Елена Денисова
Классификация детских игр. Виды игр
▼ Скачать + Заказать документы
Классификация детских игр. Виды игр
Детские игры – явление неоднородное. Они разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр.
Авторы классификаций игр:
Е. К. Аркин — в соответствии с содержанием игр: военные, игры на бытовые темы, производственные.
Публикация «Классификация детских игр, Виды игр» размещена в разделах
П. Ф. Лесгафт — основа возрастной принцип и выделяет: «семейные» или имитационные игры и школьные, которые имеют четко определенную форму, цели, правила.
Н. К. Крупская (игры, созданные самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие, организованные, с готовыми правилами).
В современной классификации игры детей дошкольного возраста делятся на две большие группы: творческие и игры с правилами.
В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.
Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.). В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований.
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр была разработана С. Л. Новоселовой (игры, возникающие по инициативе детей, игры, возникающие по инициативе взрослых, народные игры).
Рассмотрим классификацию игр по С. Л. Новоселовой.
В основе классификации лежит представление о том, что по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).
Выделяет три класса игр:
1. Игры, возникающие по инициативе ребенка
Самостоятельные игры
Игра – экспериментирование;
Самостоятельные сюжетные игры
Сюжетно-отобразительные,
Сюжетно-ролевые (творческие)
Режиссерские
Театрализованные;
2. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательными целями:
игры обучающие:
дидактические,
сюжетно-дидактические,
подвижные;
досуговые игры:
игры – забавы,
игры – развлечения
интеллектуальные
празднично-карнавальные
театрально-постановочные
3. игры, идущие от исторически сложившихся традиции, этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).