Светлана Морозова
Внеклассное мероприятие «Книжкины именины. В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: познакомить детей с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра; развивать мышление, речь, формировать умение передавать содержание произведения; воспитывать интерес к народному творчеству, русской словесности.
Оборудование: выставка книг со сборниками русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, карточки с пословицами, видеокассета или диск с русской народной сказкой; на доске – названия русских народных сказок.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Постановка целей
Публикация «Внеклассное мероприятие „Книжкины именины, В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Сценарии по сказкам
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.
3. Актуализация знаний
Рассказ учителя:
- Ребята, когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далеком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.
Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал ее слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то свое. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя ее автора не запоминалось.
Беседа.
- Как первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? (ответы детей)
- Молодцы! И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Не даром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней…» Продолжите пословицу хором: …намек, добрым молодцам урок.
4. Изучение нового материала.
- Посмотрите на обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы?
- Есть ли на обложке фамилии авторов?
- Почему?
- Иногда в книге указывается фамилия писателя, который пересказал для нас эту народную сказку.
- Перелистаем страницы книги. В нашей книге одна сказка или несколько?
Книга, в которой собраны несколько сказок, называется сборником сказок.
- Как нам найти сказку, которую мы хотим прочитать в сборнике?
- Верно, надо открыть содержание.
- Давайте найдем в содержании сказку «Волк и Коза».
- Кто обработал сказку? (А. Н. Афанасьев)
- Давайте прочитаем сказку вместе. Я буду читать слова автора. Девочки хором – слова козы, а мальчики – слова волка.
Работа с текстом (есть в Приложении).
- Чему учит эта сказка? Какова ее главная мысль? Подберите одну из пословиц на доске:
Волков бояться – в лес не ходить.
Как аукнется, так и откликнется.
Худо тому, кто добра не делает никому.
- Чем закончилась сказка? Как волк был наказан за свое коварство? Прочитайте.
- Перечитайте начало сказки.
- Часто сказки начинаются словами «Жили-были…»Это одна из примет русских народных сказок – сказочный зачин.
- Прочитайте сказочную концовку – еще одну примету русских народных сказок.
- Какие еще приметы народных сказок вы заметили в тексте? (старинные слова) Приведите примеры. (воротится, запрут, отопрут, бирюк, волк, причитывать, брюхо, доставалися)
- В сказках встречаются устойчивые сочетания слов. Например: давным-давно, видано-невидано и др. Найдите и вы в сказке такие слова (крепко-накрепко, строго-настрого, жить-поживать)
Сегодня на уроке мы выясним, какие еще сказки вы читали. Будем учиться искать признаки народных сказок, подбирать пословицы, определять главную мысль сказки.
5. Проверка домашнего задания.
На столах у вас лежат карточки с пословицами. Прочитайте их. Вспомните, к какой русской народной сказке подходит та или иная пословица, подтверждая главную мысль сказки?
Работа по карточкам (есть в Приложении).
6. Закрепление изученного.
- Все сказки можно условно разделить на три группы? Какие? (бытовые, о животных, волшебные)
- Какие волшебные персонажи встречаются нам в сказках? (Баба Яга, Жар-Птица, Сивка-Бурка и т. д.)
Волшебные сказочные персонажи – это одна из примет народных сказок. Давайте отыщем и другие сказочные приметы.
Работа с таблицей.
7. Литературная игра.
А теперь поиграем и выберем знатоков русских народных сказок.
Первый тур.
- Угадай, из какой сказки этот предмет?
Учитель показывает картинки: репа, кувшин и тарелка, печка, яйцо, стрела, гусли, яблоко, перо.
Второй тур.
- Кому принадлежат эти слова?
«Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.»
«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная?»
«Не пей, братец, козленочком станешь»
«Фу-фу! Русским духом пахнет!»
«Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой.»
«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закаулочкам!»
«Вижу-вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок!»
«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве».
Третий тур.
Разгадывание кроссворда.
Четвертый тур.
- Назовите сказки, в которых главным героем была лиса (заяц, медведь).
Пятый тур.
- Доскажи словечко:
Курочка, Баба, Жар, Иванушка, Царевна, Гуси, Ковер, Скатерть, Сапоги, Коза, Лисичка, Петушок, Мальчик, Змей, Крошечка, Василиса, Сивка ….
Шестой тур.
- Ответьте на вопросы:
- Чем угощала лиса журавля?
- Чем подавился петушок?
- Из чего варил кашу солдат?
- Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси-лебеди».
- Кого заморозил Мороз - Синий нос?
Награждение активных памятными медалями и дипломами.
8. Просмотр русской народной сказки (видео).
Анализ содержания по вопросам учителя (определение главной мысли, положительные и отрицательные герои и т. д.)
9. Итог урока.
- Итак, сегодня мы вспомнили… русские народные сказки.
- Какие признаки русских народных сказок вы знаете? (Сказочные зачин и концовка, волшебные предметы, устойчивые сочетания слов и т. д.)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Волк и коза
Жила – была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму. Как только уйдёт, козлятки запрут за ней избушку, а сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоёт:
Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка на копытечко,
С копытечка на сыру землю!
Козлятки тотчас отопрут двери и впустят мать. Она покормит их и опять уйдёт в бор, а козлятки запрутся крепко – накрепко. Волк всё это и подслушал. Выждал время, и только коза в бор, он подошёл к избушке и закричал своим толстым голосом:
Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла…
А козлятки отвечают:
- Слышим, слышим – не матушкин голосок! Наша матушка поёт тонким голоском.
Волк ушёл и спрятался.
Вот приходит коза и стучится:
Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка на копытечко,
С копытечка на сыру землю!
Козлятки впустили мать и рассказали ей, как приходил к ним бирюк и хотел их поесть. Коза накормила их и, уходя в бор, строго – настрого наказала: коли кто придёт к избушке и станет просить толстым голосом, того ни за что не впускать в двери.
Только что ушла коза, волк прибежал к избе, и начал причитывать тоненьким голоском :
Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отомкнитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла;
Бежит молочко по вымечку,
Из вымечка на копытечко,
С копытечка на сыру землю!
Козлятки не признали волчьего голоса и отперли двери. Волк вбежал в избу, разинул свою широкую пасть и бросился на бедняжек; что ни схватит, то проглотит, - всех поел. Уцелел только один козлёночек, и тот в печь забился.
Приходит коза. Сколько ни причитывала – никто ей не отзывается. Подошла поближе к дверям и видит, что они отворены; в избу – а там всё пусто. Заглянула в печь и нашла одного козлёночка. Как узнала коза о своей беде, села она на лавку, начала горько плакать и причитывать:
- Ох вы детушки мои, козлятушки! На что отворялися – отпиралися злому волку доставалися?
Услышал это волк, входит в избушку и говорит козе:
- Эх кума – кума! что ты на меня грешишь! Неужели – таки сделаю это! Пойдем – ка в лес погуляем.
- Нет, кум, не до гулянья!
- Пойдем! – уговаривает волк.
Пошли они в лес, нашли яму, а в той яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней ещё довольно горячих углей.
Коза говорит волку:
- Кум давай попробуем, кто перепрыгнет через эту яму.
Стали прыгать. Волк прыгнул и ввалился в горячую яму; брюхо у него от огня лопнуло, и козлята выбежали оттуда, да прыг к матери. И стали жить – поживать, ума наживать, а лиха избывать.
ПОСЛОВИЦЫ
• Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
• За добро добром платят.
• Робкого и тень страшит.
• Много захочешь – последнее потеряешь.
• Мороз невелик, а стоять не велит.
• Жадность всякому горю начало.
• Трусливому зайке и пенек волк.
• Худо тому, кто добра не делает никому.
• Готовь сани летом, а телегу зимой.
• Ненасытному все мало.
• Дерево держится корнями, а человек друзьями.
• Где лад, там и клад.