Асия Кабикова
Киригами — японские традиционное искусство вырезания из бумаги
▼ Скачать + Заказать документы
Универсальность бумаги трудно переоценить. Бумага – необычайно выразительный и податливый материал из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажных творчеств. Я хочу познакомиться с одним из них, это вырезка по бумаге или, традиционное название в Япония, кири.
Публикация «Киригами — японские традиционное искусство вырезания из бумаги» размещена в разделах
Кири -это традиционное японское искусство резки бумаги, в результате чего получаются замысловатые работы, поражающие своей детальностью. Для создания одной работы требуется много времени и сил, но если всё сделать правильно и аккуратно, то конечный результат можно будет назвать настоящим шедевром.
Цели и задачи:
1. Развитие творческих способностей, исследовательского умения, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение навыков в этой сфере.
2. Овладеть более сложными и красивыми приемами резки по бумаге.
3. Показать в работах примеры выполненные в данной техники.
4. Добиться частоты исполнения.
История возникновения техники
Вырезание узоров из бумаги — очень древнее искусство, встречающееся у разных народов. Зародилось оно, по-видимому, в Китае, где в 105 году н. э. Цай Лунем и была изобретена бумага. Так как новый материал был чрезвычайно дорог, то первоначально вырезание из него являлось развлечением исключительно императорского двора. Китайские модницы и придворные красавицы вырезанными из бумаги картинками украшали свои лица и прически.
Позднее, в XIII-XVII веках, когда стоимость бумаги существенно снизилась, и она стала более доступна, искусство вырезания широко распространилось и среди простого народа, превратившись в один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, которое называется «цзяньчжи». Это искусство имеет несколько направлений. Одно из них — «чуан-хуа» или «оконные цветы» — берет начало от традиции украшать окна накануне праздника весны (китайского Нового года) бумажными орнаментами с изображениями героев народных сказаний, духов и богов. Эти орнаменты превращали окна в силуэтные ширмы и наполняли дом атмосферой праздника и красоты, а также служили оберегом от злых сил.
Другое направление — «си-хуа» — заключается в изготовлении из бумаги праздничных украшений, ритуальных предметов, символов-пожеланий на разные случаи жизни и т. д.
Кроме того, такие вырезки использовались в качестве трафаретов для резьбы по дереву, украшения мебели, служили образцами для вышивок.
Занимались вырезанием в основном женщины. Кое-где существовал даже обычай, согласно которому юноша накануне обручения просил избранницу что-нибудь вырезать и только после этого принимал окончательное решение о браке.
Самые ранние случаи проникновения китайских бумажных вырезок за пределы страны — в Японию — датируются VII веком. Позднее по Шелковому пути они распространились и по всей Евразии. Это искусство так полюбилось во многих странах, что его стали считать своим исконным ремеслом многие народы. Наибольшее развитие искусство вырезания из бумаги получило во второй половине XIX — начале XX века, так как бумага в это время стала относительно дешевым материалом, доступным простому народу. Она не требовала большой затраты сил и средств, зато прекрасно украшала жилища. Особенно популярно украшение дома бумажными шторками, салфетками, занавесями было в маленьких городках и деревеньках Польши, России, Литвы, Украины, Белоруссии. Славяне вырезки из бумаги называли «выстриганка-ми», «выципянками», «вырезанками», «вытынянками», «вытинанками», «выцинанками».
По форме народные вырезки из бумаги были квадратными, прямоугольными, круглыми — в виде звезды или снежинки. Часто встречались одинаковые мотивы: изображения птиц, наездников, различные растительные узоры. Такие узорные вырезки наклеивались на окна, заменяя шторы; на мебель, заменяя резьбу; на стены, заменяя ковры. Ими можно было красиво оформить праздничный стол или подарить гостям. Искусство вырезания передавалось из поколения в поколение, развиваясь и совершенствуясь. И у каждого народа появились свои собственные традиции и узоры.
Чтобы создавать настоящие произведения искусства, не всегда нужны дорогостоящие инструменты. Японская художница Масайо Фукуда более 25 лет использует для творчества только скальпель, коврик для вырезания, бумагу и фонарик. И это не помешало ей создать целую серию обитателей подводного мира, которые выглядят как живые. Масайо вырезает не только морских жителей — среди ее произведений есть птицы, люди, цветы.
Художница, также известная под псевдонимом Kiri Ken («Режущий меч»).
Технологическая часть
Техника безопасности при выполнении изделия
Перед началом работы хорошо продумай последовательности работы, это поможет грамотно составить и сэкономить время.
Постарайся надежно зафиксировать заготовку, по возможности установи её в верстаке – в таком случае можно работу ножом проводить двумя руками, придерживая работу рукой или чем-то более тяжелым, чтобы картина не вылетела и не замялась.
При ножевой резьбе внимательно следи за направлением движения ножа, можно повредить пальцы или композицию
Никогда не производите ножевую резьбу в близки своего тела, есть вероятность, что нож может соскочить.
Следите за силой давления на нож, чем боле сильно давление, тем больше ошибок можно допустить.
Не делайте резких рывков. Будут не ровные края, это испортит вид картины.
Технологическая последовательность изготовления изделия
1. Подготовка места и материалов:
Берем белую плотную бумагу. Еще понадобится 2 резака, большой и маленький, для удобства. Нужно подготовить, просторное и светлое место для работы.
2. Нанесение эскиза будущей работы:
Для удобства, можно заштриховать места вырезки, чтобы не ошибиться.
3. По итогу получается очень красивая, но трудоемкая работа, нужно вырезать очень плавно и аккуратно.