Получи документы

Педагогический опыт «Кинезиология в песочной терапии как средство межполушарного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Валентина Ивановна
Педагогический опыт «Кинезиология в песочной терапии как средство межполушарного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

МДОУ Новоуколовский детский сад общеразвивающего вида «Росинка»

Кинезиология в песочной терапии как средство межполушарного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ

Ковач Валентина Ивановна

педагог-психолог

МДОУ Новоуколовского детского сада

общеразвивающего вида «Росинка»

с. Новоуколово

2024

Содержание:

1. Информационный раздел…3

2. Технология опыта…8

3. Результативность опыта….12

4. Библиографический список…14

5. Список приложений….15

Только руки знают, как распутать то,

над чем тщетно бьется разум»

К. Г. Юнг

I Информационный раздел

Условия возникновения и становления опыта.

Происходящие изменения в обществе и принятые стандарты дошкольного образования выдвинулиновыетребованияксистемеобразования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, творческого,эмоционального,физическогоразвитияребенкаиосуществитьего подготовку к школе.

Работая в детском саду, я убедилась в том, что основу воспитательной работы с дошкольниками, в первую очередь, должно составлять именно развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь. Поиск эффективных средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью данной задачи.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Когда я наблюдала за своими воспитанниками, то было видно по их действиям, что взаимодействие между полушариями у них очень слабое. Они демонстрируют слабую мускульную реакцию на определенные упражнения, у них плохая координация движений, отсутствие внимания, неусидчивость и это сказывается на познавательной деятельности.

Диагностика детей на начало года показала следующие результаты:

13детей Социальное развитие Речевое развитие Межполушарное развитие

Высокий Средний

Низкий 1(8%)

5(38%)

7(54%) 0

4(31%)

9(69%) 0

4(31%)

9(69%)

Проведенное анкетирование родителей подтвердило, что 43% родителей заняты и поэтому не уделяют должного внимания развитию ребёнка, 36% родителей с долей взрослого эгоизма относятся к детским играм, развлечениям и не всегда адекватно оценивают поведение своего ребёнка. Хотя обе категории родителей отмечают, что их дети не всегда организованы, усидчивы, доводят начатое дело до конца. В поведении отмечают раздражительность и некую агрессивность, 21% - не считают нужным обсуждать с детьми поступки героев фильмов, прочитанных книг, давать оценку их моральным качествам. Далее с помощью анкеты «Кинезиологические игры с песком для детей дома»(Приложение, выяснила, как родителями организована игровая деятельность воспитанников в домашних условиях. Большинство детей имеют условия для игры, но у них не сформированы навыки общения, активность, инициативность, родители не активны в играх детей.

Так интересно, занимаясь с детьми наблюдать, как в ходе тренировок наблюдается динамика в преодолении мыслительных операций, и это отражается на развитии интеллекта и даже эмоциональной сферы.

Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Современный мир, наполненный обилием компьютеров, различных гаджетов, не требует от детей ручных усилий, и поэтому моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на здоровье.

Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающей технологии.

На сегодняшний день одним из перспективных средств такого развития выступают кинезиологические упражнения в песочной терапии, возможности которых в практике детского сада реализуются далеко не полностью.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

Актуальность опыта.

В последнее время увеличилось количество детей с различными нарушениями, физического и психического плана. У детей с ОВЗ отмечается общее моторное отставание, что приводит к торможению мыслительных процессов, снижению концентрации внимания, выносливости, координационных способностей, проблемы с речевым развитием. В результате, у них проявляется низкая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических процессов. Педагоги находятся в постоянном поиске новых эффективных форм оздоровления и развития таких детей.

Информацию о мире вокруг них дети получают посредством восприятия. Мысли, тело и эмоции составляют некий тандем, где важен баланс между элементами. Только в том случае будет усваиваться информация в полном объеме, ребенок будет развиваться интеллектуально и физически. У детей с ограниченными возможностями здоровья это равновесие нарушено, и одним из продуктивных методов формирования новых связей выступают кинезиологические упражнения в песочной терапии.

Кинезиология — это наука, которой уже более двухсот лет. Она изучает развитие межполушарных связей с помощью движений. Чем гармоничнее эти связи, тем лучше развивается ребенок в интеллектуальном и физическом плане. Кинезиологические упражнения — это определенный комплекс движений, который усиливает межполушарные связи. Данные упражнения важны практически для людей всех возрастов, но особенно для детей, имеющих отставания в речевом или общем развитии, гиперактивных детей, детей с расстройствами психики.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью развития межполушарных связей детей дошкольного возраста через использование кинезиологических упражнении в песочной терапии и недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущей идеей опыта является создание условий в дошкольном образовательном учреждении для развития межполушарных связей у детей с ОВЗ через использование кинезиологических упражнении в песочной терапии.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании системы кинезиологических упражнении в составе песочной терапии для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников.

Длительность работы над опытом.

Работа над опытом охватывает период с сентября 2021 года по май 2024 года и разделена на несколько этапов.

I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь - декабрь 2021 г.

II этап – основной (формирующий) – январь 2022 г. – апрель 2024 г., реализация программы «Путешествие в песочную страну».

III этап – заключительный – май 2024 г.

Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, анализ проблем педагогов, родителей, составление плана работы, изучение психологической, педагогической и методической литературы, подбор диагностического материала.

На формирующем этапе была проведена апробация и корректировка совокупности средств, методов и приемов, способствующих развитию межполушарных связей у детей дошкольного возраста в рамках психолого-педагогической программы развития полушарий в системе кинезиологических упражнений в песочной терапии.

Диагностика на заключительном этапе доказала эффективность реализации программы для решения обозначенной психолого-педагогической проблемы.

Опыт охватывает всех участников образовательного процесса в ДОУ и распространяется на групповые профилактические мероприятия, во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, организации предметно-развивающей среды и тесно взаимосвязан с образовательным процессом в целом.

Теоретическая база опыта.

Тема, над которой я работаю, сформулирована так: «Кинезиология в песочной терапии как средство межполушарного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ».

Песочная терапия — это современная методика «терапии песком» созданная ученицей великого психотерапевта Карла Юнга, Дорой Калфф, в которой игры с песком станут незаменимыми для гармоничного развития детей.

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Наука достаточно молодая. Ее разработали и запатентовали в США специалисты по образовательной кинезиологии Пол и Гейл Деннисон под названием «Гимнастика мозга» в 1964 г.

Развитие истории изучения двигательной активности в России официально началась с 30-х годов XX века с работ профессора Павлова И. П. Основатель прикладной кинезиологии в России считается · профессор, доктор медицинских наук Васильева Л. Ф. Заведующая кафедрой мануальной терапии Российского Государственного Медицинского Университета.

Образовательная кинезиология "Гимнастика мозга" в основном применяется в педагогических целях для улучшения обучения, в частности чтения, письма, математики, запоминания и пр. Она оказывает помощь, как детям, так и взрослым, в ситуациях, требующих ясного мышления или связанных с проблемными областями.

Значимость опыта работы заключается в том, что разработанная система кинезиологических упражнений в песочной терапии, направлена на формирование у дошкольников речи, интеллектуальных способностей, может быть использована в работе с детьми не только воспитателем, но и родителями. Использование наиболее адекватных методов и приемов по формированию интеллектуальных способностей через взаимодействие обоих полушарий мозга помогало применить кинезиологические упражнения и без особых трудностей вызвать у детей не только интерес к выполнению заданий, но и применению упражнений на практике, в свободной деятельности для развития интеллектуальных способностей.

Значимость моей работы заключается в создании системы кинезиологических упражнений совместно с песком для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников.

-Проведена диагностика определения уровня развития межполушарного взаимодействия. Проба Н. И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак—ребро—ладонь»

- Был составлен перспективный план на учебный год.

- Проведены консультации для родителей и педагогов «Кинезиологические упражнения - гимнастика мозга».

- Разработана картотека игр и упражнений с песком для развития межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ в ДОУ»

Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов у детей дошкольного возраста я начала с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа была направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Нейрофизиологами доказано, что человеку для закрепления мысли нужно движение. Я уверена в том, что кинезиологические упражнения в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие упражнения не только сближают детей, но и воспитывают у них социально-коммуникативные качества, позволяют активизировать познавательные интересы. Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая деятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей, воспринимается родителями положительно. Среди родителей пропагандирую использование кинезиологических упражнений с детьми в домашних условиях. Выпущены буклеты и даны рекомендации родителям. Для привлечения интереса и активности родителей провела мастер-класс «Гимнастика для ума или веселая кинезиология». Руками родителей приготовлены пособия кинезиологических упражнений для детей (лабиринты, трафареты). Мною составлена консультация для педагогов «Развитие межполушарных связей у дошкольников».

II раздел.

Технология описания опыта

Цели и задачи педагогической деятельности.

Основной целью моей деятельности является активизация развития межполушарного взаимодействия головного мозга и синхронизация работы полушарий головного мозга у детей средствами кинезиологических упражнений в песочной терапии

Задачи:

• Создать педагогические условия для интеллектуального развития детей среднего дошкольного возраста;

• Развивать внимание, восприятие и память у детей;

• Повысить способности детей к волевым усилиям, к произвольному контролю;

• Формировать пространственные представления;

• Развивать общую и мелкую моторики;

• Расширить представление родителей о роли кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста.

Есть специфические задачи:

• Развитие межполушарной специализации;

• Развитие межполушарного взаимодействия;

• Синхронизация работы полушарий.

Практическая значимость опыта работы заключается в том, что разработана система кинезиологических упражнений в песочной терапии:

- межполушарное рисование на световом столе,

- технология работы с кинетическим песком.

-кинезиологические упражнения в песке

Работая с песком, я пришла к выводу, что это направление несет с собой не только красоту, но и большие психотерапевтические, образовательные и здоровьесберегающие возможности.

Это повышение самооценки, развитие более позитивной Я-концепции, создание контактасо своими чувствами, понимание и принятие себя - и еще множество вариантов как длявзрослых, так и для детей.

Песочная терапия способствует:

- снятию эмоционального и мышечного напряжения;

- профилактике и снижению импульсивности, излишней двигательной активности,

- снятию тревоги, агрессии, детских страхов;

- формированию здоровой самооценки, уверенности в себе, способности к

самопринятию, раскрытию личности ребенка;

- развитию мелкой моторики, ощущений и координации;

- развитию интеллекта, памяти, внимания, восприятия, речи, воображения;

исследованию и формированию отношений сотрудничества, навыка работы в группе;

- развитию эстетического отношения к окружающему миру;

-развитию способности творчески самовыражаться;

- приобщению к изобразительной деятельности, формированию творческих

способностей;

- формированию эмоционального интеллекта;

для родителей – лучшему пониманию себя и ребенка.

Основные преимущества метода песочной терапии в коррекционно-развивающей работе это развитие представлений об окружающем мире, пространственная ориентация и тактильно-кинестетическая чувствительность; совершенствуется координация движений и мелкая моторика; дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, начинают спонтанно импровизировать, передавая интонацию, темп и ритм речи педагога, а это, в свою очередь, способствует развитию речи. В играх с песком наиболее гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции: восприятие, внимание, память, мышление. Также стабилизируется психоэмоциональное состояние детей, ибо песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с детьми с ОВЗ.

В песочной терапии множество ещё не раскрытых возможностей, как обучающих, так и коррекционных, как для ребенка, так и для педагога. Занимаясь в песочнице, мы вместе делаем удивительные открытия, учимся друг у друга.

Особенности работы с песком для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Игры с песком - излюбленное занятие детей в самом раннем «малышковом» возрасте. Всемзнакома картина: двор, песочница, малыши с ведёрками и лопатками, разбросанные формочки. Дети постарше — превосходные строители каналов и замков на берегу песчаного пляжа, при строительстве которых юные создатели тренируют координацию движений, точность и аккуратность.

Песок лечит: его можно использовать как сухое тепло в качестве грелки, когда болит ухо, а посредством игры он излечивает душу. Игра с песком — это еще и естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности. Прямо в песочнице можно изучать природоведение и ориентирование, учиться считать, читать и писать, знакомиться с окружающим миром. Это то место, где ребёнок проходит первую школу социализации. Иными словами, осваивает азбуку взаимоотношений со сверстниками.

Психологи считают песок хорошим медитативно-расслабляющим материалом, который гармонизирует состояние ребенка. Игры для детей с песком благотворно влияют на психику и производят успокаивающий эффект. Играя с песком, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию.

Техники, о которых пойде тречь ниже, рекомендуются детям, имеющим следующие особенности: агрессивность, гиперактивность, неуверенность в себе, тревожность, задержка психического развития, различного рода психосоматические заболевания, интеллектуальная недостаточность, нарушения аутистического спектра, синдром Дауна. Работа с песком позволяет решить ряд проблем, которые есть у детей с нарушениями развития интеллекта.

Большое внимание на занятиях с песком направлено на развитие двигательно-моторной координации и мелкой моторики. Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью очень важно, так как это влияет на развитие мышления, внимания, пространственных представлений, пространственной ориентировки, зрительной и двигательной памяти, а также речи. Все эти зоны развития у детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью находятся на низком уровне. Развивая мелкую моторику у ребенка, мы стимулируем различные отделы головного мозга, которые отвечают за движения пальцев рук, а также активизируем находящиеся рядом с ним и центры мозга, отвечающие за речь.

Использование наиболее подходящих методов и приемов, по формированию интеллектуальных способностей, через взаимодействие обоих полушарий мозга, помогало применить кинезиологические упражнения в песочной терапиии без особых трудностей вызвать у детей не только интерес к выполнению заданий, но и применению упражнений на практике, в свободной деятельности для развития интеллектуальных способностей.

Был составлен перспективный план на учебный год.

Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов у детей дошкольного возраста я начала с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа была направлена от движений к мышлению, а не наоборот.

Нейрофизиологами доказано, что человеку для закрепления мысли нужно движение.

Кинезиологические упражнения в песочной терапии– это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:

• Повышается стрессоустойчивость.

• Синхронизируется работа полушарий.

• Улучшается мыслительная деятельность, мелкая и крупная моторика.

• Способствует улучшению памяти и внимания.

• Облегчает в дальнейшем процесс чтения и письма.

• Формируют пространственные представления.

• Снижают утомляемость.

• Повышают способность к произвольному контролю.

Кинезиологические упражнения я использую как часть развивающих занятий.

При разучивании кинезиологических упражнении в песочной терапии, способствующих развитию мелкой моторики, вначале разучиваем технику движений. А затем, использую их в сюжете совместно придуманных сказок. В результате чего улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение, мышление. И тогда сказка выступает в качестве продукта нашей совместной деятельности.

Если детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений использую перед работой или в виде динамической паузы.

В интегрированных занятиях кинезиологических упражнении в песочной терапии можно использовать на протяжении всего занятия. По исследованиям ученых упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийся эффект.

Для работы с детьми использовались следующие упражнения:

1. Зигзагообразные и круговые движения по поверхности песка ладонями, ребром, отдельными пальцами.

2. «Ходьба» пальцами.

3. Игра на пианино.

4. Рисование на песке линий, фигур, сюжетных картинок.

5. Пересыпание песка из емкостей с помощью ложек, ладошек.

6. Одновременное выкладывание обеими руками рисунков из камней по заданному образцу либо по замыслу самого ребенка.

7. Поиск мелких игрушек в песочнице с описанием характеристик найденного предмета.

8. Зеркальное рисование

Систематическое и целенаправленное использование песка при активизации межполушарного взаимодействия при помощи кинезиологических упражнений способнообеспечить возможность для всестороннего развития ребенка. Игры с песком стабилизируют психоэмоциональное состояние детей, способствуют развитию тактильной чувствительности, являются мотивирующим фактором для решения познавательных задач. Такие упражнения не только сближают детей, но и воспитывают у них социально-коммуникативные качества, позволяют активизировать познавательные интересы.

Для достижения положительных результатов в развитии реб нка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая деятельность, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей, воспринимается родителями положительно.

Среди родителей пропагандирую использование кинезиологических упражнений с детьми в домашних условиях. Выпущены буклеты и даны рекомендации родителям. Для привлечения интереса и активности родителей провела мастер-класс «Гимнастика для ума или веселая кинезиология». Руками родителей приготовлены пособия кинезиологических упражненийдля детей (лабиринты, трафареты).

Мною составлена консультация для педагогов «Развитиемежполушарных связей у дошкольников».(Приложение№)

III раздел.

Результативность опыта

Для отслеживания результатов опыта работы по использованию кинетических упражнений в песочной терапии, на развитие межполушарного взаимодействия, проводились постоянные наблюдения за детьми.

Определялись критерии для диагностирования успешности опыта. Для определенияуровняразвитиямежполушарноговзаимодействияиспользовалаэффективный метод, предложенный Н. И. Озерецким «Кулак— ребро—ладонь».

В сентябре 2021 года было обследовано 13 детей, а в мае 2024 года 15 детей. В начале и в конце учебного года проводился мониторингпознавательных процессов, моторики, межполушарного взаимодействия и интеллекта.

После диагностики получились следующие показатели:

Начало учебного года

13детей Социальное развитие Речевое развитие Межполушарное развитие

Высокий Средний

Низкий 1(8%)

5(38%)

7(54%) 0

4(31%)

9(69%) 0

4(31%)

9(69%)

Конец учебного года

15детей Социальное развитие Речевое развитие Межполушарное развитие

Высокий Средний 8(53%)

7(47%) 9(60%)

6(40%) 7(47%)

8(53%)

Результаты диагностики по социальному развитию интеллекта показывают, что у детей к концу года развита познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Развивающий эффект данных занятий проявился прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, которые со временем перерастают в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активнымии уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу года улучшились графические навыки и зрительно-моторные координации детей, процессы памяти и мышления.

Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей. Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного взаимодействия с детьми, я могу сказать, что кинезиологическиеупражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия просты, забавны, полезны, практически не требуют дополнительного времени для их проведения. Они могут занимать внимание детей, как в организованной деятельности в детском саду, так и в домашних условиях.

Данная тема интересна, продуктивна, в дальнейшем буду использовать данную технологию в работе с дошкольниками.

Библиографический список

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». - СПб. : Речь, 2005 -340 с.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. - М. : Речь, 2005.

4. Валиева А. Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.

5. Ратникова Е. В., Гаврик А. В. Игры на песке. Работа с семьёй и детьми. - СПб. : Речь, 2013.

6. А. Л. Сиротюк «Обучение детей с учётом психофизиологии», «Сфера», Москва 2001г.

7. А. Л. Сиротюк «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения», «Сфера», Москва 2003г.

8. В. Любимова «Кинезиология. Второй уровень познания тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005г.

9. В. Любимова «Кинезиология, или природная мудрость тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург, 2005г.

10. П. Деннисон, Г. Деннисон «Программа «Гимнастика ума». Пер. С. М. Масгутовой, Москва, 1997 г.

Список приложений

1. Приложение №1 – Методики определения уровня развития межполушарного взаимодействия. Проба Н. И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак—ребро—ладонь»

2. Приложение №2 – Консультация для родителей и педагогов «Кинезиологические упражнения - гимнастика мозга».

3. Приложение №3 - Картотека игр и упражнений с песком для развития межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ в ДОУ»

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Кинезиология в песочной терапии как средство межполушарного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Опубликовано: 12 декабря 2024 в 14:50
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт «Кинезиология в песочной терапии как средство межполушарного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Ивановна (УИ 2452513) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД