Привалова Наталья Николаевна
Способы тренировки памяти
▼ Скачать
«Когда искрится белый снег…»
Сегодня мы поговорим о памяти, о способах ее тренировки и развития, обратиться к которым возможно в любом возрасте, но, как говорится, чем раньше, тем лучше. Дошкольный возраст – благодатное время для тренировки памяти. А она обладает поистине волшебными свойствами. Память дает возможность «увидеть» снова то, что мы видели когда-то много раз или наблюдали однажды.
Публикация «Способы тренировки памяти» размещена в разделах
Память бывает разная. Есть память чувств, в которой «хранятся» радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Мы можем вспомнить вкус дыни, которую ели месяц назад, потому что у нас есть память на вкусовые ощущения. Зимой мы помним, как пахнет осенний лес, потому что есть память на запахи. Шумит дождь за окном. Дождь проходит, а его шум остается в памяти. Это память уха – слуховая память. Руки привычно режут хлеб, выводят буквы, делают каждодневную работу. Ноги привычно вращают педали велосипеда. Они «запомнили» нужные движения. Это двигательная память. А органы речи «помнят», как нужно произносить слова. Это речедвигательная память.
Как тренировать память? Помогут в этом игры. Вот некоторые из них.
Начнем со зрительной памяти.
Представьте, что вы увидели красивую птицу (ребенку можно показать ее изображение на компьютере). Птица улетела, но в памяти остается ее образ. Это работает память глаз – зрительная память. Предложите ребенку описать эту птицу словами, а затем нарисовать.
Игра «Фотография». Разложите на столе любые игрушки или другие предметы. Предложите ребенку глазами «сфотографировать» этот набор. Затем «фотограф» отворачивается, а ведущий убирает предмет или несколько предметов и предлагает, сделав повторную «фотографию», сравнить «снимки» и определить, чего не хватает на втором.
Игра «Дом моделей». Перед началом просмотра мультфильма предложите ребенку представить, что он – модельер, если вы сами включитесь в игру и станете «коллегой», то это только сделает игру интереснее. Задача «модельера» - отметить, как и во что одеты герои или конкретный герой мультика, а после просмотра, рассказать о «веяниях моды» в данном мультике.
Игра «Путешественники». Возвращаясь из детского сада, вместе с ребенком запоминайте, все строения, сооружения, расположение дороги, поворотов и т. д. затем надо зарисовать свой маршрут.
Речедвигательная и слуховая памяти.
Почему две памяти вместе? Потому что они тесно «дружат». Как?
Давайте позовем на помощь движения. Как правильное движение транспорта по дороге предохраняет от аварий, так правильное движение руки при письме предохраняет от ошибок. Вопрос: движение чего? Вы прекрасно знаете, что движется при письме рука. Но, как ни странно, не только: при письме происходит еще и движение органов речи. Но ведь мы пишем молча. Это так и не так.
Ученый – психолог Николай Николаевич Жинкин, начавший исследования в этой области еще в годы Великой Отечественной войны в госпиталях, доказал, что во время письма происходят почти незаметные, крошечные движения органов речи. Так что органы речи тоже «запоминают», как пишутся слова и помогают их писать. Но если у них получается даже и потихоньку, то громко, вслух, должно получиться гораздо лучше.
Если с ребенком громко проговаривать по слогам «трудные» или новые для него слова, то сразу же «включается» речедвигательная память, которая поможет ему в школьные годы при написании этого слова. А тут еще на помощь речедвигательной памяти приходит друг – слуховая память. Помните, как доктор Айболит поговаривал по слогам слово, чтобы хорошенько его запомнить: «И одно только слово твердит: «Лим-по-по, Лим-по-по, Лим-по-по!»
Проговаривая слова, можно сразу убить двух зайцев: «включить» «на полную катушку» и речедвигательную память, и слуховую.
С ребенком можно, проговаривая каждое слово, учить стихи, скороговорки и т. д.
Трудно ли проговаривать слова? «Совсем нетрудно, - наверное скажете вы, - мы всю жизнь говорим». Давайте попробуем. Проговорим отчетливо предложение: На дворе трава, на траве дрова. Если получится плохо, проговорите совсем медленно, отчетливо по слогам. Сделайте это несколько раз (можно делать в несколько приемов, пока не получите результат.
Вот несколько скороговорок. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. От топота копыт пыль по полю летит. А вот стихотворение Ирины Токмаковой, которое так и называется «Скороговорка».
Был кашеваром кашалот,
А кашеедом кит.
Но простудился кашалот,
Стал сильно кашлять он. И вот –
Стал кашеедом кашалот,
А кашеваром кит.
Вы, конечно же, знаете и другие скороговорки, включайте их в игры с ребенком.
Игра «Послушай музыку дождя». Предложите ребенку на слух определить назначение звука: едущая машина, цокот копыт, шум шагов, стук ложек, звон монет и т. д. Можно вместе с ним послушать шум улицы, дома и выделить характерные звуки.
А теперь поговорим о рукодвигательной памяти. Рука «запоминает» движения и выводят на бумаге знакомые слова, линии, очертания и т. д. Все это происходит как бы само самой без усилий на обдумывание.
Писать, рисовать или повторять какие-либо действия с детьми можно и мысленно. Повторение в уме – хороший способ тренировки памяти.
О знаменитом итальянском скрипаче Никколо Паганини рассказывают, что он иногда готовился к выступлениям беззвучно, не прикасаясь смычком к струнам, но повторяя его движения мысленно. Многократная чемпионка мира по фигурному катанию Ирина Роднина не только тренировалась на льду перед выступлением, но и «прокатывала» программу в воображении.
Воображение помогает «включать» разные виды памяти. Буратино, например, «закрыл глаза и увидел жареную курицу на тарелке. Открыл глаза – тарелка с курицей исчезла. Он снова закрыл глаза и увидел тарелку манной каши пополам с малиновым вареньем. Открыл глаза – тарелка опять исчезла». Уж если деревянный человечек из сказки А. Толстого «Золотой ключик» вспомнил то, чего не мог знать, то наши продвинутые дети действительно знают довольно много.
А игра «Вообразилия» поможет им в тренировке и воображения, и памяти. Вариантов этой игры множество. Например, вообразите, что едете на бал. Ребенок расскажет, на чем он поедет, как будет одет, какие манеры поведения необходимо «пустить в ход» и много чего еще, что подскажут ему память и фантазия.
Игра «Пересказ». Предлагается пересказать кратко или подробно только что прочитанное стихотворение, небольшой рассказ.
Например, расскажите, что случилось с ужом из стихотворения Ренаты Мухи.
Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса.
Она ужалила в живот.
Ужу ужасно больно.
Вот.
А доктор еж сказал ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же, думается мне,
Вам лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот.
Пересказывать можно от первого лица, второго, от лица зрителя и так далее.
Итак, мы поговорили о нескольких видах памяти. Может быть, их так же много, как видов человеческой деятельности. Ведь есть память на лица и даты, номера телефонов и фамилии. Есть музыкальная память – музыканты «держат» в памяти множество великих произведения. О доброй силе памяти писал поэт Давид Самойлов. В его стихах есть птица-память, ветер-память, деревья - память. А заканчивается это стихотворение словами:
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит.
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память-снег летит и пасть не может…
Все виды памяти помогают человеку. Но чтобы они работали в полную силу, о них надо заботиться: тренировать и развивать. Это так же обязательно, как поливать цветы, чтобы они хорошо росли.
Как хорошая спортивная форма – результат усилий спортсмена и тренера, так и хорошая память ребенка - результат совместных усилий его самого, родителей, воспитателей, всех взрослых, которые его окружают.