Малова Юлия
Количественная и качественная оценка речевого развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Оценить связную речь ребенка зачастую под силу лишь специалисту. И всё бы ничего, но есть в данном вопросе одно «но». Редкий ребенок будет чувствовать себя абсолютно свободно, придя к совершенно незнакомому человеку на диагностику. Поэтому часто обследования специалистами дают не совсем верные результаты. Также на речь могут оказывать влияние состояние здоровья, усталость, чувство голода и т. п. Какие есть варианты решения данной проблемы? Вариантов может быть как минимум два: либо сделать обследование у специалиста многоступенчатым, либо попробовать самим родителям обследовать ребенка. Первый вариант предполагает большой ресурс по времени специалиста (знакомство, привыкание, совместные игры и лишь после установления контакта проведение обследования, поэтому не каждый логопед на это согласится. Второй вариант, в силу того, что родитель – это не специалист, предполагает, что обследование будет носить поверхностный характер. Но для понимания общей картины, направления работы и наблюдения динамики такой вариант вполне приемлем.
Публикация «Количественная и качественная оценка речевого развития ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Ниже предлагается комплексное обследование, которое подойдет детям 3-6 лет. Распечатайте задание и отмечайте сразу ответы ребенка по ходу общения-игры с ним.
1– е задание. Ассоциации.
Инструкция: «Я буду говорить слова, а ты к каждому из них придумай другое словечко. Например, праздник -. торт».
1. Стол — …
2. Песок — …
3. Рыбка — …
4. Волк —…
5. Ехать —….
6. Вкусный —…
Оценка теста: задание считаем выполненным, если по крайней мере, три верных ответа (т. е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).
2–е задание. Дополнить предложение недостающим словом (отражает активный словарь имен существительных).
Инструкция: «Я начну предложение, а ты закончи»
1. Мальчик пинает …
2. Бабушка готовит …
3. Ребенок слушает …
4. Заяц боится …
5. Настя надевает …
Оценка теста: задание считаем выполненным, если все ответы верные.
3– е задание. Подобрать как можно больше слов-действий (отражает активный глагольный словарь).
Инструкция: «Расскажи мне…»
1. Что делает бабушка?
2. Что делает птица?
3. Что делает лягушка?
4. Что делает машина?
5. Что делает солнце?
Оценка теста: задание считаем выполненным, если все ответы верные.
4– е задание. Подобрать как можно больше слов-признаков (отражает активный словарь имен прилагательных).
Инструкция: «Подумай, …»
1. Какой бывает медведь?
2. Какая бывает кошка?
3. Какая бывает песня?
4. Какие бывают дети?
5. Какое бывает настроение?
Оценка теста: задание считаем выполненным, если все ответы верные.
5– е задание. Изучить состояние грамматической стороны речи.
Инструкция: «У нас - стол, а у гномика -. (столик). Посчитаем по пальцам: один столик, два (столика, три (столика, четыре (столика, пять (столиков). Ох, как много у него. столиков».
Аналогично со словами:
1. Шапка - ___ 2 - ___ 5 - ___ много ___
2. Санки - ___ 2 - ___ 5 - ___ много ___
3. Лопатка - ___ 2 - ___ 5 - ___ много ___
Оценка теста: задание считаем выполненным, если даны хотя бы два верных ответа целиком.
6– е задание. Составить предложение с заданным словом (лучше использовать наглядный предмет или картинку).
Инструкция: «Посмотри на этот предмет и придумай что-нибудь про него. Например, вот фиалка. Что можно про нее сказать? Фиалку поливали и на ней распустились цветочки. "
1. Кубики.
2. Кофта.
3. Тарелка.
Оценка теста: задание считаем выполненным, если даны хотя бы два верных ответа.
7– е задание. Составить слово из трех заданных слов.
Инструкция для ребенка: «Чтобы сварить кашу нужна: крупа, вода, соль. Мы же будем "варить кашу" из слов. Используй в своем предложении такие слова:.»
1. Лес, много, грибы.
2. Бабушка, кресло, носки.
3. Мальчик, куличики, песочница.
Оценка теста: задание считаем выполненным, если даны три верных ответа.
8– е задание. Дополнить сложноподчиненное предложение логическим высказыванием.
Инструкция: «Я начну предложение, а ты его закончи»
1. Девочка вся промокла, потому что.
2. Папа проснулся, когда…
3. Мама испекла пирог, чтобы.
4. Мальчик выбрал машинку, которая.
Оценка: Оценка теста: задание считаем выполненным, если даны четыре верных ответа…
9– е задание. Исправить грамматические ошибки через переконструирование предложения.
Инструкция: «Сейчас я скажу предложение, но оно с ошибками. Исправь ошибки, произнеси предложение правильно»
1. Он играли в песочнице.
2. Мама пекла сладкое вафли.
3. Аня рисовала цветными карандаши.
4. Дети приехали от бабушка.
Оценка теста: задание считаем выполненным, если даны три верных ответа.
10– е задание. Подробно описать заданное действие.
Инструкция № 1: «Расскажи, как нарисовать красивый домик или то, что у тебя получается лучше всего рисовать».
Инструкция № 2: «Расскажи, как накрывают стол, какие есть правила во время еды и что делают после того, как покушают.».
Оценка теста: задание считаем выполненным, если дано полное и понятное объяснение одной из задач.
11– е задание. Продемонстрировать знания основных языковых элементов.
1. Назови одно слово!
2. Произнеси один звук!
3. Скажи одно предложение!
Оценка теста: задание считаем выполненным, если даны 2 верных ответа.
12– е задание. Составить произвольное высказывание, соблюдая условия запрета на определенные слова.
Инструкция: «Предлагаю сыграть в игру "Запретные слова". Я тебе задам вопрос, ты ответишь. Но твой ответ не должен содержать запретные слова"
(Запретные слова желательно предъявлять с помощью картинок)
1. Что делают с бананами? (запретные слова: бананы, едят).
2. Что умеет делать машина? (запрещенные слова: машина, ездит).
3. Какой заяц? (запрещенные слова: заяц, серенький).
Оценка теста: задание считаем выполненным, если даны 2 верных ответа.
Ответ должен быть в виде предложения, т. е. хотя бы два связных слова.
13-е задание. Составить рассказ по серии картинок
Инструкция: «Посмотри на эти картинки внимательно. Попробуй понять, что произошло и расскажи мне"
Оценка теста: задание считаем выполненным, если составлено не меньше 4
предложений, и хотя бы 2 из них развернутые.
14-е задание. Составить рассказ-описание по картинке
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку. Опиши подробно все, что ты заметил"
Оценка теста: задание считаем выполненным, если составлено не меньше 4
предложений, хотя бы 2 из них развернутые. Названо не меньше 5 характеристик.
15-е задание. Составь рассказ по картинке
Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку и расскажи мне поподробнее обо всем, что на ней происходит".
Оценка теста: задание считаем выполненным, если составлено не меньше 4
предложений, хотя бы 2 из них развернутые. Названо не меньше 5 объектов.
Картинки для последних заданий можно взять любые, для описания сюжетных картинок хорошо подойдут иллюстрации из книги Сутеева.
Обработка полученных данных
Количественная и качественная оценка речевого развития определяются по формуле:
Посчитайте, сколько заданий выполнил ребенок. Это будет З Посчитайте возраст ребенка в месяцах – В. Остаток больше 15 дней округляется до 1-го месяца. Например, если ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 месяца 17 дней — его календарный возраст равен 64 месяцам.
Теперь посчитайте коэффициент:
К=З*600:В
Пример:
Ребенок возрастом 64 месяца правильно выполняет 10 вербальных задач
К = 10 * 600 / 64 = 93,75 = 94.
Коэффициент показывает степень общего речевого развития ребенка. Границы распределения коэффициента:
от 1 до 9 — очень низкое речевое развитие;
от 10 до 41 — низкое речевое развитие;
от 42 до 108 — нормальное речевое развитие;
от 109 до 141 — высокое речевое развитие;
от 142 — очень высокое речевое развитие.