валентина шапошникова
Комментарии к презентации «Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд № 2 Актуальность Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Поэтому возникает необходимость охранять природу от уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение
Публикация «Комментарии к презентации „Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Слайд № 3 Цель: Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе и людям, как к части природы. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять антигуманным действиям.
Слайд №4 Задачи
-воспитывать у детей элементарные основы и знания экологической культуры;
-сформировать у детей эмоционально положительное отношение к природе,
-воспитывать желание постоянно соблюдать правила поведения в природе.
Слайд №5 Система экологических знаний. Часто небрежное, и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Именно поэтому воспитание сопереживания и сострадания должно происходить через формирование системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
• представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;
• понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
• осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическое место, и все они могут существовать одновременно.
Слайд №6 К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. При использовании природоведческой литературы для детей, необходимо учитывать ее воспитательное и обучающее воздействие, возрастные и индивидуальные особенности детей.
Слайд №7. В младшей группе в своей работе использовала творчество К. Д. Ушинского - основоположника русской педагогической науки. Он считал, что начинать обучение детей следует с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях
В своих книгах К. Д. Ушинский преследовал, как образовательные, так и художественные цели. Особенно ценны для детей дошкольного возраста небольшие рассказы педагога о животных. В них животные представлены с характерными повадками и неотделимо от их естественного поведения в природе
Слайд №8 Еще одним из основоположников детской природоведческой книги считаю В. Бианки. Его произведения просты и легки для восприятия, способствуют развитию наблюдательности и любознательности. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Сказки у Бианки- особенно познавательны, в них всё правда. В этих сказках нет волшебников, фей, злых духов. В них описаны интересные и самые настоящие приключения с птицами, насекомыми, зверями. В каждой сказке рассказано как по настоящему и по разному живут и действуют её герои.
Слайд №9 Особое место отводится работе с произведениями Е. Чарушина. Большой любитель и знаток природы- писатель и художник одновременно, он создал много простых и ясных образов, сюжетов. Иллюстрации автора к его произведениям, передавая настроение повествования, выделяя главное в ситуации, помогают детям осмыслить повествование, выполняют познавательные, дополняющие и эстетические функции, наряду с текстом формируя систему знаний и представлений детей об окружающем их мире. Эти иллюстрации связаны с замыслом писателя, помогают ребенку понять основные моменты содержания книги, подсказывают, как относится автор к героям и их поступкам, дополняя тем самым смысл текста.
Слайд №10Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги помогаю детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание. Главное внимание уделяю раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. Обязательное требование к беседе -- сохранить у детей непосредственность впечатлений от художественных образов. Но уводя дошкольника от сказки сопоставляя её образы с реальными предметами, объектами природы, помогаю обрести реалистические представления об окружающем мире. В старших группах дети с удовольствием интересуются литературой о природе, энциклопедического характера, особенно о животных.
Слайд №11
Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса, для того чтобы быть эффективным, должно решать три главных задачи:
• формирование адекватных экологических представлений о взаимосвязях в природе;
• развитие отношения к природе как нашему общему дому, переживание себя как части природы;
• формирование системы умений и навыков экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой.
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
• сформированы начала экологической культуры детей;
• - сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям
• природы, экологическое мышление;
• дети участвуют в пассивной деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы;
• у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
• наблюдается преодоление в характере дошкольников потребительского отношения к природе.
Спасибо за внимание.