Приложение МААМ

Внеклассное мероприятие «Книжкины именины. В гостях у сказки» (2 фото)

Светлана Морозова
Внеклассное мероприятие «Книжкины именины. В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: познакомить детей с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра; развивать мышление, речь, формировать умение передавать содержание произведения; воспитывать интерес к народному творчеству, русской словесности.

Оборудование: выставка книг со сборниками русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, карточки с пословицами, видеокассета или диск с русской народной сказкой; на доске – названия русских народных сказок.

Внеклассное мероприятие «Книжкины именины. В гостях у сказки»

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Постановка целей

Публикация «Внеклассное мероприятие „Книжкины именины, В гостях у сказки“» размещена в разделах

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.

3. Актуализация знаний

Рассказ учителя:

- Ребята, когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далеком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал ее слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то свое. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя ее автора не запоминалось.

Беседа.

- Как первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? (ответы детей)

- Молодцы! И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Не даром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней…» Продолжите пословицу хором: …намек, добрым молодцам урок.

4. Изучение нового материала.

- Посмотрите на обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы?

- Есть ли на обложке фамилии авторов?

- Почему?

- Иногда в книге указывается фамилия писателя, который пересказал для нас эту народную сказку.

- Перелистаем страницы книги. В нашей книге одна сказка или несколько?

Книга, в которой собраны несколько сказок, называется сборником сказок.

- Как нам найти сказку, которую мы хотим прочитать в сборнике?

- Верно, надо открыть содержание.

- Давайте найдем в содержании сказку «Волк и Коза».

- Кто обработал сказку? (А. Н. Афанасьев)

- Давайте прочитаем сказку вместе. Я буду читать слова автора. Девочки хором – слова козы, а мальчики – слова волка.

Работа с текстом (есть в Приложении).

- Чему учит эта сказка? Какова ее главная мысль? Подберите одну из пословиц на доске:

Волков бояться – в лес не ходить.

Как аукнется, так и откликнется.

Худо тому, кто добра не делает никому.

- Чем закончилась сказка? Как волк был наказан за свое коварство? Прочитайте.

- Перечитайте начало сказки.

- Часто сказки начинаются словами «Жили-были…»Это одна из примет русских народных сказок – сказочный зачин.

- Прочитайте сказочную концовку – еще одну примету русских народных сказок.

- Какие еще приметы народных сказок вы заметили в тексте? (старинные слова) Приведите примеры. (воротится, запрут, отопрут, бирюк, волк, причитывать, брюхо, доставалися)

- В сказках встречаются устойчивые сочетания слов. Например: давным-давно, видано-невидано и др. Найдите и вы в сказке такие слова (крепко-накрепко, строго-настрого, жить-поживать)

Сегодня на уроке мы выясним, какие еще сказки вы читали. Будем учиться искать признаки народных сказок, подбирать пословицы, определять главную мысль сказки.

5. Проверка домашнего задания.

На столах у вас лежат карточки с пословицами. Прочитайте их. Вспомните, к какой русской народной сказке подходит та или иная пословица, подтверждая главную мысль сказки?

Работа по карточкам (есть в Приложении).

6. Закрепление изученного.

- Все сказки можно условно разделить на три группы? Какие? (бытовые, о животных, волшебные)

- Какие волшебные персонажи встречаются нам в сказках? (Баба Яга, Жар-Птица, Сивка-Бурка и т. д.)

Волшебные сказочные персонажи – это одна из примет народных сказок. Давайте отыщем и другие сказочные приметы.

Работа с таблицей.

7. Литературная игра.

А теперь поиграем и выберем знатоков русских народных сказок.

Первый тур.

- Угадай, из какой сказки этот предмет?

Учитель показывает картинки: репа, кувшин и тарелка, печка, яйцо, стрела, гусли, яблоко, перо.

Второй тур.

- Кому принадлежат эти слова?

«Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.»

«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная?»

«Не пей, братец, козленочком станешь»

«Фу-фу! Русским духом пахнет!»

«Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой.»

«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закаулочкам!»

«Вижу-вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок!»

«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве».

Третий тур.

Разгадывание кроссворда.

Четвертый тур.

- Назовите сказки, в которых главным героем была лиса (заяц, медведь).

Пятый тур.

- Доскажи словечко:

Курочка, Баба, Жар, Иванушка, Царевна, Гуси, Ковер, Скатерть, Сапоги, Коза, Лисичка, Петушок, Мальчик, Змей, Крошечка, Василиса, Сивка ….

Шестой тур.

- Ответьте на вопросы:

- Чем угощала лиса журавля?

- Чем подавился петушок?

- Из чего варил кашу солдат?

- Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси-лебеди».

- Кого заморозил Мороз - Синий нос?

Награждение активных памятными медалями и дипломами.

8. Просмотр русской народной сказки (видео).

Анализ содержания по вопросам учителя (определение главной мысли, положительные и отрицательные герои и т. д.)

9. Итог урока.

- Итак, сегодня мы вспомнили… русские народные сказки.

- Какие признаки русских народных сказок вы знаете? (Сказочные зачин и концовка, волшебные предметы, устойчивые сочетания слов и т. д.)

Фото «Книжкины именины. В гостях у сказки»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Волк и коза

Жила – была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму. Как только уйдёт, козлятки запрут за ней избушку, а сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоёт:

Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю!

Козлятки тотчас отопрут двери и впустят мать. Она покормит их и опять уйдёт в бор, а козлятки запрутся крепко – накрепко. Волк всё это и подслушал. Выждал время, и только коза в бор, он подошёл к избушке и закричал своим толстым голосом:

Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла…

А козлятки отвечают:

- Слышим, слышим – не матушкин голосок! Наша матушка поёт тонким голоском.

Волк ушёл и спрятался.

Вот приходит коза и стучится:

Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю!

Козлятки впустили мать и рассказали ей, как приходил к ним бирюк и хотел их поесть. Коза накормила их и, уходя в бор, строго – настрого наказала: коли кто придёт к избушке и станет просить толстым голосом, того ни за что не впускать в двери.

Только что ушла коза, волк прибежал к избе, и начал причитывать тоненьким голоском :

Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю!

Козлятки не признали волчьего голоса и отперли двери. Волк вбежал в избу, разинул свою широкую пасть и бросился на бедняжек; что ни схватит, то проглотит, - всех поел. Уцелел только один козлёночек, и тот в печь забился.

Приходит коза. Сколько ни причитывала – никто ей не отзывается. Подошла поближе к дверям и видит, что они отворены; в избу – а там всё пусто. Заглянула в печь и нашла одного козлёночка. Как узнала коза о своей беде, села она на лавку, начала горько плакать и причитывать:

- Ох вы детушки мои, козлятушки! На что отворялися – отпиралися злому волку доставалися?

Услышал это волк, входит в избушку и говорит козе:

- Эх кума – кума! что ты на меня грешишь! Неужели – таки сделаю это! Пойдем – ка в лес погуляем.

- Нет, кум, не до гулянья!

- Пойдем! – уговаривает волк.

Пошли они в лес, нашли яму, а в той яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней ещё довольно горячих углей.

Коза говорит волку:

- Кум давай попробуем, кто перепрыгнет через эту яму.

Стали прыгать. Волк прыгнул и ввалился в горячую яму; брюхо у него от огня лопнуло, и козлята выбежали оттуда, да прыг к матери. И стали жить – поживать, ума наживать, а лиха избывать.

ПОСЛОВИЦЫ

• Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

• За добро добром платят.

• Робкого и тень страшит.

• Много захочешь – последнее потеряешь.

• Мороз невелик, а стоять не велит.

• Жадность всякому горю начало.

• Трусливому зайке и пенек волк.

• Худо тому, кто добра не делает никому.

• Готовь сани летом, а телегу зимой.

• Ненасытному все мало.

• Дерево держится корнями, а человек друзьями.

• Где лад, там и клад.

Публикации по теме:

Планирование по ОО «Чтение художественной литературы». Совместная деятельность воспитателя и детей (подготовительная группа) Сентябрь Чтение рассказа К. Паустовский «Теплый хлеб» Стихи М. Волошиной «Осенью»; Чтение сказки «Волк и лиса» Рассказывание сказки А. Пушкина.

Мини-проект по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» На занятиях по развитию речи я знакомлю детей с различными художественными произведениями. Не для кого не секрет, чтобы добиться хорошего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеклассное мероприятие «Книжкины именины. В гостях у сказки»
Опубликовано: 26 ноября 2014 в 15:52
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Внеклассное мероприятие «Книжкины именины. В гостях у сказки»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Морозова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД