Алина Большакова
Комбинированное логопедическое занятие на тему «Осень» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Комбинированное логопедическое занятие на тему «Осень»
для старших дошкольников.
Образовательная область: Познавательное развитие, Развитие речи, Художественно-эстетическое развитие.
Цель: Систематизировать и закрепить знания детей об осени, об осенних явлениях природы.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Комбинированное логопедическое занятие на тему „Осень“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзажной картине, композитором в музыкальном произведении и передавать его словом.
Активизировать словарь по теме (глаголы, прилагательные).
Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных.
Закреплять умение отвечать на вопросы развернутыми предложениями.
Развивающие:
Развивать монологическую речь, умение рассуждать, делиться впечатлениями, грамматически правильно выстраивая предложения.
Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений.
Воспитательные:
Воспитывать умение видеть красоту осенней природы в произведениях и картинах.
Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Оборудование и материалы: магнитофон, аудиозапись мелодии П. И. Чайковского «Осень», картина И. И Левитана «Золотая осень», алгоритм составления рассказа по теме «Осень», осенние листья, контуры листьев на бархатной бумаге, цветные нитки.
Предварительная работа: Беседа о приметах осени, наблюдение сезонных изменений на прогулке, заучивание стихов об осени, рассматривание репродукций картин об осени, выкладывание ниткой по контуру.
Ход занятия:
Дети играют в группе.
Включить мелодию П. И. Чайковского «Осень» сначала тихо, затем сделать погромче, чтобы дети обратили на нее внимание.
Логопед : Дети, что за музыку мы слышим? Что она вам напоминает (подвести к ответам на тему «Осени».
- Правильно, эта мелодия так и называется «Осень», а написал ее великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.
Логопед : : Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. А вы бы хотели отправиться в гости к Осени? (Ответы детей.)
- А где мы ее можем найти? (Ответы детей.)
- Вы правы, Осень сейчас можно встретить везде: и в парке, и в сквере, и в лесу, около детского сада и даже во дворе каждого дома.
Пойдемте на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.
Дети рассматривают картину с изображением осени
– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.
– Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.
– Какие листья на деревьях? – Желтые.
– Как вы думаете, как называется эта картина? (Ответы детей.)
- Почему эту картину можно назвать «Золотая осень?»
Логопед : Правильно, а что происходит осенью?
Дети:
• Листья желтеют
Воспитатель поочередно вывешивает на доске изображения осенних явлений
• Дождь идет
• Солнце греет мало
• День становится короче
• Птицы улетают в теплые края
• Животные готовятся к зиме
• Люди одеваются теплее
• Люди собирают урожай
Логопед : Здорово! Вы знаете, а ведь осень – это очень красивое время года. Художники любят ее рисовать, а поэты любят описывать красоту осени. Давайте присядем на полянку и полюбуемся на красоту осени и послушаем рассказ, который написал Г. Скребицкий, он называется «Художник – Осень»
"Все деревья и даже кусты разукрасила Осень : кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе".
Вопросы по прочитанному:
- Что осенью происходит с деревьями?
- Как Осень могла разукрасить?
- Какие деревья Осень разукрасить не смогла? Почему?
- Почему ели и сосны стали ярче в осеннем лесу?
- Можно ли Осень назвать художником? Почему?
- Какие краски использовала Осень.
Логопед : Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны. Предлагаю вам поиграть.
Дидактическая игра «Дополни предложение»
Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете.
На смену лету пришла (осень)
Осенью опадают (листья)
Дует холодный (ветер)
Стелиться (туман)
В лесу растут (грибы)
Моросит мелкий (дождик)
Солнышко все реже и реже выглядывает из-за… (туч)
Птицы собираются в стаи и … (улетают в теплые края)
- Молодцы! Вы правильно закончили предложения!
Физкультминутка
- Смотрите на меня и повторяйте движения за мной
Ветер подул (губы в трубочку — дуем)
Листья зашуршали (трут ладошки)
Ежик уснул (складывают руки под голову)
Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)
Птицы полетели… (машут ладошками)
- Запомнили? А теперь я говорю а вы показываете…
Ветер подул, ежик уснул и т. д.
Дидактическая игра «Осенние слова» (Подбери признак).
Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный листик.
Лист осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Я буду называть ключевое слово, а должны придумать слова прилагательные или существительные близкие по смыслу.
Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо.
Дети: — Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная); Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное).
Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые). Небо (серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное).
Логопед : Предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действие».
(Учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц.)
Лист (Что делает) - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
Птицы (Что делают) - улетают, перелетают, курлыкают, поют.
Дождь (Что делает) – моросит, льет, идет, капает.
Ветер (Что делает) – тучи разгоняет,
Пальчиковая игра «Осенний букет» :
Ребята, давайте соберем осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (загибают поочередно пальцы)
Мы соберем.
Маме осенний
Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).
- Ребята, а помочь нам собрать красивые листики в букет, могут вот эти ниточки.
Упражнение с элементами ниткографии «Выложи листик»
Логопед : Молодцы, ребята, так славно потрудились. Назовите, с какого древа листик у вас получился.
- У меня листик с березы- он березовый. И т. д
«Игра ДА или НЕТ»
- Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Логопед : Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии? Понравилось вам занятие? Поднимите веселое солнышко те, кому понравилось занятие, и грустное те кому занятие не понравилось.