матушанский и Олег Кудаков в статье «Методологические принципы компетентностного подхода в профессиональном образовании», а также Мария Амелькина в работе «Компетентностный подход : новый виток развития отечественного образования». Вот они:
• Междисциплинарность. Учащийся осваивает разные предметные знания и умения не по отдельности, а в связке друг с другом, то есть в комплексе. Это помогает ему сформировать целостное представление о мире, развить системное мышление. Он сможет лучше ориентироваться в сложных ситуациях, замечать неочевидные взаимосвязи и применять широкий спектр методов для решения практических задач.
• Развитие креативного начала личности. Этот принцип предполагает формирование умения мыслить нестандартно, придумывать новые идеи и подходы, находить решения задач без готовых ответов.
• Формирование коммуникативных навыков. Умение находить контакт с людьми, вести переговоры, разрешать конфликты и работать в команде — о важности этих навыков много говорят и пишут. Действительно, они необходимы любому современному специалисту, если речь идёт не о смотрителе маяка на изолированном острове.
• Непрерывное образование и профессиональная мобильность. Человек, готовый и способный быстро осваивать новые методы и технологии, постоянно учиться и переучиваться, может не опасаться того, что не сможет найти применение своим навыкам.
• Профессиональная (то есть прикладная) направленность обучения. Освоение академических дисциплин в компетентностном подходе всегда связано с реальной практикой. То есть перечень компетенций, которыми нужно овладеть учащимся, определяется в соответствии с запросами работодателей и социологических исследований. При этом содержание образования должно адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и потребностям общества.
• Индивидуализация. Для каждого учащегося важно разработать такой образовательный маршрут, который учитывает его свойства личности, интересы и возможности. Правда, как замечает Мария Амелькина, принцип индивидуализации сталкивается с принципом профессиональной направленности. Потому что далеко не всегда та область, в которой интересно развиваться самому человеку, будет востребована в рыночной экономике. Здесь приходится искать баланс. Есть ещё один принцип, который во многом проистекает из приведённых выше тезисов и который Матушанский и Кудаков называют основополагающим для компетентностного подхода. Это принцип формирования универсальных компетенций. То есть учащегося надо подготовить к активной профессиональной деятельности в любой области — в соответствии с его личными интересами, потребностями общества и рынка труда. Например, современный ФГОС высшего образования выделяет три вида компетенций :
• универсальные — то есть такие социальные и личностные способности, благодаря которым человек успешен независимо от направления профессиональной деятельности (фактически это те самые софт-скиллы, о важности которых сейчас так много говорят, и, кроме того, цифровые навыки);
• общепрофессиональные — то есть обобщённые компетенции, которые нужны в определённой группе профессий (например, способность применять методы научных исследований в своей деятельности, умение применять нормативно-правовую базу, регулирующую профдеятельность);
специализированные профессиональные — которые нужны для работы по конкретной профессии (их ещё называют хард-скиллами. Даже на онлайн-курсах, обучающих конкретным профессиям, организаторы сейчас стараются формировать у студентов не только чисто профессиональные компетенции, но и универсальные софт-скиллы, потому что без этого они не будут успешны в работе.
Перечень универсальных компетенций может выглядеть по-разному — существует множество классификаций от зарубежных и отечественных исследователей. Если заглянуть в нормативы, то, например, в новых ФГОС для бакалавриата обнаружится список из семи групп универсальных компетенций :
• системное и критическое мышление;
• разработка и реализация проектов;
• командная работа и лидерство;
• коммуникация;
• межкультурное взаимодействие;
• самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение);
• безопасность жизнедеятельности.
Развитие компетентностного подхода
Считается, что впервые в научный оборот понятие компетенции ввёл американский психолог Роберт Уайт в статье «Пересмотр понятия мотивации: концепция компетенции» (Motivation reconsidered : The concept of competence, опубликованной в 1959 году. Но в сферу образования этот термин попал не сразу. Компетентностный подход в современном образовании. Таким образом, с начала XXI века компетентностный подход проникает практически во все уровни образования — за исключением разве что дошкольного.
Компетентностный подход в школьном образовании
Как замечает Марина Амелькина, в школах частично внедрять компетентностный подход стали даже раньше, чем в колледжах и вузах. Так, появившиеся в нулевых профильные классы (информационно-технологический, химико-биологический, гуманитарный и так далее) — это не что иное, как индивидуализация обучения старшеклассников и их профориентация. Компетентностный подход закрепился и на нормативном уровне. Школьные ФГОС второго поколения, действующие с 2009 года, уже содержали требования к результатам обучения, разделённые на личностные, предметные и метапредметные. Например, именно в школе должны научить навыкам письменной и устной коммуникации, групповой работы, учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. В тексте стандартов появились понятия индивидуального образовательного маршрута, а также универсальных учебных действий (УУД) — компетенций, которые психолог и автор концепции УУД Александр Асмолов назвал «умением учиться».
Новые ФГОС третьего поколения, которые уже начали частично внедряться, конкретизируют результаты обучения, а также учитывают большую вариативность образовательных программ. Подробности можно узнать из нашей статьи о федеральных стандартах.
В реальности же, как обычно, всё сложнее, чем на бумаге. Индивидуализация в массовом обучении имеет свои границы, традиционный «знаниевый» подход в школе по-прежнему доминирует над практико-ориентированным, и до сих пор нет инструментов, которые бы позволили объективно оценивать личностные результаты обучения и софт-скиллы. Компетентностный подход в профессиональном образовании
В федеральных стандартах профессионального образования система компетенций появилась после 2007 года — и присутствует там ещё более явно, чем в общеобразовательных. Так, все требования к результатам обучения в колледжах и вузах приводятся перечнями компетенций — универсальных, общепрофессиональных и профессиональных (последние, правда, заменяются ссылками на профстандарты, где это возможно).
На практике с развитием различных компетенций у студентов опять всё не так просто — причём не только с универсальными, но и профессиональными. Формирование универсальных компетенций в вузе сталкивается с теми же препятствиями, что и в школе — до сих пор не существует общепризнанных подходов к развитию, например, критического мышления, коммуникативных навыков и лидерских качеств. В результате российским студентам этих навыков не хватает. Правда, в последние годы появились проекты, нацеленные на то, чтобы исправить ситуацию. Мы уже писали о некоторых инициативах — консорциуме вузов по развитию универсальных компетентностей и центрах оценки и развития управленческих компетенций.
С профессиональными компетенциями возникают проблемы иного рода. Так, какое-то время была популярной идея тесного сотрудничества вузов и бизнеса.