Ирина Сапожникова
Классный час «Уроки Победы» в 4 классе
▼ Скачать
Пояснительная записка
1945 г. – год Победы нашего государства в Великой Отечественной войне… XX век- век прошлый …
2025 г. - год 80-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Век нынешний – век XXI…
Ни нашим родителям, ни моим сверстникам – коллегам, ни мне не довелось быть свидетелями той страшной войны… Как нам, самим не видавшим ужасов тех событий, рассказать современным детям о жизни, судьбах и чувствах людей того времени, как донести боль страданий, потерь и утрат?. Как показать ЦЕНУ, завоёванной в войне ПОБЕДЫ?. Как достучаться до самой глубины детского сердца, вызвать сопереживание, сочувствие?.
Для младших школьников характерна «заразительность» эмоциональными переживаниями других людей, особенно, значимых для них взрослых. Возникновение эмоций у детей этого возраста связано с конкретной обстановкой, в которую они попадают. И в этом деле нет мелочей. Важно всё: и цвет, и форма, и звук, и слово, и содержание, и организация пространства, в котором происходит диалог людей и времён.
Когда ребёнок непосредственно наблюдает и «проживает» события, испытывает яркие жизненные переживания, максимально приближенные к его возрасту, тогда в нём самом рождаются сильные эмоции, которые помогают понять и осознать эмоции и чувства других людей. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью и является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Учитывая эту особенность чувств младших школьников, автором методической разработки осознанно был сделан выбор темы классного часа, посвящённого 75-ю Победы в Великой Отечественной войне.
Тема: «Уроки Победы»
Актуальность выбранной темы:
Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм; знакомить детей с произведениями о войне, организовывать встречи с ветеранами. И такие мероприятия помогают осуществить поставленные цели и задачи.
Роль и место мероприятия в системе воспитательной работы:
Данное мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей, направлено на реализацию поставленных целей и задач, занимает важное место в системе воспитательной работы по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Цели:
• Воспитать у школьников патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны, готовность к жертвенным поступкам во имя величия и процветания России.
• Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге.
• Формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.
• Учить детей ценить мир на Земле.
Задачи:
Образовательные
1) Погрузить детей в атмосферу военного времени.
2) Расширить знания младших школьников о событиях 1941-1945 гг.
3) Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.
4) Познакомить с песнями, воспевающими мужество, стойкость и героизм советского солдата.
Воспитательные
1) Воспитание у учащихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.
2) Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.
3) Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.
4) Воспитание честности, благородства, сострадания.
5) Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.
6) Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.
Развивающие
1)Развивать интерес к изучению истории.
2) Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.
Планируемые результаты: в ходе проведения классного часа учащиеся запускают общешкольную акцию в память о героях ВОВ. Работа оформлена в виде красочно оформленного поезда, с рекламным щитом и вагонами с оформленными листовками. Так же учащиеся создают музыкальную открытку к празднику. В процессе работы на нетбуках дети научатся находить и анализировать нужную информацию, совершенствовать навыки владения компьютером. Выступление учителя и учащихся сопровождается презентацией.
Технология проведения: технология междисциплинарного обучения. Проведение классного часа в технологии междисциплинарного обучения позволит младшим школьникам использовать собственную исследовательскую активность поиску и нахождению ответов на поставленные вопросы.
В соответствии с технологией проведения мероприятия были определены следующие этапы экспедиции:
1. Обзор.
2. Мотивация.
3. Обмен информацией.
4. Организация и связывание информации.
5. Применение.
8. Рефлексия.
9. Итог.
Форма сотрудничества: фронтальная.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы коллег: материалы, представленные в разработке, могут быть использованы:
а) в урочной деятельности на ступени начального общего образования:
- учителями начальных классов на уроках литературного чтения в рамках изучения тем, посвящённых истории нашего государства (в качестве дополнительного материала к уроку);
- учителями начальной школы в рамках организации внеклассной работы по предмету
б) во внеурочной деятельности на ступени начального общего образования:
- руководителями кружков и клубов патриотической направленности (в рамках дополнительного образования);
в) в методической работе ШМО классных руководителей школы на всех ступенях общего образования:
- участниками ШМО классных руководителей (в качестве материала для ознакомления с формами, приёмами, технологиями работы классного руководителя).
г) в семейном воспитании на ступени начального общего образования:
- родителями учащихся младших классов (в качестве материала для индивидуальной работы с детьми).
Оборудование: черно-белые фотографии военных лет, награды ветеранов ВОВ, рисунки детей, аудиозапись песен «Священная война», «Весна Победы», георгиевские ленточки-раскраски, цветные карандаши.
Ход классного часа:
I. Организационная часть.
Звучит запись песни «Священная война». (Приложение 1)
Учитель:
-Добрый день, дорогие ребята.
Хорошо жить, когда ярко светит солнце, поют птицы; когда можно играть с друзьями, когда есть у тебя мама и папа, бабушка и дедушка! Хорошо жить, когда вокруг тебя, во всем мире только хорошие и добрые люди! Но так, к сожалению, не бывает. Живут на земле и добрые, и злые, и хорошие, и плохие. Бывает, что ссорятся и даже дерутся. Но когда дерутся два человека - это еще пол беды, а вот когда целые народы, армии - это уже беда! Тогда гибнут люди - и мамы, и папы, и дедушки, и бабушки, и дети; тогда разрушаются дома, уничтожаются леса, поля - и все это называется Война.
Та дата горькая близка любой семье.. . 22-ое июня, 1941 – ый в этот день началась Великая Отечественная Война, но пришел май 1945го года- Победа.. . вот и наступил май 2025 года. Уже
80 лет прошло, но не забыть о той поре. О той войне все помнят: взрослые и дети.
II. Основная часть.
Учитель:
-Наш классный час посвящается празднику «День Победы»
1) Работа с пословицей.
Учитель:
-Я хочу начать наш классный час с пословицы «Человек без родины — что соловей без песни».
-Как вы понимаете смысл этой пословицы (Ответ детей)
-А что для вас Родина? (Ответы детей)
-Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, и все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, тысячи лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами. Народ, не имеющий глубоких корней, - бедный народ.
-Ребята, у вас всех есть дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки. А вы помните их славные дела? А что они сделали для нашей родины? Для того чтобы мы жили в мире, согласии (рассказ детей о подвиге своих родных)
Учитель:
- Приближается самая знаменательная дата, самый великий праздник нашего народа – это День Победы.
В этом году 9 мая страна будет отмечать 80-летие со дня Великой Победы.
Жители нашей страны отважно защищали нашу Родину, свой родной город, каждую пядь земли. Каждый человек должен знать историю той страшной трагедии, которую пережил весь мир:
Во время Второй мировой войны на земле погибло около 15 млн. детей.
- Война унесла более 27 млн. жизней советских людей.
- На оккупированной территории СССР фашисты уничтожили 7 млн. мирных жителей, стариков, женщин и детей и около 4 млн. пленных советских воинов.
- Более 1 млн. красноармейцев пали смертью храбрых при освобождении народов Европы и Азии, 3 млн. коммунистов погибло на фронтах Великой Отечественной войны.
2) Чтение стихотворения Александра Твардовского «Рассказ танкиста» (читает ученик).
Был трудный бой. Все нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, - забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый.
Из тех, что главарями у детей.
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас, как дорогих гостей.
Машины обступают на стоянках,
Таскать им воду ведрами не труд.
Выносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют.
Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен.
Мы прорывались к площади вперед,
А он гвоздит, - не выглянуть из башен, -
И черт его поймет, откуда бьет.
Тут угадай-ка, за каким домишком
Он примостился - столько всяких дыр!
И вдруг к машине подбежал парнишка:
"Товарищ командир! Товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал.
Я подползал, они вон там, в саду".
"Да где же? Где?" - "А дайте, я поеду
На танке с вами, прямо приведу!"
Что ж, бой не ждет. "Влезай сюда, дружище. "
И вот мы катим к месту вчетвером,
Стоит парнишка, мимо пули свищут, -
И только рубашонка пузырем.
Подъехали. "Вот здесь!" И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даем,
И эту пушку заодно с расчетом
Мы вмяли в рыхлый жирный чернозем.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть.
От дома к дому шел большой пожар.
И помню, я сказал: "Спасибо, хлопец. "
И руку, как товарищу, пожал.
Был трудный бой. Все нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, - забыл его спросить. 1942
Учитель:
- Как можно охарактеризовать действия парнишки? Какой он? (смелый, бесстрашный, отважный)
- Просил ли его кто-нибудь о помощи?
- Как вы думаете, достоин ли парнишка получить медаль? (Значит, он совершил своего рода подвиг, значит он герой)
Учитель:
-Никто из бойцов тогда не знал, доживёт ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой. Каждого солдата согревала любовь его родных и близких, молитвы матерей помогали солдатам в трудную минуту?
Александр Кожейкин «Солдатские матери» (читает ученик)
В душной, тревожной, ночной тишине
Давит тревога на грудь.
Сердце, как чайка на тихой волне,
Тоже не может уснуть.
Тоненькой свечки горит огонёк,
В небо молитва летит:
«Дай ему силы на сотни дорог,
Злую беду отведи».
Ветер качнул старый клён второпях,
Бросилась тень на часы.
Дева Мария качает дитя.
«Боже, помилуй, спаси».
В комнате, где он учился ходить,
Чудится голос его.
В небе обкусанный месяц дрожит,
Словно большой поплавок.
Дождь застучал.
Догорает свеча,
А за окном всё светлей.
Матери часто не спят по ночам
-Матери ждут сыновей.
Кажутся им почему - то всегда
Ночи страшнее, чем дни.
«Дева Мария, ночная звезда,
Боже, спаси, сохрани!»
- Ты плачешь? Нет, ты не плачешь. Ты не имеешь права плакать. Надо надеяться, верить и ждать. Пройдёт время. .и совсем скоро ты услышишь чьи - то шаги. Побежишь к двери, откроешь её, а там он, сынок.
- Здравствуй, мама,
- Здравствуй, сынок. Я так долго ждала тебя.
Учитель:
В День Великой победы каждый должен отдать дань тем, кто сражался за наше будущее. За будущее в мире и спокойствии. За будущее, в котором нет места войне.
Наши отцы, деды и прадеды жертвовали своими жизнями во благо Родине. Их история навсегда должна остаться в наших сердцах.
Вечный почет и уважение всем тем, кто сражался за процветание Отчизны, всем, кто, сквозь многочисленные жертвы, звуки взрывов, страдания, видел огонек надежды – тот свет, к которому вело безграничное мужество, невероятная воля к победе и непобедимая сила духа.
. Сколько тепла и уважения хотелось бы отдать нашим ветеранам, сколько добрых слов хотелось бы отдать героям, совершившим, наверное, самый значимый подвиг для истории своей страны. Награды и ордены на груди ветеранов – вот, что должно побуждать современные умы к правильному пониманию значения слова «героизм».
Без сомнения, все те, кто участвовал в боевых действиях в годы войны, кто боролся за жизни солдат и офицеров в госпиталях – все, кто был частью Великой победы, заслуживают самых высоких наград и почестей. Мы не только раз в год должны вспоминать их подвиг, но каждый день быть благодарными за то, что мы существуем, за то, что у нас есть возможность спокойно жить и не бояться пасть жертвой войны.
Дети читают стихи.
День Победы
(Белозеров Т.)
Майский праздник -
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
***
Что такое День Победы
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.
3) Практическая часть.
Георгиевская ленточка. (читает учитель)
Раздавали ленты у метро,
Люди брали их, на грудь крепили,
Кто на сумочки, кто на автомобили.
Раздавали ленты у метро…
Ленту Ветерану подарили,
Он её прижал к своей груди,
А в глазах, вдруг, слёзы проступили.
Что в минуты эти пронеслось
В памяти героя и солдата?
Может, вспомнил вражеский налёт,
Может девушку из медсанбата?.
Сколько было пройдено дорог,
И в жару и в лютые морозы…
От воспоминаний по щекам
Всё катились и катились слёзы.
Старенький, поношенный пиджак,
Тросточка и сгорбленные плечи.
В ту войну он грудью защищал
Наши с вами будущие встречи,
Наши поцелуи под луной,
Наше счастье в маленькой квартире,
Чтобы жили с вами мы сейчас
И спокойно по земле ходили.
И у нас такого права нет -
Забывать геройский подвиг дедов!
Сколько жизней унесла война,
Прежде чем досталась им победа!
Сколько их погибло за страну,
Даже не оставив своё имя!
Раздавали ленты у метро,
Ленты цвета пламени и дыма.
Учитель:
-Георгиевская ленточка является символом мужества и чести воина, что цвета ленточки символизируют пламя и дым жестоких сражений.
-Ребята, я предлагаю сегодня нам с вами изготовить Георгиевскую ленту и в память о наших ветеранах прикрепить её к одежде.
(детям предлагается раскрасить бумажные ленточки в соответствующие цвета.) (Приложение 2)
Во время работы детей звучит песня «Весна Победы» (Приложение 3)
III.Подведение итогов классного часа.
Учитель читает строки из произведения К. Симонова
Помните!
Через века, через года,
— помните!
О тех, кто уже не придет никогда,
— помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,
— помните!
Какою ценой завоевано счастье,
— пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,
— помните!
О тех, кто уже никогда не споет,
— помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,—
о погибших помните!
Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну,
люди Земли!
Мечту пронесите через года
и жизнью наполните.
Но о тех, кто уже не придет никогда,—
заклинаю,—
помните!
Звучит песня «День Победы» (Приложение 4)
Дети встают и исполняют эту песню.
Спасибо за внимание.