Лучший педагог года

Консультация «Что необходимо знать родителям детей раннего возраста об особенностях речевого развития» (1 фото)

Альбина Бочкова
Консультация «Что необходимо знать родителям детей раннего возраста об особенностях речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы

Что необходимо знать родителям детей раннего возраста об особенностях речевого развития»

Научно доказано, что период раннего детства является основным и решающим в развитии ребёнка, особенно это актуально для речевого развития. Путь от отсутствия речи до фразовой речи является основополагающим периодом в дальнейшем общем развитии и становлении ребёнка, как личности.

Публикация «Консультация „Что необходимо знать родителям детей раннего возраста об особенностях речевого развития“» размещена в разделах

Развитие речи – одна из центральных проблем воспитания и обучения детей до школы.

Что влияет на речь ребенка:

- характер первого крика новорожденного (громкий, пронзительный, хриплый, слабый, тихий, после хлопка по попке, после стимуляции, не кричал);

- физиологическая функция дыхания (дышал самостоятельно с рождения, проводились реабилитационные мероприятия из-за заглатывания околоплодных вод или слизи, подключали к аппарату искусственной вентиляции легких, на какой срок, длительность нахождения в кювезе);

- интенсивная терапия в неонатальном периоде (от рождения 28 дней) (антибиотики, переливание крови, подключение к капельнице);

- хирургические мероприятия в неонатальном периоде (в случаях тяжелой врожденной патологии органов дыхания, кровообращения, голосообразования и т. п.);

- первое кормление ребенка грудью (на какой день, сосал сам или кормили сцеженным молоком из бутылочки, использовался ли молокоотсос);

- причины раннего искусственного вскармливания (стафилококк в материнском молоке, заболевание матери, болезнь ребенка, слабость сосательного рефлекса, разлука с матерью и др.);

- длительность кормления (быстро уставал и засыпал, отсасывал молоко у соска и отказывался сосать дальше, активно сосал все кормление, отказывался брать грудь, требовал соску);

- характер сосательных и глотательных движений при кормлении (срыгивания, поперхивания, захлебывания, вытекание молока через нос, вялость губ, болезненное» покусывание» груди во время кормления);

- характер реакций на голод, охлаждение или перегрев при купании (резкий крик и общая двигательная активность, вялое покряхтывание, длительный пронзительный крик, общая вялость и пассивность);

- появление первых мимических гримас (реакция на «сладкое-горькое» при изменении питания кормящей матери или введении новой смеси или пищевых добавок, их симметричность или асимметричность, вялость, смазанность;

- начальное зрительное и слуховое сосредоточение (затихает при поднесении к лицу яркого, светящегося предмета или прислушиваясь к новому звуку на фоне других);

- фиксация взгляда на лице говорящего взрослого;

- наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого;

- характер преобладающих реакций на раздражители (резкий звук, яркие блики, болевые ощущения) : крик, плач, вздрагивание, широкое открывание глаз, начальное сосредоточение, отсутствие реакций;

- характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери: «оральное внимание», «комплекс оживления», отворачивается в сторону, плачет, не реагирует;

- проявление положительных эмоций в комфортных условиях, например после кормления или смены мокрых пеленок (покряхтывание, ворчание, сопение и т. п.).

Для того чтобы не упустить время родителям надо быть внимательными

к малышу, необходимо знать критерии нормального психического развития ребенка от рождения.

В развитии малыша не может быть мелочей, т. к. каждая мелочь может свидетельствовать о нарушении в развитии, поэтому это необходимо

предотвратить, обратившись вовремя к специалистам.

Речевой онтогенез

Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения. Они выражаются в крике и плаче. Самой речью ребенок учится овладевать постепенно, примерно до 5 лет. Огромную роль в этом процессе играют родители или те люди, которые чаще и больше всего занимаются с ребенком. Первые предпосылки нарушений речи могут быть заметны у детей уже в младенческом возрасте.

Итак, остановимся на каждом этапе развития детской речи.

В 2-3 месяца - ребенок начинает «гулить» и делает первые попытки лепетания. Он начинает использовать гласные звуки, а также согласные г, к, н. Родители должны обратить внимание, если в этом возрасте ребенок еще молчит.

К 5 – 6 мес. младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов («ма-му-ма», «пу-ба»….). Именно в этом возрасте у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как произносятся звуки. Нельзя разговаривать с ребенком искажая слова, говорить необходимо четко и правильно.

К году появляются первые лепетные слова: «мама», «дай», «ко-ко», «ав-ав».

К 1,5-2 годам в речи ребенка должны появиться предложения «Мама, дай сок».

В 2-3 года - в результате активного подражания взрослым у ребенка формируется способность грамматического построения речи, а также накапливается свой словарный запас. Родители должны обратить внимание на то, строит ли их ребенок на этом этапе целые фразы.

К 3 годам из речи ребенка уходит физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно «воть»). Предложения становятся более распространенные («Папа купил мне новую грузовую машину»). Ребенок легко запоминает и рассказывает небольшие стихотворения.

Итак, вы счастливые родители очаровательного малыша. Естественно он для вас самый лучший, любимый и уже по определению самый умный. Совсем недавно он начал говорить. Но иногда, сравнивая его с другими детьми, вы замечаете, что что-то не так в его речи. Многие считают, что это пустяки и со временем всё встанет на свои места. Но часто случается так, что подходит возраст, когда уже пора говорить чисто и красиво, но речь вашего ребёнка всё так же невнятна. Так как же понять, в каком возрасте надо бить тревогу, на какие моменты обратить внимание. Об этом говорилось ранее и на всех этапах развития речи родители должны обращать внимание на то, как развивается их ребенок. К 5-6 годам речь ребенка должна быть чистой, красивой и правильной.

Откуда берутся речевые нарушения?

Развитию патологий речи у детей способствует множество факторов :

- наследственность и генетические патологии;

- различные заболевания матери во время беременности;

- органические поражения головного мозга и речевого центра вследствие родовых травм;

- некоторые заболевания и травмы у ребенка до 3 лет;

- неблагоприятные условия воспитания;

- стресс и психоэмоциональные нагрузки, которые могут травмировать неокрепшую детскую психику;

- занятость родителей, вследствие которой у ребенка возникает дефицит общения, и знакомство с новыми словами достаточно ограничено.

Важнейшими предпосылками появления у ребенка первых слов являются:

1. Анатомическая и функциональная полноценность артикуляционного аппарата;

2. Слуховая и эмоциональная реакция на человеческую речь, понимание речи;

3. Формирование на уровне сенсорного восприятия различительной способности (различение реальных объектов по форме, размеру, цвету, звучанию, на ощупь и т. д.) и первичных обобщений («шарики — кубики», «ложки — вилки», «кошки — собаки») или сенсорных понятий («красный — зеленый», «большой — маленький»);

4. Соответствующее возрасту умственное развитие и становление внимания, памяти и других психических функций, необходимых для установления первых связей между предметами, действиями и их словесными обозначениями;

5. Мотивированность речи совместным со взрослым действием, ситуацией общения;

6. Выраженное речевое подражание.

Рекомендации родителям детей от 1 года до 3 лет :

1. Жевать мясо, печенье, сырые овощи.

2. Отказаться от соски, бутылки.

3. Читать книги малышу: яркие и красочные, рассматривать в них картинки, проговаривать, кто и что нарисовано.

4. Заучивать стихотворения.

5. Развивать общую и мелкую моторику (массажный мячик су-джок, стоять на одной ноге поочередно и т. д.)

6. Развивать артикуляцию (артикуляционная гимнастика)

7. Слушать ребенка и разговаривать с ним.

Консультация «Что необходимо знать родителям детей раннего возраста об особенностях речевого развития»
Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о девочке»Консультация для родителей «Что нужно знать родителям о девочке» Независимо от возраста, девочкам требуется больше заботы. Задача родителей - дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Развитие речевого слуха у детей раннего возрастаРазвитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Что необходимо знать родителям детей раннего возраста об особенностях речевого развития»
Опубликовано: 12 января 2020 в 09:24
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Что необходимо знать родителям детей раннего возраста об особенностях речевого развития»» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Бочкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД