Лучший педагог года

Компетентностный подход в формировании психологического здоровья предшкольников.

Наталья Зарубина
Компетентностный подход в формировании психологического здоровья предшкольников.
▼ Скачать + Заказать документы

Компетентностный подход в формировании психологического здоровья предшкольников.

Наименование секции: компетентностный подход в деятельности учителя начальных классов. Учитель начальных классов (предшколы) Зарубина Наталья Михайловна

Публикация «Компетентностный подход в формировании психологического здоровья предшкольников,» размещена в разделах

Общество стремительно развивается, и если раньше для успешной жизни человеку было достаточно обладать определенными знаниями, то сегодня нужно не просто знать набор правил и понятий («Жи-ши пиши с И», «Париж — столица Франции», но и уметь ими пользоваться, то есть иметь определенные компетенции. К тому же современные технологии совершили такой прорыв, что знания сами по себе обесценились — стали доступны любому, у кого есть доступ в Интернет. Люди энциклопедического склада ума могут найти себе место только в интеллектуальных передачах — в жизни нужны навыки и умения.

Понимая это, государство сформулировало новые требования к образованию детей.

Одним из основных приоритетов современного этапа модернизации российского образования является повышение качества образования, приведения его в соответствии с мировыми стандартами. Ведущим направлением модернизации системы образования в России является компетентностный подход.

Компетентностный подход, обеспечивающий создание условий для полноценного проживания ребёнком периода дошкольного детства и удовлетворения потребностей детей, педагогов, родителей рассматривается в контексте организации мониторинга качества образования. В современных условиях модернизации образования принципиальное значение приобретает реализация компетентностного подхода обеспечивающего повышение эффективности качества предшкольного, образовательного учреждения. Процесс формирования начальных ключевых компетентностей у детей предшкольного возраста раскрывает сущность качества образования, - как и сознательное применение определённых правил и норм поведения в обществе, в котором отражается отношение к взрослым и сверстникам, а так же их психологическое здоровье.

Дошкольный период (предшкольники, дети 5-7 лет, как указывают известные психологи М. Б. Калашникова, А. Н. Леонтьев, а так же педагоги М. В. Крулехт, И. А. Рыбалова и другие, является наиболее благодатным для формирования начал ключевых компетентностей.

Ребёнок должен уметь ставить перед собой задачи, искать способы их решения, достигать результата, пользоваться разными источниками информации, вплоть до Интернета, грамотно не только говорить, но и завязывать контакты с окружающими, да ещё и заботиться о своём здоровье.

Важными показателями компетентности ребёнка являются произвольность – умение управлять своим поведением в соответствии с представлениями, правилами, нормами, умение выстраивать отношения сотрудничества в процессе обучения и воспитания, компетентность в сфере социально – трудовой деятельности; навыки самоорганизации, умение работать в коллективе. Частью компетентности является компетентность ребёнка в бытовой сфере, его психологическое здоровье.

Л. В. Трубайчук, формулирует понятие компетентность следующим образом : «Это приобретаемые ребёнком данного возраста компетенции, необходимые для вхождения растущей личности в общество, ценные для его последующей жизни - умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, умения принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность, к согласованию её с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей, благодаря чему формируется социальный опыт и социальная зрелость. "

Компетенции являются гарантом обеспечения активного участия ребёнка в образовательном процессе. Ребёнок занимает позицию полноправного субъекта деятельности, в процессе планирования и реализации учебного проекта он выступает в роли активного участника, а не исполнителя указаний педагога. Ребёнок реализует свои интересы, потребности в исследовании, общении, игре и других видах деятельности в основном на основе самостоятельности принятия решения об участии или неучастии в общем проекте, что обеспечивает его психологическое здоровье и эмоциональный комфорт.

Особое значение при организации работы с детьми в условиях компетентностного подхода имеет то, что дети могут сделать выбор - работать одному, в подгруппе (команде, то есть в партнёрстве с другими детьми или взрослыми, могут самостоятельно выбрать, кто из взрослых станет для них партнёром. Это может быть, в равной степени и педагог, логопед или другой специалист ОУ, а также родители.

Предлагаю рассмотреть психолого-педагогические условия реализации компетентностно-ориентированного образования в предшкольной группе ОУ :

- субъектно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. обеспечение таких ситуаций, когда возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. предоставляется каждому ребенку, обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;

- oриентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т. е. сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями, стимулирование самооценки ребенка;

- формирование игрoвой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;

- сoздание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности; к образовательной среде относится социальная среда в группе, методы мониторинга, развивающая предметная среда;

- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной деятельности (производящей субъективно новый продукт, т. е. исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;

- вовлечение семьи, близких.

Хочу обратить внимание на одно из вышесказанных условий. На мой взгляд эффективность работы по формированию кoмпетенций предшкольников возрастет во много раз, если семья и педагоги сотрудничают в тесном контакте. Открытость предшкольного учреждения для родителей и других членов семьи будущего школьника, сoтрудничество руководителей и специалистов ГКП с семьей — путь к успешному развитию детей.

Организация взаимoдействия с семьями детей предшколы, прежде всего, должна быть основана на знании правовых основ регулирования этого процесса, который разворачивается в едином образовательном пространстве. Знание нормативно-правовых дoкументов международного и федерального уровня, конкретного образовательного учреждения позволяет педагогу юридически грамотно построить отношения с семьей и воспитательно-образовательный процесс в ОУ с учетом защиты прав ребенка, а так же прав и обязанностей родителей и педагогов. Только компетентное управление взаимодействием с семьей и педагогический такт педагога могут помочь родителям найти наиболее правильный путь к взаимопониманию с ребенком, установить с ним деловые и эмоциональные контакты.

Из опыта работы я могу утверждать, что в становлении личности ребёнка, развитии его взаимоотношений со взрослыми, в возникновении и совершенствовании новых движений, являющихся прологом к сознательным физическим упражнениям, а так же в психологическом здоровье детей имеют большое значение игры. Только во время игры ребенок чувствует себя комфортно, свободно, легко. Даже идя домой с родителями, он постоянно воображает, задает вопросы, интересуется. Любое дело будет ему по плечу, если он делает его с интересом, играя. Убирает игрушки, помогает по дому, занимается, играет с младшими братишками или сестрёнками. А помощниками в этом занимательном деле для него являются взрослые. Именно мы, взрослые, пройдя все ступени, от детства до становления взрослой личностью можем умело помочь малышу достичь нужных высот. Мы часто играем в самые простые игры, такие как: «Делай как я», «Давай вместе!», «Зеркало», «Помощники», «Волшебная шляпа» и многие другие, которые способствуют в создании для ребенка его психологической среды, становятся проводником к огромному миру ребенка. Я уверена, что если к умению играть добавить еще и тактильные ощущения, то тогда, все компетентности личности ребенка будут развиты на высоком уровне.

Для создания психологического комфорта я тесно сотрудничаю с родителями и близкими своих маленьких учеников, привлекаю детей среднего и старшего звена школы. Мы проводим совместные праздники, круглые столы. Организую встречи с интересными людьми, часто героями таких встреч становятся близкие моих воспитанников.

Тем самым мы готовим его к дальнейшей ступеньке детства – школе. Могу сделать вывод, что только при правильном, грамотном взаимодействии взрослых, мы обеспечим благоприятные условия для психологического здоровья наших будущих учеников. Ребенок, в котором сформированы названные выше компетенции, как зернышко, в котором на генетическом уровне заложено все необходимое для того, чтобы оно выросло большим и сильным деревом. Мы, педагоги, должны заложить в ребенка все необходимое, чтобы он мог расти, развиваться, уметь общаться с другими людьми, работать и, главное, быть счастливым!

Публикации по теме:

День психологического здоровья в детском саду День психологического здоровье в 1-А младшей группе. Цель: - сохранение психологического здоровья ребенка в условиях детского сада. Задачи:.

Формирование психологического здоровья во 2-ой младшей группеФормирование психологического здоровья во 2-ой младшей группе Проблема создания благоприятной психологической среды в группе, которая бы способствовала укреплению психического здоровья детей встала.

Групповая консультация «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка» Групповая консультация для родителей «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка» Задачи: 1. Раскрыть родителям суть понятий.

Консультация для педагогов «Формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста» Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья. В качестве одной.

Сценарий дня психологического здоровья в старшей группеСценарий дня психологического здоровья в старшей группе Цель: Создание положительного, эмоционального настроя, повысить двигательную активность детей, развивать чувство товарищества, взаимопомощи,.

Родительское собрание с элементами тренинга «Секреты психологического здоровья дошкольника» Цель: побудить родителей проявлять заботу о психическом здоровье ребенка. Задачи: 1. Выявить факторы, влияющие на психическое здоровье.

Сценарий для развлечения с дошкольниками старшего возраста на День психологического здоровья Сценарий для развлечения с дошкольниками старшего возраста на День психологического здоровья Подготовила и провела: педагог-психолог Аллаярова.

«Семья как фактор психологического здоровья» — в помощь логопедам и педагогам-психологам Семья является первичной средой, определяющей психологическое здоровье ребенка, напрямую зависящее от культуры семейных отношений, семейной.

Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников Психологическое здоровье является интегральной характеристикой здоровья человека в целом, отражает неразделимость телесного и психического.

Тренинговое занятие «Самореализация в творчестве как способ укрепления психологического здоровья» САМОРЕАЛИЗАЦИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ КАК СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЦЕЛИ: - осознать свою креативность; - повысить развитие творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Компетентностный подход в формировании психологического здоровья предшкольников.
Опубликовано: 10 ноября 2015 в 17:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Компетентностный подход в формировании психологического здоровья предшкольников.» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зарубина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД