Галина Кохан
Групповая консультация «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Групповая консультация для родителей
«Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»
Задачи:
1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье», «признаки психологического благополучия»;
2. Организовать обмен опытов в области взаимодействия с детьми;
3. Способствовать выработке новых навыков общения с ребенком.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Участники: родители
Ведущий: педагог-психолог
Вступительное слово:
Психолог : «Уважаемые родители! Наверняка каждый из хотя бы раз видел социальную рекламу, в которой наглядно демонстрируется, что невнимание к ребенку, неуважение его личности лишают возможностей самореализации в будущем.
Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защи-щенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.
Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию лично-сти, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.
Психологическое здоровье - динамическую совокупность психологических свойств, обеспечивающих: гармонию между различными аспектами внутри человека и между человеком и обществом; возможность полноценного функционирования и развития в процессе жизнедеятельности (О. В. Хухлаева)
Психологическое здоровье - субъективное состояние собственного гармоничного благополучия, ощущения «своего пути» (А. И. Аверьянов)
Критерии психологического здоровья
• гармония человека с окружающей средой
• гармония человека с самим собой
• способность к самореализации
II. Приветствие-знакомство.
Психолог : «Тема нашего разговора – роль семьи в сохранении психологического здоровья детей. Прежде чем начать. Я предлагаю повернуться к своему соседу и улыбнуться ему.
III. Анализ результатов анкетирования.
Данная анкета позволила выявить, насколько серьезно относятся родители к сохранению и укреплению психологического здоровья детей, эмоционального благополучия, насколько они сами могут служить положительным примером для подражания для своих малышей.
Проведенное анкетирование среди родителей позволило сделать вывод о достаточной осведомленности матерей в вопросах развития и воспитания детей. 77% опрошенных знают, от чего зависит психологический настрой ребенка. Родители уделают особое внимание своим детям: 87% родителей понимают важность совместного времяпрепровождения, 55% опрошенных интересуются, как ребенок провел день в детском саду, что интересного было.
Семья во многом определяет отношение детей к здоровому образу жизни. Дети особенно восприимчивы к положительному примеру отца, матери, укладу жизни семьи. 55% опрошенных хотели бы знать, что служит перегрузкой для нервной системы ребенка.
IV. Обсуждение с родителями.
Психолог : «Что, по-вашему мнению, оказывает влияние на эмоциональное благополучие или неблагополучие ребенка? (ответы родителей).
Давайте обратимся к факторам, оказывающим влияние на психическое здоровье ребенка (А. И. Захаров) :
1. факторы социально-культурного характера:
• ускорение темпа жизни;
• дефицит времени родителей;
• недостаток условий для снятия напряжения и расслабления;
• загруженность родителей;
2. Социально-экономические факторы:
• Неудовлетворенность жилищно-бытовыми условиями;
• Ранний выход матери на работу
3. Социально-психологические факторы :
• Дисгармония в семейных отношениях;
• Дисгармония в семейном воспитании;
• Нарушения в сфере детско-родительских отношений»
Психолог : Вследствие нарушения психологической безопасности ребенок может оказаться в стрессовой ситуации. Чтобы вовремя помочь ему, каждый родитель должен знать признаки такого состояния:
- трудности с засыпанием, неспокойный сон;
- участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость, проявление агрес-сии;
- невнимательность, рассеянность;
- частая усталость;
- беспокойство, непоседливость;
- стойкое нарушение аппетита;
- стремление к уединению;
- невротические проявления – мигание глазами, подергивание плеч, дрожание рук;
- дневное или ночное недержание мочи.
Психолог : «Действительно, все перечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются родительские установки (психолог раздает памятки для родителей).
V. Игры для детей
Игра «Поймай зайчика»
Цель – снятие эмоционального напряжения, излишней двигательной активности.
Солнечные зайчики –
Прыг, прыг, скок.
Прыгают, как мячики,
Прыг, прыг, скок.
Взрослый показывают ребенку солнечного зайчика на стене, обращает внимание на то, как он прыгает, замирает, потом вдруг неожиданно убегает. Иногда зайчик устает, прячется в норку и засыпает.
Игра «Волшебное зеркало»
Цель – отработать навыки взаимодействия взрослого и ребенка; развитие воображения, ориентировки в пространстве и на своем теле. Умение повторять движения взрослого.
Ну-ка, зеркальце, смотри,
Все нам верно повтори.
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка все за мной.
Взрослый показывает движение, ребенок должен его повторить.
Игра «Ласковые лапки»
Цель – снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развивать чувственное восприятие. Гармонизовать отношения между взрослым и ребенком.
Взрослый подбирает несколько мелких предметов разной фактуры: кусочек меха, кисточку, вату, бусы, перышко и т. д. выкладывает их на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Ребенку с закрытыми глазами нужно угадать, какой зверек т. е. предмет, который касался к руке. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Зверек может так же прикасаться в щечкам, ладоням, коленкам.
Игра «Разговор с руками»
Цель – научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-то боль, можно предложить ему такую игру: обвести свою руку на листе бумаги. Затем предложить оживить ладошку – нарисовать им глазки, ротик, носик и раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять разговор с руками: спросить: «Кто, вы? Как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите? и т. д. при этом важно сказать, что руки хорошие, они многое умеют делать, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру можно заключением договора между руками и хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней, они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
VI. Заключительная часть
Психолог : «Одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей.
Уважаемые родители, наша консультация подошла к концу. У меня в руках мягкая игрушка. Я прошу каждого из вас, передавая ей друг другу, высказать свое мнение:
• Насколько полезна и значима для вас информация, полученная сего-дня?
• Что нового вы приобрели для себя?»