Юлия Ушакова
Клуб отцов «Глава семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Тест «Шепот в темноте»
2. Но в каждой игре и шутке есть доля правды. Возможно, что-то надо перенести на взаимоотношения к семье.
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за период существования. Любовь и дружба, взаимная поддержка отца и матери для ребенка – пример для подражания.
3. Проведем небольшое упражнение «Закончи фразу»
- Семья дала для меня ….
4. А какой я воспитатель в семье?
Тест «Какой я воспитатель?»
5. Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка.
Публикация «Клуб отцов „Глава семьи“» размещена в разделах
Разбор педагогических ситуаций.
Ситуация для анализа
- Папа, а меня Нина Петровна похвалила! Я запомнил стихотворение быстрее всех! Хочешь расскажу? – девочка радостно скачет, ей не терпится поделиться с отцом удачей.
- Лучше расскажи мне о своем поведении, что ты натворила вчера! – строго говорит отец.
Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости Дома девочка делает еще один заход:
- Мама, хочешь, расскажу стихотворение про елочку?
- Мне не до елочки сейчас. В следующий раз расскажешь.
Вопросы:
• Что испытывает ребенок в подобном случае, когда родители не стремятся его понять, разделить его радость?
• Чем в дальнейшем чревато невнимание родителей к проблемам дочки?
• Как вы относитесь к делам ребенка?
• Стараетесь ли поддержать его стремление поделиться с вами своими радостями и огорчениями?
Комментарий педагога
У ребенка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не реализуют ее, то ребенок найдет другого человека, с которым будет общаться, делиться своими проблемами. Так, иногда дети попадают в сомнительные компании. Иногда родители удивляются, почему они последними узнают о событиях в жизни их ребенка.
Ситуация для анализа
Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец его спросил:
- Будешь еще так делать?
- Нет, - ответил малыш.
- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.
- Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок.
Вопрос
Какими могут быть последствия взаимонепонимания?
Можно предложить родителям поделиться опытом воспитания, применения эффективных, по их мнению, наказаний, имеющих педагогическую целесообразность. Например, если ребенок нагрубил, обидел старшего, то ему запрещают смотреть мультфильм.
Но может возникнуть вопрос: а как же можно наказывать?
Ведущий предлагает родителям самостоятельно называть педагогически оправданные наказания.
К педагогически оправданным наказаниям относятся перечисленные ниже:
• Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
• Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;
• Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.
Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан. Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут.
Целесообразно также предложить дискуссию о целесообразности использования этого метода. Например, противники его считают, что так можно целый день прообижаться. Сторонники же приводят аргументы, подтверждающие обратное.
• Недопустимо наказание детей трудом, поскольку труд должен быть радостью. Можно использовать наказания как метод «естественных последствий» : насорил – убери за собой. Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания. Например, опоздали на автобус, и теперь его придется долго ждать; или же вовремя не захотел убрать игрушки – меньше времени останется на занятие любимым делом.
• Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия.
• Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запреты вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это.
Рекомендуется отвлечь малыша. Так, ребенку можно напомнить, что он хотел рассказать о чем-то, предложить вместе чем-нибудь заняться и т. д. но если этот метод на помогает и ребенок продолжает настаивать на своем, надо набраться терпения и не реагировать на его капризы. Здесь, безусловно, важно единство требований со стороны всех взрослых: стоит одному из них проявить слабость, пожалеть ребенка, разрешить сделать то, за что поругали, как весь эффект наказания будет нивелирован.