Пастушенко Марина Валерьевна
Когда педагоги и семьи воспитанников — сплочённый коллектив
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться своим педагогическим опытом работы по взаимодействию с семьями своих воспитанников. Ведь для маленького ребенка с нарушение зрения – семья это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учиться любить и радоваться, сочувствовать. Семья для ребенка с нарушением зрения – почти единственный социальный институт, формирующий его личность. Это коллектив, где его члены взаимосвязаны определенными обязательностями. И здесь важно разумное равенство всех членов семьи. Это непременное условие в усвоении ребенком очень важного понятия: я не один на свете, рядом со мной есть мама, папа, брат или сестра, бабушка, дедушка – и у них так же есть свои желания, с которыми нужно считаться. Вся жизнь взрослых это пример для маленьких. И первостепенную роль играет пример родителей, их отношение к людям, труду, общественным обязанностям.
Публикация «Когда педагоги и семьи воспитанников — сплочённый коллектив» размещена в разделах
Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка в слепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Результатом осуществления взаимодействия с семьей является установление в первую очередь доверительно делового контакта, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов, что особенно необходимо при успешном воспитании детей.
Неправильное отношение к своему дефекту в сочетании с негативными свойствами личности, формирующимися у слепых и слабовидящих, прежде всего, связано с влиянием семьи.
Можно выделить три основные негативные системы семейного воспитания, формирующие у детей иждивенческие наклонности, эгоизм, повышенные требования к окружающим и заниженные — к себе. Последствиями гипероопеки являются такие свойства личности как безынициативность, отсутствие потребности в труде, изнеженность, избалованность.
Особенно пагубно сказывается на формировании личности ребенка с ОВЗ сочетание гиперопеки с постоянным поощрением отдельных, по выражению В. П. Гудонина (1995, «мнимых» успехов. Например, ребенка превозносят за знание большого количества стихов и не замечают его неумения и нежелания научиться самостоятельно, одеваться. Такое воспитание приводит к необоснованно завышенной самооценке, что также опасно, как и занижение потенциальных возможностей.
У детей, которых из-за боязни травм, родители ограничивают во всех видах деятельности и общения, жестко подавляя всякую инициативу, появляется страх передвижения, нежелание что-либоделать самостоятельно.
В случаях, когда родители стесняются дефекта ребенка (прячут его от соседей, отдельно кормят, гуляют в безлюдных местах, заставляют снимать очки на улице, берут с собой в гости только зрячих детей и т. п., у него формируются такие черты как замкнутость, зависть, неуверенность в себе и т. п.
Игнорирование дефекта приводит родителей к непониманию трудностей ребенка, предъявлению к нему требований, не соответствующих его зрительным возможностям (особенно от этого страдают слабовидящие, провоцируют упрямство, нервные расстройства, отчужденность, подавленность в отношениях с окружающими.
Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение ребенком существенных для него потребностей социального характера: потребности в общении, в одобрении, в уважении, в эмоциональном контакте.
Свою негативную лепту в формировании отношения ребенка с нарушением зрения к себе вносит и общество своим неадекватным отношением к дефекту. Стараясь избежать неприятной для себя реакции окружающих (оскорблений сверстников, нетактичных высказываний взрослых, ребенок стремится к самоизоляции. Факты изоляции инвалидов по зрению в обществе косвенно подтверждают материалы исследования В. П. Гудониса.
Таким образом, коррекционная работа по формированию адекватного отношения к своему дефекту должна составлять неотъемлемую часть воспитания детей с нарушением зрения.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы педагогическими средствами помочь детям осознать, что именно отличает их от нормально видящих, показать специфические особенности и трудности, являющиеся следствием дефекта зрения, раскрыть способы преодоления трудностей, а также пути и условия успешной интеграции в общество зрячих.
При взаимодействии с семьями детей с нарушениями зрения. Задача воспитателя состоит в том, чтобы педагогическими средствами помочь детям осознать, что именно отличает их от нормально видящих, показать специфические особенности и трудности, являющиеся следствием дефекта зрения, раскрыть способы преодоления трудностей, а также пути и условия успешной интеграции в общество зрячих. Можно выделить следующие качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Исходя из этого следует, что можно выделить три группы родителей:
«Родители – активисты» - которые умеют, и находят время для участвуя в воспитательном процессе, они активные участники педагогического процесса. Эти родители заинтересованы в успехах своих детей. В основном в эту группу входят не работающие мамы.
«Родители – исполнители» - эти родители принимают участие только при условии значимой мотивации, они заинтересованы, но предпочитают решать проблемы с помощью специалистов.
«Родители – наблюдатели» - это равнодушные живущие по принципу «Меня так же воспитывали».
Исходя из этого, мы определяем следующие направления работы с родителями:
Взаимодействие
Взаимоинформирование
Совместная деятельность
Для успешного взаимодействия с семьями, мы стараемся гармонично сочетать и интегрировать традиционные формы работы (Анкетирование, индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания) с инновационными формами работы.
Свою работу мы начинаем с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Используя сочетание уже традиционного метода (анкетирование) с инновационным методом интервьюированием.
Так же в своей работе мы используем:
Интерактивные методы взаимодействия с семьями воспитанников. Это общение на своих страничках на сайте детского сада и в нашей группе в «Контакте»
Мастер классы, направленные на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях, а так жена организацию игр в вечерние часы и в выходные или праздничные дни.
Мастер класс в средней группе «Игрушка из ткани»
Совместные праздники, досуги, развлечение.
Олимпиада в подготовительной группе «Наш любимый зимний вид спорта»
Участие родителей в семейных конкурсах, выставках
Выставка рисунков «Наш любимый сказочный герой»
Совместно с родителями организуем мини-музеи. Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученной знаний у детей.
Мини-музей «Динозавры»
Одной из новых форм во влечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовать родителей перспективам нового направления развития детей. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересовать в формировании предметно- пространственной среды.
Результаты реализации проекта в средней группе
«В царстве добрых сказок»
Наглядно – информационные формы организации общения педагога иродителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения
Торжественное вручение благодарственных писем наиболее активным родителям. Каждый человек, сделав какую либо работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить наших родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей. Что позволяем нам привлечь к работе родителей из третьей группы «Родители наблюдатели».
Все выше перечисленное помогает нам лучше узнать семью ребенка, опыт семейного воспитания, что способствует в подборе наиболее эффективных методов работы с воспитанниками.
В этих и других формах работы, мы используем: современные методы работы с родителями, ориентированные на получение знаний «не в готовом виде», а в результате совместного поиска и осмысления.
Любая традиция – это бывшая инновация, и любая инновация в потенциале – будущая традиция. На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Используя разнообразные формы работы, дало определенные результаты: родители стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Об эффективности проводимой работы свидетельствуют:
• Проявление интереса у родителей к содержанию образовательного процесса;
• Увеличениеколичества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка;
• Стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателями и специалистами;
• Совместная деятельность педагогов и родителей положительно влияет на самих воспитанников;
• Размышление родителей о тех или иных методах воспитания;
• Повышение их активности в совместных мероприятиях;
Однако пока еще инициатива больше исходит от нас педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают нас. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, будем искать новые пути сотрудничества с родителями.
Список используемой литературы:
1. Гудонис В. П. Социальные и психолого-педагогическиеосновы интеграции лиц с нарушением зрения: Авторе. дисс. на соиск. уч. ст. докт. психол. наук. — М., 1995.
2. Солнцева Л. И., Денискина В. З. Психология воспитания детей с нарушением зрения [Текст] / Л. И. Солнцева, В. З. Денискина. – М. : Налоговый вестник, 2004. – 320 с.
3. Никандров Н. Д. " Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий". М. Пед. общество России. 2000 г. Стр. 266, 269.