Раиса Кулюкина
Коллективные способы обучения младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, общаться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Публикация «Коллективные способы обучения младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Поделки. Мастерим с детьми
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Но обучение вне общения не существует. Поэтому обучение должно строиться так, как происходит общение между людьми. В Толковом словаре С. И. Ожегова дано следующая формулировка понятия общения «Общение – это взаимные отношения, деловая или дружеская связь» [18]. Вот такую связь мы должны установить в образовательном процессе.
Общение – это ведущий вид деятельности в подростковом возрасте, но подростки общаться не умеют – не умеют слышать и слушать, не умеют обмениваться информацией. Традиционные методы обучения отводят ученику пассивную роль слушателя, наблюдателя. Ведущая роль отводится учителю, который несёт знания ученику. Воспитание у учащихся умения включаться в общение, чувствовать себя комфортно в новых, непривычных условиях вносит важный вклад в общее воспитание и развитие учащихся. Вот почему при проведении многих учебных занятий отдают предпочтение коллективному способу обучения, как способу организации познавательной деятельности и развивающего общения учащихся. Правильно организованное общение снимает психологический дискомфорт его участников, создавая условия для посильного участия учащегося в процессе обучения.
Использование коллективных способов обучения на уроках позволяют реализовывать обучающие и воспитывающие функции уроков не только через содержание, но и через форму организации учебной деятельности, формировать такие качества учащихся, как коллективизм и ответственность в учебной работе.
Актуальность этой темы определяется огромной ролью, которую играют коллективные способы обучения (КСО) в развитии и формировании личности ребёнка, так как в ходе данного способа обучения формируется культура жизненного самоопределения, самоорганизации и самоконтроля. Эти способы обучения реализуют важнейшую задачу образования – научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все элементы деятельности взаимосвязаны, осознаны и полностью осуществлены учеником.
Коллективное обучение является одним из важнейших фактов развития ребёнка. На уроках мы наблюдаем, что взаимодействие школьников в ходе учебного процесса происходит редко. Учителю легче организовать учебный процесс по схеме: учитель- ученик, нежели ученик- ученик, ученик - ученики, поскольку КСО требует дополнительных затрат при подготовке к уроку, поэтому они редко используются в современной системе обучения.
Я пришла к выводу: учитель – ученик должны сотрудничать. Педагогу необходимо владеть азами психологии. Мои ученики – мои друзья, вот к чему надо стремиться. Существует предание: мудрец Диоген бродит средь бела дня с зажженным фонарем в руках и объясняет свое поведение словами: “Ищу человека”.
Обучение в школе – особый этап в жизни человека, он раскрывает творческий потенциал личности. Кому же, как не учителю развивать дарования, способности детей, помогать растить и открывать таланты. Так мы “ищем” человека. Где можно развивать творческую деятельность учащихся? Конечно там, где применяем КСО.