Анна Турыгина
Классный час для 2 класса «Что такое дружба»
Классный час для 2 класса на тему : «Что такое дружба?»
Цель: сплочение классного коллектива младших школьников.
Задачи:
1. Осмысление школьниками понятий «настоящая дружба», «верный друг» с помощью литературных образов (притча о дружбе).
2. Формирование нравственных качеств учащихся в процессе совместной деятельности: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Публикация «Классный час для 2 класса „Что такое дружба“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Дружба. Учимся дружить
- Классный час
- Классный час и внеклассные мероприятия во 2 классе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3. Воспитание дружеских отношений, доброжелательности, уважения друг к другу.
Форма проведения: классный час
Продолжительность: 40 минут.
Участники: младшие школьники 2-го класса.
Оборудование: солнышки с буквами Д Р У Ж Б А, силуэты человека в черном и белом цвете (фетр, яблочки с секретами дружбы, дерево Дружбы (фетр, карточки с качествами, памятка «Законы дружбы»).
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада всех вас видеть.
- Садитесь, пожалуйста.
- Сегодня классный час у вас проведу я. Зовут меня Анна Александровна.
- Сегодня на улице светит солнышко. Так пусть же его лучик заглянет к нам в класс и добавит хорошего настроения. А для этого нужно сесть ровно, улыбнуться соседу по парте, улыбнуться учителю и с улыбкой начать классный час.
II. Вводная часть
-Сегодня мы с вами поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А ещё она бывает настоящей.
- У вас на парте лежат солнышки. Переверните их.
- У кого солнышко досталось с буквой возьмите его и подойдите ко мне.
- Назовите ваши буквы.
- Посовещайтесь друг с другом и постарайтесь из этих букв составить слово. (Дети составляют слово «Дружба».)
- Какое слово получилось?
- Правильно, это дружба.
- Какое прекрасное слово – «дружба»! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, посмотреть фильм, посекретничать о своём.
- Сегодня на занятии мы постараемся открыть секреты дружбы и помочь тем ребятам, у которых ещё не очень хорошо получается дружить.
-Наш классный час так и называется «Что такое дружба?» (СЛАЙД 1)
-Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать?
- Чему должны научиться? (Что такое дружба? Что значит дружить? Каким должен быть настоящий друг)
III. Беседа
-А как по вашему, что такое дружба?
(Внимание, забота друг о друге, взаимопонимание).
- Молодцы.
- А теперь послушайте, какое определение дружбы даёт нам мудрая книга «Толковый словарь» С. И. Ожегова: Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
-Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»?
(Ответы детей)
-Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
-Подумайте над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?
(Ответы детей)
-А кого можно назвать другом? (Друг – это тот, кому можно доверять, кто не предаст, не подведёт, посочувствует, кто поможет тебе добрым советом и сможет вовремя остановить и предостеречь от глупостей. Тот, кто способен поддержать в трудную минуту, дать совет, может вместе с тобой порадоваться удаче.)
- Поднимите руку у кого уже есть друг.
-А кто еще не имеет друга?
-А теперь поднимите руки те, кто хотел бы найти себе друга.
-Давайте попробуем определить, какими качествами должен обладать настоящий друг.
Работа в группах.
Правила работы в группе.
3 группы (по цвету солнышек). У каждой группы конверт с заданием.
- На доске изображены картинка мальчика и девочки, давайте поможем им подружиться. И черная фигура человека.
- У меня подготовлены для вас карточки, на которых написаны качества дружбы, ваша задача выбрать те качества, которые помогут ребятам дружить. А плохие качества – отдадим черному человечку.
Честность
Обман
Доброта
Верность
Грубость
Взаимовыручка
Предательство
Преданность
Надёжность
Справедливость
Драчливость
Ответственность
Сострадание
Жадность
Злость
Доброжелательность
Зависть
Поддержка
Отзывчивость
Доверие
Уважение
Искренность
(Дети выбирают карточки и приклеивают ее на изображение мальчика и девочки, если она подходит, не подходящие карточки – приклеивают на фигурку черного человечка, объясняя, почему они убирают именно эту карточку)
- Почему не оставили карточки со словами: жадность, злость и др. ?
(Ответы детей)
-А какими качествами обладаете вы?
(Ответы детей)
- Я очень рада, что вы являетесь добрыми и заботливыми друзьями, которые всегда стараются помочь и поддержать друг друга.
IV. Чтение притчи.
- А сейчас я хочу прочитать вам одну притчу о настоящей дружбе. Послушайте. (СЛАЙД 3) (На фоне инструментальной композиции Джеймса Ласта «Одинокий пастух»)
Давным – давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. У него украли всех овец. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен. А семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облако пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в этом облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли в его двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. Он снова заплакал. С тех пор его стадо стало больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
- О чем говориться в притче?
- Просил ли хозяин помощи у своих друзей?
- Почему хозяин плакал?
- Молодцы!
V. Дерево Дружбы.
-Ребята, дружба возможна только при соблюдении определенных правил.
-Оказывается, учёные-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены десять законов дружбы :
-Посмотрите, у нас в классе есть чудо-дерево, а давайте мы подарим ему секреты дружбы и назовём Дерево Дружбы. Вы согласны?
(Дети выходят к доске, читают правило и прикрепляют яблоко к дереву.)
1. Доверять другу;
2. Делиться новостями, успехами или неудачами;
3. Уметь хранить чужие тайны;
4. Радоваться с другом его успехам;
5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, а не создавать неловких ситуаций;
7. Защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие);
8. Не критиковать друга в присутствии других людей (если чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);
9. Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым);
10. Всегда выполнять свои обещания.
- Какие из этих правил вы уже выполняете?
(Ответы детей)
-А каким бы вы хотели научиться?
(Ответы детей)
-А бывает так, что друзья ошибаются? Надо ли им прощать ошибки?
(Ответы детей)
-А как вы думаете, может ли дружба распасться? По каким причинам? (из-за грубых слов; когда дразнятся, обзывают; не делятся игрой, сладостями; обвиняют напрасно).
-Давайте подберём противоположное слово к слову «дружба». (ссора)
-Конечно, в жизни любого человека бывают обиды и ссоры, но нужно научиться прощать и уметь мириться.
-Расскажите, как вы миритесь с другом, братом, сестрой. (Ответы детей)
- Помните мирилку, которая помогала вам с детсадовского возраста «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись».
-Сейчас мы с вами попробуем поссориться и помириться и поиграем в игру «Ссоримся и миримся». (Как я скажу «поссорились», вы отворачиваетесь друг от друга, как скажу «помирились» сцепляетесь мизинчиками и вслух произносите мирилку.)
VI. Подведение итогов (Рефлексия).
-Ребята, я предлагаю вам составить синквейн на тему ДРУЖБА.
Работа в группах.
1 слово- тема занятия.
Выбрать 2 прилагательных. КАКАЯ ДРУЖБА?
3 глагола. ЧТО ДЕЛАЕТ ДРУЖБА?
1 предложение о дружбе из 4-5 слов.
1 слово – существительное. (Новое звучание темы) ЧТО ЗНАЧИТ ДРУЖБА?
Дружба.
Крепкая, долгая.
Появилась, ценится, дорожат.
Близкие приятельские отношения, тесное знакомство.
Привязанность.
Дружба.
Прочная, искренняя.
Гордиться, любить, помнить.
Они ругаются, но быстро мирятся.
Чувства.
Дружба.
Давняя, теплая.
Роднит, радует, вдохновляет.
Он не бросил товарища в беде.
Помощь.
-Ребята, я предлагаю вам нарисовать на солнышке смайлик-настроение. С каким настроением мы заканчиваем классный час?
А на память о сегодняшнем классном часе я оставлю вам раскраску сказочных друзей и памятку «Законы дружбы», чтобы вы не забывали об этих правилах.
-Большое спасибо за занятие. Вы замечательно работали.