Елена Абрамович
Классный час в 3 классе «Сударыня Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час "Сударыня Масленица", 3 класс
Цель: изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.
Ход классного часа
1. Вступительное слово учителя.
Публикация «Классный час в 3 классе „Сударыня Масленица“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные меропряития в 3 классе
- Классный час
- Масленица. Русский народный праздник
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о Масленице и узнаем много нового и интересного. А прежде послушайте стихи о ней.
1 ученик: Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
2 ученик: Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
3 ученик: Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
4 ученик: Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.
2. Постановка проблемы.
Учитель:
1. Почему праздник называется Масленица?
2. Почему именно блин символ Масленицы?
3. Из чего делают блины и с чем их едят?
(Ответы учащихся)
3. История праздника.
Рассказ учителя.
Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто, стали печь блины.
Масленица – это ещё и проводы длинной Зимы, это ожидание весеннего тепла, это обновление природы. Люди испокон веков воспринимали Весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. Масленицу любили и простой народ, и цари с боярами.
1 ученик: Пришла Масленица годовая,
Наша гостья дорогая!
Она пешей к нам не бывает,
Все на кониках приезжает.
Ее коники вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.
2 ученик: Идет Масленица по льду,
Несет блинов сковороду.
Принимайте молоду -
Разбирайте по блину!
3 ученик: Масленица, лезь на горку,
Позови к нам ясну зорьку.
А под зорьку - соловейку,
На денечек, на недельку.
4 ученик: Масленица Просковея,
Приходи к нам поскорее.
А Масленица-бледноножка,
Протянись ты хоть немножко -
Хоть недельку, хоть денечек.
Хоть денечек, хоть часочек.
Ой, Масленица-кривошейка,
Встретим тебя хорошенько.
Учитель: Ребята, каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов, а вот каких, мы сейчас узнаем из рассказов ваших одноклассников.
1 ученик: 1 день: Понедельник – Встреча
Начальный день Масленицы получил название – встреча. В этот день начинали печь блины. Первый блин в понедельник никогда не ели, а оставляли его для душ усопших, отдавали его нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:
Масленица, Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся
Блинами объедаемся!
Первый день катания был детским, взрослые присоединялись к катанию в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: те у кто дольше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён.
2 ученик: 2 день: Вторник – Заигрыш
Второй день Масленицы называется – заигрыш. Этот день посвящался молодожёнам. Неделю – две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы при этом призывая родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены – просим жаловать». Начинались масленичные гуляния. В старину на масленицу в этот день не только гуляли, но и гадали. В эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр парни и девушки собирались за общим столом.
3 ученик: 3 день: Среда – Лакомка
Третий день Масленицы называется – лакомка. На третий день во всех домах накрывались пышные столы. Прямо на улице открывались многочисленные палатки, где продавались горячие блинчики, сбитни (напитки из воды, мёда и пряностей, калёные орехи, медовые пряники. В этот день зять (муж дочери) приходил к «тёще на блины».
Ой ты Лакомка
Среда!
Масляна сковорода!
Повелось со старины,
Едем к тёще на блины!
4 ученик: 4 день: Четверг – Разгуляй
Этот день часто называли широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собирались все. Как раз в этот день принято было устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы. В этот день особенно деревенские жители обряжались кто во что хотел. По старинному обычаю в этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников Весны.
5 ученик: 5 день: Пятница – Тёщины вечери
Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем, как не странно, присылала зятю всё из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.
6 ученик: 6 день: Суббота – Золовкины посиделки
В субботу, на Золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.
7 ученик: 7 день: воскресенье – Прощённое воскресенье
Это последний день Масленицы. В народе его называют – прощёное воскресенье, целовальник.
В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают все обиды и оскорбления. В этот день поминают умерших, ходят на кладбище, там оставляют блины.
Кульминацией Масленицы считается сжигание чучела, как символа Зимы, которая заканчивалась, и наступление Весны.
8 ученик:
Ты прощай, прощай, прощай,
Наша Масленица!
Ты не в среду пришла и не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделю веселье!
Всю неделю веселье!
Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом!
Со блинами, с пирогами,
Да с оладьями!
4. Пословицы и поговорки о масленице.
Учитель: Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о масленице? Давайте устроим соревнования, кто больше назовёт пословиц и поговорок о ней.
1. «Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост»
2. Зять на двор, пирог на стол.
3. «Без блина не Масленица»
4. «Блин не клин – брюхо не расколет»
5. Масленица - объедуха, деньги приберуха.
6. «Не житьё, а Масленица!»
7. «На горах покататься, в блинах поваляться»
8. «Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить».
5. Мозговой штурм.
Учитель: Вижу, вы уже много знаете о масленице, а попробуйте-ка ответить на мои вопросы:
1. С чем можно есть блины?
2. Назовите продукты и приспособления, инструменты для выпечки блинов.
3. Прочитайте смешные народные стихи о Масленице.
4. Рецепт блинов от каждого стола.
6. Загадки о масленице и её атрибутах.
Учитель: А загадки сможете отгадать?
1. Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце, не пирог, а есть можно.
2. Идет после Масленицы, часового не имеет, а называет себя. ?
3. Белая, степенная тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь - никуда не уйдёт.
4. В земле родится, на стол годится, впятером тянули, вшестером вытащили.
5. Идёт после Масленицы: часового не имеет, а называет себя…
6. Берега железные, рыба без костей, вода дорога.
1 ученик: Масленица, обманщица,
Обманула, провела,
За заулочек завела,
Дала редьки хвост
На великий пост.
2 ученик: Масленица - блиноедка,
Масленица - жироедка,
Масленица - обируха,
Масленица - обмануха,
Обманула, провела
До поста довела.
3 ученик: Все ежи взяла,
Дала редьки хвост
На великий пост.
Мы его поели,
Брюха заболели.
7. Рефлексия. Итоги классного часа.
Учитель: На этом, ребята, наш классный час подошёл к концу. У вас на столах лежат ладошки красного и зелёного цветов. Я предлагаю вам оценить наш классный час. Если он вам понравился – помашите мне зелёной ладошкой, а сели нет- красной.
(Ребята дают оценку классному часу)
Учитель: А теперь самое интересное и приятное, я приглашаю вас к столу с блинами. Приятного аппетита!