Ворошилова Ольга Александровна
Коми дидактическая игра в развивающей среде дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели:
Ворошилова Ольга Александровна
Ракина Нина Фёдоровна
КОМИ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА
«В народных играх нет педагогической навязчивости
И вместе с тем они вполне педагогические»
А. П. Усова
Публикация «Коми дидактическая игра в развивающей среде дошкольника» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Республика Коми
- Темочки
Мы с вами живем и трудимся на земле Коми. Земля – это нынешняя республика Коми – составная и равноправная часть Российской Федерации. Если кто-то здесь и не родился и не считает своей Родиной, то всё равно этот человек должен знать и уважать историю, традиции, жизнь, быт, язык местного коренного народа. И поэтому мы – педагоги должны включать в образовательно – воспитательный процесс Коми национально – региональный компонент.
Коми национальное искусство находит отражение в культуре духовной и материальной. Картины, изделия из дерева, меха, кожи, ткани, пряжи с традиционным орнаментом входит в дом как произведения, отвечающие нашему эстетическому вкусу. Мы очень мало встречаем в повседневной одежде национальный колорит, но тем большее значение они приобретают в сфере праздничного быта и отдыха людей.
Соединяя прошлое с настоящим, коми национальный орнамент говорит не только о культуре, но и о характере народа. Его ритм, цвет, форма, пронесенные через века, не мешают проявляться чувству современности. Мы видим это в изделиях наших коми мастериц.
Использование в развивающей среде детского сада различных изделий коми национального искусства формирует у дошкольников патриотические чувства, любовь к культуре родного края. Для того, чтобы ввести ребенка в этот яркий, культурный мир, воспитатель сам должен иметь определенные теоретические знания и практические навыки, ощущать живую связь поэзии и красоты, не ушедшей в прошлое, способной оказать самое положительное влияние на формирование художественного вкуса детей.
В основу орнаментального искусства Коми лег растительный, животный мир и человек, предметы быта. Так выделился орнамент, имитирующий рога барана, оленя, следы зверей и птиц, ветки ели, образа человека – оленевода, его жилища – чума.
Познакомить детей, раскрыть прекрасный мир коми орнамента – такую задачу мы поставили перед собой. Для этого мы используем необычную форму работы - дидактические игры, которые широко применяются в практике детских садов.
Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что «в ирге устанавливаются определенные отношения к окружающему, первые впечатления о Родине, ее культуре» (Т. С. Комарова, Н. А. Курочкина, А. П. Усова и др.); «…воспитываются дружеские чувства между детьми разных национальностей» (М. И. Богомолова, Э. К. Суслова); «…происходит приобщение к историческим событиям» (С. А. Козлова, Л. И. Беляева, В. П. Косорукова).
Решая задачи, поставленные в дидактических, ребенок учится вычленять отдельные элементы орнамента, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным признакам, рассуждать, делать обобщения, выводы, то есть развиваются умственные способности, расширяется кругозор, интерес к познанию окружающего мира.
Дидактические игры с коми орнаментом можно проводить в естественных условиях: на открытом воздухе, в группе, в утреннее и вечернее время. Дидактическая игра должна сохранять эмоциональный настрой, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач.
Хотим напомнить, что дидактическая игра – это одно из средств приобщения детей к народному творчеству Коми. И руководя дидактической игрой, педагог имеет широкие возможности использования разных форм организации игр с учетом требований современности.
В перспективе дидактические игры по ознакомлению с орнаментальным искусством Коми можно использовать не только в дошкольном, но и в младшем школьном возрасте; закреплять и расширять знания о декоративно – прикладном искусстве Коми; видеть черты национального своеобразия в облике людей, в их одежде, украшениях, архитектуре, предметах быта.