Наталья Кучерова
Книжка-передвижка по творчеству С. Я. Маршака
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребенок и книга» С. Я. Маршак
О творческой манере Маршака можно написать не одну монографию – так велик его вклад в детскую литературу. Его стихи расширяют кругозор ребенка, воспитывают вкус к поэтической речи, помогают ощутить богатство родного языка, выразительного слова.
Дети с удовольствием слушают стихотворную речь : она легко воспринимается на слух, рифмы помогают уловить взаимосвязь понятий, ритм стиха дает ребенку возможность ощутить эмоциональную окраску фразы, всего произведения.
Темочки:
- Информационные стенды, папки-передвижки
- Книга. Все материалы по теме книг
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Темочки
Рифмы в стихотворениях Маршака большей частью точные. Это обусловлено тем, что дети чаще всего воспринимают стихи на слух. Поэт избегает пышных определений, сложных сравнений. Конечно, в его поэтической речи есть сравнения и метафоры, но они просты и близки ребенку:
Пламя ежится и злится
Убегает, как лисица.
А струя издалека
Гонит зверя с чердака.
Чтобы помочь ребенку глубже проникнуть в смысл повествования, разбудить его любознательность, Маршак пользуется загадкой, намеком, оставляя место детской сообразительности, активному использованию ребенком своих жизненных наблюдений, знаний.
Ненавязчивый намек производит более сильное впечатление, чем любое описание, даже образное.
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать.
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать.
Маршак дает ребенку почувствовать слово, обогащает его словарь, вводит новые понятия, показывает ритмичность словосочетаний. Игра словом у Маршака всегда связана с образом, которому подчинено стихотворение :
Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
В стихотворении «Багаж» неоднократно повторяются названия предметов, встречающихся детям в жизни:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка
Запомнить их детям легко и весело: они повторяются, как считалочки.
Удачно использование несообразностей, неожиданных комических оборотов:
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки…
Эти перевертыши близки детскому речевому творчеству. Кажется, что поэт их подслушал у каких-нибудь малышей.
В произведениях С. Маршака для детей многое навеяно фольклором: то это задорная дразнилка, то считалка, то песня, то сказка.
Народное творчество для него – источник поэтичности, мудрости, простоты, сокровищница многообразных выразительных средств. Простота и емкость содержания, точная рифма, фонетическая ясность помогают быстро запомнить стихотворение.
Наверное, поэтому-то стихи Маршака, услышанные в раннем детстве, запоминаются на всю жизнь. Познакомьте детей с его творчеством.
Контраст между зачином и звонкой, задорной дразнилкой привлекает внимание ребенка. С первой же минуты он слушает завороженный, заинтересованный. Фразеология этого рассказа так проста, что многие слова и целые выражения дети подсказывают.
Удачно обращение автора к слушателям, активизирующее внимание юной аудитории: «Разве так спят? Вот какой глупый котенок!» Малыши становятся участниками действия, происходящего в рассказе, чувствуют себя «большими и умными» : ведь они-то знают, что котята не спят в постелях, не едят редиски, не могут научиться говорить.
Прочитайте еще раз произведения после прочтения этой информации, даже Вы, воспримите эти произведение иначе.
Почитайте с детьми дома произведения С. Я. Маршака :
«Кошкин дом»
«Багаж»
«Круглый год»
«Усатый Полосатый»
«Вот какой рассеянный»
«Детки в клетке»
«Сказка о глупом мышонке»
«Сказка об умном мышонке»
«Где обедал воробей?»
«Отчего кошку назвали кошкой?»
«Хороший день»
«Мастер-ломастер»
«Знаки препинания»
«Школьнику на память»
«Рассказ о неизвестном герое»
«12 месяцев».