Елена Гусельникова
«Семья как фактор психологического здоровья» — в помощь логопедам и педагогам-психологам
Семья является первичной средой, определяющей психологическое здоровье ребенка, напрямую зависящее от культуры семейных отношений, семейной атмосферы, от традиций здорового образа жизни, от психологического климата в семье. На основании дифференцированного подхода к определению здоровья и его основных структурных составляющих, представляется возможным дать трактовку понятию «психологическому здоровью». Всемирная организация здравоохранения определяет «психическое здоровье как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества». Основываясь на определениях автора-основоположника данного термина (Дубровиной И. В., я буду ориентироваться в своем исследовании на синонимичном с ним понятии «духовности», являющейся неотъемлемым атрибутом, составляющим стремление человека к ценностям гуманистической направленности.
Публикация «„Семья как фактор психологического здоровья“ — в помощь логопедам и педагогам-психологам» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
В контексте проводимых мной семейных исследований в области выявления психологического здоровья членов семьи, я часто ориентировалась на наличие неразрывной связи, детерминируемой существующим психологическим климатом семьи и характером семейных взаимоотношений родителей с детьми. Проанализировав семейную атмосферу в семьях воспитанников детских садов, могу с достоверностью констатировать, что каждая семья имеет свои, неповторимые и присущие только ей духовные ценности и традиции.
Поскольку семья является важнейшей жизненной инстанцией для ребенка, соответственно и формирование психологического здоровья ребенка происходит именно посредством впитывания ребенком семейных ценностей, способствующей созданию ребенком собственного ощущения мира и эталона отношений. Сухомлинским подчеркивалось, что «…смысл семейной жизни – воспитание детей, главная школа воспитания детей - взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». На основании восприятия модели семьи, в которой он растет и развивается, ребенок проецирует подобные отношения на окружающих.
В свете современных представлений о семейном укладе, семья воспринимается в качестве своеобразного «психологического убежища», в котором ребенок всегда находит пристанище, где его любят и ценят независимо ни от каких обстоятельств. В этом контексте семья обладает для ребенка психологической исцеляющей силой, способной пополнить истощившиеся психологические ресурсы.
На основании долгих наблюдений за семьями воспитанников детских садов и семейными коммуникациями в них я пришла к выводу, что именно психологический климат обусловливает устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие и детей, и взрослых. Дети в семьях с благоприятным психологическим климатом всегда отличались стабильным поведением, психологической сбалансированностью поведения, положительным эмоциональным настроем. И, наоборот, при частых конфликтных семейных ситуациях дети отличались психологическим дискомфортом, испытывали тревожность, отчуждение. Они демонстрировали склонность к агрессии, ссорам.
Я считаю, что ни детский сад, ни школа, ни улица, ни средства массовой информации, никогда не оказывают такого влияния на формирование психологического здоровья ребенка, как семья. Именно в семье закладываются первоначальные основы нравственных ценностей, она является фундаментом, на котором произрастает и укрепляется психика ребенка во всем многообразии своих проявлений. Даже Закон РФ «Об образовании» отдает приоритетность «родителям, являющимся первыми педагогами». Психологическое здоровье ребенка претерпевает становление в процессе приобщения к семейным традициям, обычаям, и семья становится эпицентром духовного развития ребенка.
Выявление семейной ситуации, семейного микроклимата, особенностей воспитания детей всегда вызывает наибольшие сложности, потому что здесь играет ведущую роль фактор установления взаимоотношений с родителями ребенка.
Я часто наблюдала в семьях детей ситуации, при которых конфликты взрослых провоцировали у ребенка не просто болезненное переживание и стресс, а восприятие ситуации семейного неблагополучия как разрушение среды его обитания, источника психологического равновесия. И, наоборот, мной зафиксированы случаи, когда даже внешние неприятности воспринимались ребенком более легко при наличии в семье дружелюбной атмосферы. Интересен тот факт, что наблюдения за проявлениями у детей переживаний, обусловленных семейными стрессами, выявили неоднозначность восприятия стресса у мальчиков и девочек. Девочки более часто утаивали и скрывали свои переживания, и поведение их отличалось при этом пониженным эмоциональным настроем, раздражительностью. И, напротив, мальчики демонстрировали более очевидные нарушения поведения, носящие иногда явно провокационный характер.
Исследование, проведенное мной по выявлению психологического здоровья воспитанников детского сада, отразило следующую картину. Нарушения психологического здоровья выявлено у мальчиков, воспитывающихся в неполных семьях, а также в семьях, где часто происходят ссоры и конфликты. Дети часто демонстрировали протест, выражающийся в поведенческих аспектах, испытывали тревожность и потребность в привлечении внимания к своим проблемам.
Рассуждая о семье как о факторе психологического здоровья применительно к детям дошкольного возраста, следует учитывать психосоциальное развитие ребенка : обстановку в семье, присутствие родителей, беседы, игры с ребенком. В этом случае я полагаю, что критерием психологического здоровья служит психическое равновесие ребенка, служащее показателем сформированности познавательной, эмоциональной и волевой сфер ребенка.
Наблюдения за отношением взрослых к детям в разных семьях наглядно показали, что именно отношение родителей к ребенку определяет психологические здоровье детей, обусловливая и развитие познавательной сферы, и эмоционально-волевой регуляции поведенческих актов, и развитие речевой деятельности. Негативные оценки родителей зачастую являлись предпосылками к развитию у детей агрессивности. Пролонгированный дефицит эмоционального приятия родителей, в комплексе с неуверенностью ребенка в положительном нему отношении, стимулировало у детей выраженное состояние эмоционального неблагополучия.
Поскольку психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста неразрывно связано со стилем родительского воспитания, я взяла за основу три стиля: демократический, контролирующий и смешанный типы, являющиеся индикаторами семейной ситуации психологического благополучия. Демократический характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью. При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают, присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность. При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией. Однако более детальную картину обнаруживают неправильные стили воспитания, ведущие к развитию неврозов у детей. Из них доминирует гиперсоциализирующее воспитание, связанное с чрезмерной озабоченностью родителей будущим своего ребенка и эгоцентрическое, при котором родители относятся к ребенку как к «кумиру семьи».
Я полагаю, что психическое здоровье ребенка напрямую обусловлено стабильностью семейной среды, ее воспитательными способностями, доброжелательной обстановкой. Наблюдение за дошкольниками позволяет заключить, что психологическое здоровье ребенка зависит от стиля родительского воспитания, наличия воспитательного потенциала у родителей и следование образцу взаимоотношений родителей. Дети, посредством усваивания отношений родителей, воспринимаемым ими как нормы, строят свои собственные отношения с окружающими по образцу, поэтому родителям важно задавать правильные эталоны.
Семья, по моему мнению, должна обеспечивать ребенку комфортные условия для развития и критерием психического здоровья в данном случае будет являться психическое равновесие, которое, в свою очередь, способствует формированию адаптивных возможностей психики ребенка. Гармоничная организация функционирования психической сферы ребенка проявляется во всех познавательных процессах, эмоционально-волевых и речевых.
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психологического развития. Именно в этом возрасте происходит совершенствование психофизиологических функций и личностных новообразований, также происходит первоначальное формирование этических инстанций и моральных чувств ребенка, когда он начинает усваивать основные правила взаимоотношений между людьми и уже может оценивать свои поступки. Большую роль в формировании моральных чувств ребенка играет семья, являющаяся образцом для подражания, влияющая на психологическое здоровье ребенка.
Мои наблюдения основывались на том, что неблагоприятная семейная ситуация, провоцирующая риск развития невротических состояний у детей, полностью опосредует развитие мышления и особенно речи у ребенка. Поскольку специфика моей деятельности связана с коррекцией речевого развития детей, я попыталась изучить влияние условий семейной микросреды как фактора психологического здоровья на речевое развитие детей дошкольного возраста 5-7 лет. Я составила анкету для родителей, включающую разные блоки, позволившие мне дать оценку социальным факторам семейного воспитания. Исследование проводилось на воспитанниках ДОУ, в нем принимали участие 20 детей, относящихся к логопедической группе и их семьи.