наталья немкова
Коллекционирование в детском саду как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Коллекционирование в детском саду как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Коллекционирование в детском саду как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Коллекционирование в детском саду - способ исследовательско - познавательной деятельности дошкольников. Оно способствует активизации имеющихся знаний, тренирует память, внимание, наблюдательность, развивает аккуратность, бережливость, творчество. Мы педагоги дошкольных учреждений довольно часто замечаем, что дети часто приходят в детский сад не с пустыми руками. Это могут быть мелкие игрушки, фантики, наклейки, вкладыши. Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательной резинки, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на общий взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. И это заложено в человеке самой природой. Таким образом, ребенок познает окружающий мир, свойства предметов. Когда ребенок собирает коллекцию, у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции. А показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, малыш учится общаться с другими людьми, строить с ними отношения.
Еще академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говорил, что оно приучает к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы.
Именно коллекционирование может стать замечательным увлечением, объединяющим взрослых и ребенка. Это доступный детям вид совместной деятельности, учитывающий индивидуальные интересы каждого, и удовлетворяющий присущую детям потребность в собирательстве "чудесных сокровищ".
Поэтому, тем кто хочет заниматься такой формой работы необходимо для начала приобщать детей и их родителей к коллекционированию.
Создать в групповой комнате новые элементы предметно-развивающей среды – такие как, центры коллекционирования, в которых организуются различные формы работы с воспитанниками, направленные на развитие их активности и самостоятельности. Разумно организованное коллекционирование воспитывает культуру познания, развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимости коллекций. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.
Коллекции могут быть самыми разными по тематике. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Коллекции следует разместить в доступном для детей месте.
Немаловажно правильно оформить собранную коллекцию. Собранные образцы при необходимости надо помыть, почистить, перебрать. Разместить их желательно в одинаковых коробочках, стаканчиках и т. д. Каждый образец должен быть пронумерован, приложен список. Так дети становятся активными участниками увлекательного и полезного занятия – коллекционирования.
После сбора коллекции, и ее детального рассмотрения, можно придумать и ее практическое применение. Например, коллекцию фантиков можно использовать для изготовления одежды для кукол, а косточками и семенами украсить вазы и посуду. Важно, чтобы предметы коллекции находили свое практическое применение в жизни. Например: коллекция животных, обитающих в других странах и континентах. В процессе игры с материалами коллекции воспитанники незаметно для себя выполняют различные упражнения: сравнивают фигурки животных, находят общее и отличное в строении, знакомятся с обитателями фауны других местностей. Коллекция ракушек «Обитатели морского дна» позволяет воспитанникам знакомиться со свойствами, строением, способствует развитию эстетического отношения к природной среде. Коллекционирование — это всегда поиск, а не покупка готового набора.
Новизна в том, что коллекционирование - одна из эффективнейших форм нетрадиционного обучения дошкольников, позволяющая углублять познавательные интересы детей. Именно поэтому оно помогает реализовать ФГОС Дошкольного образования.
Занятия коллекционированием не требуют больших материальных и физических затрат, ведь коллекционировать можно все, что угодно. Дети, которые занимаются осознанным собиранием чего-либо более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели. Это совместная исследовательская работа взрослых и детей
Детям свойственно постоянно что-то делать с собранным в коллекцию материалом. Если предметы коллекции нельзя взять в руки, поменять местами и провести с ними иные манипуляции, то такая коллекция перестает быть интересной. Например, если собирается коллекция из моделей машинок, то их можно использовать для игры. Игрушки из киндер-сюрпризов хорошо подходят для сюжетной игры. Камни и ракушки дети могут брать, рассматривать, трогать пальцами рук со всех сторон и показывать другим людям. Задача взрослых заключается в том, чтобы научить детей замечать во всех этих предметах что-то особенное и прекрасное, а также необычное и чудесное. данная форма работы дает очень многое детям и взрослым, в первую очередь расширяет кругозор детей, углубляет и систематизирует знания, так необходимые для обучения в школе, так же дети становятся более любознательными, активными, все больше интересуются новым.
Если вы еще пока равнодушны к составлению коллекции, советую попробовать, понаблюдать, что собирают ваши дети. И вы убедитесь, как это интересно и познавательно.