Альбина Бочкова
Консультация «Что необходимо знать родителям детей раннего возраста об особенностях речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Что необходимо знать родителям детей раннего возраста об особенностях речевого развития»
Научно доказано, что период раннего детства является основным и решающим в развитии ребёнка, особенно это актуально для речевого развития. Путь от отсутствия речи до фразовой речи является основополагающим периодом в дальнейшем общем развитии и становлении ребёнка, как личности.
Публикация «Консультация „Что необходимо знать родителям детей раннего возраста об особенностях речевого развития“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
Развитие речи – одна из центральных проблем воспитания и обучения детей до школы.
Что влияет на речь ребенка:
- характер первого крика новорожденного (громкий, пронзительный, хриплый, слабый, тихий, после хлопка по попке, после стимуляции, не кричал);
- физиологическая функция дыхания (дышал самостоятельно с рождения, проводились реабилитационные мероприятия из-за заглатывания околоплодных вод или слизи, подключали к аппарату искусственной вентиляции легких, на какой срок, длительность нахождения в кювезе);
- интенсивная терапия в неонатальном периоде (от рождения 28 дней) (антибиотики, переливание крови, подключение к капельнице);
- хирургические мероприятия в неонатальном периоде (в случаях тяжелой врожденной патологии органов дыхания, кровообращения, голосообразования и т. п.);
- первое кормление ребенка грудью (на какой день, сосал сам или кормили сцеженным молоком из бутылочки, использовался ли молокоотсос);
- причины раннего искусственного вскармливания (стафилококк в материнском молоке, заболевание матери, болезнь ребенка, слабость сосательного рефлекса, разлука с матерью и др.);
- длительность кормления (быстро уставал и засыпал, отсасывал молоко у соска и отказывался сосать дальше, активно сосал все кормление, отказывался брать грудь, требовал соску);
- характер сосательных и глотательных движений при кормлении (срыгивания, поперхивания, захлебывания, вытекание молока через нос, вялость губ, болезненное» покусывание» груди во время кормления);
- характер реакций на голод, охлаждение или перегрев при купании (резкий крик и общая двигательная активность, вялое покряхтывание, длительный пронзительный крик, общая вялость и пассивность);
- появление первых мимических гримас (реакция на «сладкое-горькое» при изменении питания кормящей матери или введении новой смеси или пищевых добавок, их симметричность или асимметричность, вялость, смазанность;
- начальное зрительное и слуховое сосредоточение (затихает при поднесении к лицу яркого, светящегося предмета или прислушиваясь к новому звуку на фоне других);
- фиксация взгляда на лице говорящего взрослого;
- наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого;
- характер преобладающих реакций на раздражители (резкий звук, яркие блики, болевые ощущения) : крик, плач, вздрагивание, широкое открывание глаз, начальное сосредоточение, отсутствие реакций;
- характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери: «оральное внимание», «комплекс оживления», отворачивается в сторону, плачет, не реагирует;
- проявление положительных эмоций в комфортных условиях, например после кормления или смены мокрых пеленок (покряхтывание, ворчание, сопение и т. п.).
Для того чтобы не упустить время родителям надо быть внимательными
к малышу, необходимо знать критерии нормального психического развития ребенка от рождения.
В развитии малыша не может быть мелочей, т. к. каждая мелочь может свидетельствовать о нарушении в развитии, поэтому это необходимо
предотвратить, обратившись вовремя к специалистам.
Речевой онтогенез
Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения. Они выражаются в крике и плаче. Самой речью ребенок учится овладевать постепенно, примерно до 5 лет. Огромную роль в этом процессе играют родители или те люди, которые чаще и больше всего занимаются с ребенком. Первые предпосылки нарушений речи могут быть заметны у детей уже в младенческом возрасте.
Итак, остановимся на каждом этапе развития детской речи.
В 2-3 месяца - ребенок начинает «гулить» и делает первые попытки лепетания. Он начинает использовать гласные звуки, а также согласные г, к, н. Родители должны обратить внимание, если в этом возрасте ребенок еще молчит.
К 5 – 6 мес. младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов («ма-му-ма», «пу-ба»….). Именно в этом возрасте у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как произносятся звуки. Нельзя разговаривать с ребенком искажая слова, говорить необходимо четко и правильно.
К году появляются первые лепетные слова: «мама», «дай», «ко-ко», «ав-ав».
К 1,5-2 годам в речи ребенка должны появиться предложения «Мама, дай сок».
В 2-3 года - в результате активного подражания взрослым у ребенка формируется способность грамматического построения речи, а также накапливается свой словарный запас. Родители должны обратить внимание на то, строит ли их ребенок на этом этапе целые фразы.
К 3 годам из речи ребенка уходит физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно «воть»). Предложения становятся более распространенные («Папа купил мне новую грузовую машину»). Ребенок легко запоминает и рассказывает небольшие стихотворения.
Итак, вы счастливые родители очаровательного малыша. Естественно он для вас самый лучший, любимый и уже по определению самый умный. Совсем недавно он начал говорить. Но иногда, сравнивая его с другими детьми, вы замечаете, что что-то не так в его речи. Многие считают, что это пустяки и со временем всё встанет на свои места. Но часто случается так, что подходит возраст, когда уже пора говорить чисто и красиво, но речь вашего ребёнка всё так же невнятна. Так как же понять, в каком возрасте надо бить тревогу, на какие моменты обратить внимание. Об этом говорилось ранее и на всех этапах развития речи родители должны обращать внимание на то, как развивается их ребенок. К 5-6 годам речь ребенка должна быть чистой, красивой и правильной.
Откуда берутся речевые нарушения?
Развитию патологий речи у детей способствует множество факторов :
- наследственность и генетические патологии;
- различные заболевания матери во время беременности;
- органические поражения головного мозга и речевого центра вследствие родовых травм;
- некоторые заболевания и травмы у ребенка до 3 лет;
- неблагоприятные условия воспитания;
- стресс и психоэмоциональные нагрузки, которые могут травмировать неокрепшую детскую психику;
- занятость родителей, вследствие которой у ребенка возникает дефицит общения, и знакомство с новыми словами достаточно ограничено.
Важнейшими предпосылками появления у ребенка первых слов являются:
1. Анатомическая и функциональная полноценность артикуляционного аппарата;
2. Слуховая и эмоциональная реакция на человеческую речь, понимание речи;
3. Формирование на уровне сенсорного восприятия различительной способности (различение реальных объектов по форме, размеру, цвету, звучанию, на ощупь и т. д.) и первичных обобщений («шарики — кубики», «ложки — вилки», «кошки — собаки») или сенсорных понятий («красный — зеленый», «большой — маленький»);
4. Соответствующее возрасту умственное развитие и становление внимания, памяти и других психических функций, необходимых для установления первых связей между предметами, действиями и их словесными обозначениями;
5. Мотивированность речи совместным со взрослым действием, ситуацией общения;
6. Выраженное речевое подражание.
Рекомендации родителям детей от 1 года до 3 лет :
1. Жевать мясо, печенье, сырые овощи.
2. Отказаться от соски, бутылки.
3. Читать книги малышу: яркие и красочные, рассматривать в них картинки, проговаривать, кто и что нарисовано.
4. Заучивать стихотворения.
5. Развивать общую и мелкую моторику (массажный мячик су-джок, стоять на одной ноге поочередно и т. д.)
6. Развивать артикуляцию (артикуляционная гимнастика)
7. Слушать ребенка и разговаривать с ним.