Приложение МААМ

Когда педагоги и семьи воспитанников — сплочённый коллектив

Пастушенко Марина Валерьевна
Когда педагоги и семьи воспитанников — сплочённый коллектив
▼ Скачать + Заказать документы

Хочу поделиться своим педагогическим опытом работы по взаимодействию с семьями своих воспитанников. Ведь для маленького ребенка с нарушение зрения – семья это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учиться любить и радоваться, сочувствовать. Семья для ребенка с нарушением зрения – почти единственный социальный институт, формирующий его личность. Это коллектив, где его члены взаимосвязаны определенными обязательностями. И здесь важно разумное равенство всех членов семьи. Это непременное условие в усвоении ребенком очень важного понятия: я не один на свете, рядом со мной есть мама, папа, брат или сестра, бабушка, дедушка – и у них так же есть свои желания, с которыми нужно считаться. Вся жизнь взрослых это пример для маленьких. И первостепенную роль играет пример родителей, их отношение к людям, труду, общественным обязанностям.

Публикация «Когда педагоги и семьи воспитанников — сплочённый коллектив» размещена в разделах

Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка в слепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Результатом осуществления взаимодействия с семьей является установление в первую очередь доверительно делового контакта, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов, что особенно необходимо при успешном воспитании детей.

Неправильное отношение к своему дефекту в сочетании с негативными свойствами личности, формирующимися у слепых и слабовидящих, прежде всего, связано с влиянием семьи.

Можно выделить три основные негативные системы семейного воспитания, формирующие у детей иждивенческие наклонности, эгоизм, повышенные требования к окружающим и заниженные — к себе. Последствиями гипероопеки являются такие свойства личности как безынициативность, отсутствие потребности в труде, изнеженность, избалованность.

Особенно пагубно сказывается на формировании личности ребенка с ОВЗ сочетание гиперопеки с постоянным поощрением отдельных, по выражению В. П. Гудонина (1995, «мнимых» успехов. Например, ребенка превозносят за знание большого количества стихов и не замечают его неумения и нежелания научиться самостоятельно, одеваться. Такое воспитание приводит к необоснованно завышенной самооценке, что также опасно, как и занижение потенциальных возможностей.

У детей, которых из-за боязни травм, родители ограничивают во всех видах деятельности и общения, жестко подавляя всякую инициативу, появляется страх передвижения, нежелание что-либоделать самостоятельно.

В случаях, когда родители стесняются дефекта ребенка (прячут его от соседей, отдельно кормят, гуляют в безлюдных местах, заставляют снимать очки на улице, берут с собой в гости только зрячих детей и т. п., у него формируются такие черты как замкнутость, зависть, неуверенность в себе и т. п.

Игнорирование дефекта приводит родителей к непониманию трудностей ребенка, предъявлению к нему требований, не соответствующих его зрительным возможностям (особенно от этого страдают слабовидящие, провоцируют упрямство, нервные расстройства, отчужденность, подавленность в отношениях с окружающими.

Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение ребенком существенных для него потребностей социального характера: потребности в общении, в одобрении, в уважении, в эмоциональном контакте.

Свою негативную лепту в формировании отношения ребенка с нарушением зрения к себе вносит и общество своим неадекватным отношением к дефекту. Стараясь избежать неприятной для себя реакции окружающих (оскорблений сверстников, нетактичных высказываний взрослых, ребенок стремится к самоизоляции. Факты изоляции инвалидов по зрению в обществе косвенно подтверждают материалы исследования В. П. Гудониса.

Таким образом, коррекционная работа по формированию адекватного отношения к своему дефекту должна составлять неотъемлемую часть воспитания детей с нарушением зрения.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы педагогическими средствами помочь детям осознать, что именно отличает их от нормально видящих, показать специфические особенности и трудности, являющиеся следствием дефекта зрения, раскрыть способы преодоления трудностей, а также пути и условия успешной интеграции в общество зрячих.

При взаимодействии с семьями детей с нарушениями зрения. Задача воспитателя состоит в том, чтобы педагогическими средствами помочь детям осознать, что именно отличает их от нормально видящих, показать специфические особенности и трудности, являющиеся следствием дефекта зрения, раскрыть способы преодоления трудностей, а также пути и условия успешной интеграции в общество зрячих. Можно выделить следующие качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Исходя из этого следует, что можно выделить три группы родителей:

«Родители – активисты» - которые умеют, и находят время для участвуя в воспитательном процессе, они активные участники педагогического процесса. Эти родители заинтересованы в успехах своих детей. В основном в эту группу входят не работающие мамы.

«Родители – исполнители» - эти родители принимают участие только при условии значимой мотивации, они заинтересованы, но предпочитают решать проблемы с помощью специалистов.

«Родители – наблюдатели» - это равнодушные живущие по принципу «Меня так же воспитывали».

Исходя из этого, мы определяем следующие направления работы с родителями:

Взаимодействие

Взаимоинформирование

Совместная деятельность

Для успешного взаимодействия с семьями, мы стараемся гармонично сочетать и интегрировать традиционные формы работы (Анкетирование, индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания) с инновационными формами работы.

Свою работу мы начинаем с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Используя сочетание уже традиционного метода (анкетирование) с инновационным методом интервьюированием.

Так же в своей работе мы используем:

Интерактивные методы взаимодействия с семьями воспитанников. Это общение на своих страничках на сайте детского сада и в нашей группе в «Контакте»

Мастер классы, направленные на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях, а так жена организацию игр в вечерние часы и в выходные или праздничные дни.

Мастер класс в средней группе «Игрушка из ткани»

Совместные праздники, досуги, развлечение.

Олимпиада в подготовительной группе «Наш любимый зимний вид спорта»

Участие родителей в семейных конкурсах, выставках

Выставка рисунков «Наш любимый сказочный герой»

Совместно с родителями организуем мини-музеи. Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученной знаний у детей.

Мини-музей «Динозавры»

Одной из новых форм во влечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовать родителей перспективам нового направления развития детей. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересовать в формировании предметно- пространственной среды.

Результаты реализации проекта в средней группе

«В царстве добрых сказок»

Наглядно – информационные формы организации общения педагога иродителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения

Торжественное вручение благодарственных писем наиболее активным родителям. Каждый человек, сделав какую либо работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить наших родителей. Приятно видеть счастливые глаза взрослых, когда они слышат слова благодарности в свой адрес и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей. Что позволяем нам привлечь к работе родителей из третьей группы «Родители наблюдатели».

Все выше перечисленное помогает нам лучше узнать семью ребенка, опыт семейного воспитания, что способствует в подборе наиболее эффективных методов работы с воспитанниками.

В этих и других формах работы, мы используем: современные методы работы с родителями, ориентированные на получение знаний «не в готовом виде», а в результате совместного поиска и осмысления.

Любая традиция – это бывшая инновация, и любая инновация в потенциале – будущая традиция. На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Используя разнообразные формы работы, дало определенные результаты: родители стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Об эффективности проводимой работы свидетельствуют:

• Проявление интереса у родителей к содержанию образовательного процесса;

• Увеличениеколичества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка;

• Стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателями и специалистами;

• Совместная деятельность педагогов и родителей положительно влияет на самих воспитанников;

• Размышление родителей о тех или иных методах воспитания;

• Повышение их активности в совместных мероприятиях;

Однако пока еще инициатива больше исходит от нас педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают нас. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, будем искать новые пути сотрудничества с родителями.

Список используемой литературы:

1. Гудонис В. П. Социальные и психолого-педагогическиеосновы интеграции лиц с нарушением зрения: Авторе. дисс. на соиск. уч. ст. докт. психол. наук. — М., 1995.

2. Солнцева Л. И., Денискина В. З. Психология воспитания детей с нарушением зрения [Текст] / Л. И. Солнцева, В. З. Денискина. – М. : Налоговый вестник, 2004. – 320 с.

3. Никандров Н. Д. " Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий". М. Пед. общество России. 2000 г. Стр. 266, 269.

Публикации по теме:

«Хорошо, когда мы вместе». Фотоотчёт о развлечении ко Дню семьи, любви и верности«Хорошо, когда мы вместе». Фотоотчёт о развлечении ко Дню семьи, любви и верности Если взять любовь и верность К ним добавить Чувство,нежность, Всё умножить на года, То получится - СЕМЬЯ! Такими замечательными словами.

Фотоотчет о конкурсе «Педагоги за безопасность на дороге»Фотоотчет о конкурсе «Педагоги за безопасность на дороге» Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Большое внимание данной.

Конспект занятия «Счастье семьи. Мы и наши родители» для воспитанников 6 группы детей с ОВЗ Тема: «Счастье семьи. Мы и наши родители". Направление: Программа духовно-нравственного развития и воспитания. Блок нравственно-этическое.

Консультация для родителей, воспитанников старшей группы «Масленица, в кругу семьи!» Масленицаэто интересный, древний языческий праздник, который праздновался ещё, до крещения Руси и посвящался праздник поклонению Солнцу.

Родительское собрание «Когда в ответе родители, или Роль семьи в воспитании детей» Тема: Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей. Форма проведения – круглый стол. Цель. Активизировать и обобщить воспитательные.

Мой творческий коллективМой творческий коллектив Что не праздник, то новая сказочная страничка, в которой каждый участник - артист непосредственного волшебного действия. Как все волнуются.

Новый учебный год — новые успехи, новые достижения и замечательный сложившийся коллектив. ФотоотчётНовый учебный год — новые успехи, новые достижения и замечательный сложившийся коллектив. Фотоотчёт Ещё продолжаются отпуска,народ путешествует, копошится на дачах и огородах, оздоравливает детей на море, гостит у любимых родственниках.

Педагоги, дети и родители — мы вместе. ФотоотчетПедагоги, дети и родители — мы вместе. Фотоотчет «На тропинках, на дорожках Снег таинственно лежит. Он лежит и нас тревожит, Человек в снегу скользит. Человек идти спокойно В красоте такой.

Репортаж об участии в форуме «Педагоги России: инновации в образовании»Репортаж об участии в форуме «Педагоги России: инновации в образовании» Всем доброго времени суток! Сегодня, хочу рассказать о важном для меня и моих коллег мероприятии. Совсем недавно, 1 марта в Нижнем Новгороде,.

Репортаж о всероссийском форуме «Педагоги России-инновации в образовании»Репортаж о всероссийском форуме «Педагоги России-инновации в образовании» 7-8 октября в городе Сургут проходит Всероссийский форум "Педагоги России: инновации в образовании". В состав делегация Октябрьского района.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Когда педагоги и семьи воспитанников — сплочённый коллектив
Опубликовано: 23 января 2020 в 14:19
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Когда педагоги и семьи воспитанников — сплочённый коллектив» (включая файлы) размещена пользователем Пастушенко Марина Валерьевна (УИ 2190230) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД