Галина Климашевская
Классный час «Труд человека кормит, а лень портит»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: помочь учащимся понять ценность работы. Объяснить, что только труд дает благополучие.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Дети, мне очень приятно видеть вас в хорошем настроении на занятиях. Я надеюсь, что и работать вы будете с интересом, будете внимательны и активны.
II. Введение в тему. "Дерево достижений".
- Посмотрите на нашу яблоню? Какая она? (Без плодов). Чтобы на дереве выросли плоды, что нужно сделать? (Ухаживать, поливать, рыхлить почву). Одним словом работать!
- Кто догадался, о чем будем говорить на уроке? (о работе, труде)
Публикация «Классный час „Труд человека кормит, а лень портит“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Домоводство, СБО, труд
- Классный час
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Давайте определим тему урока, а поможет нам в этом пословица, подберите слово, которое отсутствует: Слайд№2
". человека кормит, а лень портит". (Дети собирают пословицу).
Правильно Слайд№3
"Труд человека кормит, а лень портит".
- Как вы понимаете эту пословицу?
III. Сообщение темы.
Слайд№4
- Уроки труда. Пожалуй, они были самыми любимыми уроками многих советских школьников. Это была настоящая мастерская! Мальчишки работали, как взрослые на заводе, причем с явным желанием и старанием. Ни одного бездельника. Действительно, работа - это главная необходимость на земле. Всем, что у нас есть, мы обязаны работе. А, значит, и урок трудового обучения занимает важное место среди других предметов.
ІV. Целеопределение. Работа с рисунком в группах.
2 картинки: 1. с ленивцем, а 2 с работником.
- К какому выводу должны прийти? Какова наша цель, задачи?
Доказать, что …
- Обратимся к нашей яблоне. Плоды из этого дерева лежат в конвертах. Они разного цвета. На яблочках красного цвета напишите свои постоянные обязанности, на желтых - ту работу, которая выполняется по просьбе взрослых, на яблоках зеленого цвета - ту, которую вы никогда не делаете (пишут сами, озвучивают некоторые и прикрепляют) :
- Прикрепите свои яблочки на дерево.
- Как изменилось наше дерево?
- Как оно сразу похорошело.
- Какой можно сделать вывод:
Слайд № 5 "Дерево красивое плодами, а человек делами".
- Если ты будешь работать хорошо, с душой, добросовестно, стараться, то и результат вашей работы тоже будет качественным, красивым, чем тяп-ляп и готово.
IV. Работа по теме.
Практическое задание "Черты характера трудолюбивого человека и ленивца". Работают все вместе.
- Всех людей можно разделить на 2 группы:
1. Человек, который любит работать, который выполняет любую работу без принуждения. Как назовем такого человека? (трудолюбивый)
2. А как можно назвать тех, кто ничего делать не хочет?
(ленивец, бездельник.)
- Теперь выберите и скажите, какие черты характера характерны для трудолюбивого человека, а какие для лодыря.
Усердие
Неумение быть ответственным за свои поступки
Добросовестность
Зависть
Зависть
Злоба
Сила воли
Умение работать
Недисциплинированность
Отзывчивость
Нерешительность
Исполнение обязанностей
- Как относятся в обществе к ленивым людям? (Их не любят)
- Почему?
Слайд№6
- Причина всему плохому – лень. Лень порождает многие отрицательные моральные черты характера. Как вы думаете, какие?
- недисциплинированность, потому что лень соблюдать правила и придерживаться законов;
- нерешительность, потому что принять решение - большая работа, душевная, эмоциональная;
- Неумение быть ответственным за свои поступки зависть потому что отвечать за свои и чужие поступки тоже большой труд.
- зависть, не радуешься успехам товарищей.
- Дети, а какие черты характера наблюдаются у вас, ленивца или трудолюбивого человека?
V. работа с пословицами.
- Пришло время вспомнить народную мудрость, пословицы про лень и трудолюбие. В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки о труде. Сейчас мы проверим, как знаете пословицы о труде вы.
1. Работа в группах. Игра "подбери пословицу к картинке"»
- Я хочу предложить вам такую игру: "Подбери пословицу к картинке". Задание по группам: каждой группе я дам карточки. На этих карточках проиллюстрированы пословицы, пришедшие к нам издавна, они про лень и о трудолюбии, но вот беда, пословицы перепутались, вы должны подобрать к иллюстрациям пословицы и прочитать их вслух по очереди:
1. быстрее подрастай да к работе приступай.
2. собирай по ягодке - наберешь корзину.
3. хочется, есть, да не хочется лезть.
4. Поспешишь – людей насмешишь.
5. скучный день до вечера, когда делать нечего.
6. Любишь кататься, люби и саночки возить.
7. чтобы рыбку съесть - нужно в воду влезть.
8. работа не волк, в лес не убежит.
VІІ. .Просмотр мультфильма "финская народная сказка о работе".
А сейчас я предлагаю вам внимательно посмотреть " финскую народную сказку о работе”
- Думаю, что все хорошо поняли, какое отношение имеет эта сказка к теме нашего занятия.
- О ком говорится в этой сказке? (про парня, который думал, что будет богатым, ничего не делая).
- Понял ли, в конце концов, парень, что нужно делать, чтобы жить богато? (понял, после того, как дед ему указал,. что нужно все, делать самому, своими руками)
- Что работа дает человеку? Слайд№7
(Труд дает радость, благополучие, здоровье. Если ты работаешь хорошо, то и к тебе будут относиться хорошо)
- Какой вывод можно сделать, посмотрев сказку? Слайд№8
(Труд украшает человека, а безделье его уродует. Только в работе можно проявить все свои лучшие качества. Без труда человек заржавеет и заболеет)
Слайд№9
- В наше время человек в обществе ценится по работе. Работа-источник радости, удовольствия. От труда зависит благополучие человека. Мы знаем, как счастливые люди, которые много умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились.
VІІІ. Рефлексия
Что же, мы завершаем наш разговор. И нам остается подвести вывод:
- Я еще раз хочу обратиться к нашей яблоне.
- В начале занятий мы разграничивали нашу работу на любимую и нелюбимую.
- А бывает ли в жизни так?
- Что мы выполняем только любимую работу, делаем то, что нам нравится? (отвечают ученики)
- Действительно в жизни не бывает так Я нам хочется. И выполняем мы не всегда то, что нам хотелось. Потому что у нас, кроме прав, еще есть обязанности.
Поэтому снимите, пожалуйста, с дерева те яблоки, с которыми будет связана ваша дальнейшая работа над собой.
Посмотрите, на нашей яблоне остались только зрелые, красные яблоки. А это значит, что и у вас все получится, что вас не испортит лень. И вы будете трудолюбивыми!
Слайд № 10
- Помните, что трудолюбие-источник всех благ. Духовных и материальных. Только работая, вы достигнете всего, о чем сейчас мечтаете, или станете мечтать в будущем. Это подтверждает пословица, «Какие труды, такие и плоды". И пусть это яблоня станет символом трудолюбия и не даст нам забыть, что же украшает человека.
Спасибо за работу!