марина комиссарова
Формирование культуры здоровья детей дошкольного возраста с ослабленным зрением
▼ Скачать + Заказать документы
Комиссарова М. В.
Физическое, психическое и социальное здоровье ребенка зависит от того, в какой среде он живет, кто и что его окружает. Мы - взрослые должны дать ребенку как можно больше знаний о человеке, природе, социуме для того, чтоб ребенок мог легко выражать себя и свое поведение. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным и восприимчивым для постижения таких знаний. Наверняка ребенок 5-6 лет сознательно будет беречь свою жизнь и свое здоровье. Тем не менее необходимо прививать ребенку с самого раннего возраста навыки гигиены, стремление активно двигаться, питаться полезными продуктами, что в конечном итоге ведет к формированию культуры здоровья.
Публикация «Формирование культуры здоровья детей дошкольного возраста с ослабленным зрением» размещена в разделах
Значительную часть своей жизни ребенок проводит в дошкольном учреждении, и правильно организованная гигиеническая и социальная среда обитания является важным условием формирования культуры здоровья. Понятие "гигиена" в данном случае понимается шире чем принято в медицинской практике. Микросреда детсада - это не только санитарно-гигиенические нормы, но и гигиена нервной системы ребенка, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Воспитатель за время пребывания ребенка в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении должен привить ему привычки ухода за собой, своим телом, органами слуха, зрения, бережного отношения к окружающим. Дети должны прийти к внутреннему пониманию необходимости беречь свое здоровье. Потребность в здоровье, сбережении и гигиене зрения, слуха у ребенка формируется на основе знаний о самом себе, своих физических и личностных возможностях. Он должен знать, что вредно, к примеру, для здоровья зрения или слуха, а что полезно.
Особенно эта проблема актуальна для детей с ослабленным зрением. Одним из главных "врагов" детской психики и зрения является телевизор и компьютер. Специалисты рекомендуют строго ограничивать время на эти занятия. Дети до трех лет могут смотреть телепередачи не более чем 30 минут, дети до пяти лет - 40-50 минут, и от семи до тринадцати лет - 1,5-2 часа. Нужно учесть, что эти рекомендации даются для детей со 100% зрением. Но если дети имеют ослабленное зрение, время пребывания у телевизора или компьютера сокращается вдвое - втрое, или просмотр вообще не рекомендован. У слабовидящих детей процесс восприятия окружающих предметов характеризуется замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью, нечеткостью. Им противопоказана длительная непрерывная зрительная нагрузка: перегрузки ведут к быстрой утомляемости, резкому снижению остроты зрения и качества восприятия. Детей с ослабленным зрением следует обучать в специальных условиях, обеспечивающих охрану зрения. Поэтому жизнедеятельность детей с ослабленным зрением проходит с учетом зрительной нагрузки. Контролируется и длительность, и рациональное построение схемы детской деятельности, ее сменяемость и нагрузка, связанная с напряжением аккомодации глаза. Мы учитываем, что непосредственно зрительная работа в младшем возрасте не должна превышать 5-10 минут; в старшем - 15-20 минут. После такой нагрузки мы переключаем внимание детей на занятие не связанное со зрительным напряжением: чтение стихов, слушание произведений, слуховые дидактические игры. либо проводим 2-3 минутную физпаузу. Так же берется во внимание и чередование разного характера непосредственной образовательной деятельности. Между занятиями проводим эффективные для зрения 10-минутные перерывы. К примеру наблюдаем за птицами за окном, за облаками, или просто смотрим вдаль. Опыт показывает, что такое несложное упражнение, если его проводить ежедневно, помогает восстановить уровень зрительных функций, временное снижение которых под влиянием занятий неизбежно. В процессе работы с детьми активно проводим гимнастику для глаз.
В группе организована специфическая развивающая среда: в наличие есть специальные тренажеры для глаз ("Матрешка", "Жучки", приспособления для тренировки зрения (в том числе по ориентировке в пространстве, игрушки разнообразной цветовой окраски, звуковые игрушки, игрушки - манипуляторы (вкладыши, пирамидки и т. д., различные конструкторы, мозаики, дидактические игры на зрительную и слуховую ориентировку. Так же мы используем модифицированные зрительно-координаторные схемы-тренажёры. Место нанесения схем-тренажеров – стены и пол группы.
Стараемся обеспечить детям условия для овладения правилами поведения при умывании, раздевании, одевании. Для этого используются игровые ситуации бытового содержания с набором игр и игрушек типа «Оденем куклу на прогулку», «Сервируем стол», «Угощение для гостей», «Умываем куклу". Игры перед зеркалом с набором атрибутов по уходу за волосами, комплектом одежды для переодевания, бижутерия и детская косметика учат детей предметно-практическим действиям.
Таким образом, формируя у детей гигиенические основы здорового образа жизни, мы воспитываем в них культуру здоровья.