МААМ-картинки

Кинезиология и остеопатия в воспитании здорового ребёнка

Галина Грачёва
Кинезиология и остеопатия в воспитании здорового ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно-вирусным инфекциям. По данным исследований, удельный вес часто болеющих детей первых шести лет жизни колеблется в пределах 20-25 %, то есть часто болеющим является каждый четвертый-пятый ребенок.

Публикация «Кинезиология и остеопатия в воспитании здорового ребёнка» размещена в разделах

Такие дети с большими усилиями по сравнению со здоровыми преодолевают трудности в усвоении знаний, с более значительными психофизиологическими затратами справляются с предъявляемыми к ним требованиями, предусмотренными условиями жизни и воспитания в дошкольном учреждении. Здоровье ребенка является важнейшим интегрированным показателем, поскольку определяет не только физические возможности, но и перспективы всестороннего развития.

Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Важная роль в успешном применении коррекционно-оздоровительных средств и методов принадлежит созданию таких условий организации воспитательно-образовательного процесса, при которых развивающий эффект достигается без какого-либо ущерба для растущего организма и способствует улучшению физического статуса дошкольника.

Особое значение в контексте рассматриваемой проблемы занимает организация оздоровительной и профилактической деятельности дошкольного образовательного учреждения в соответствии с современными требованиями общества.

Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизического здоровья необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Формами такой работы могут стать кинезиологическая и дыхательная гимнастики, а также точечный массаж.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированное тонких движений пальцев рук. Применение метода кинезиологической коррекции позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей могут стать дыхательная гимнастика и точечный массаж. Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.). Но механически использовать их в своей работе, думается, нецелесообразно. Нужно искать пути адаптации этих методик к возможностям и потребностям дошкольников. Дыхательная гимнастика, сочетающаяся с активными движениями и нагрузками, по выражению академика П. К. Анохина, приводит к перестройке координационных отношений в функциональной системе дыхания в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к организму.

Использование физических упражнений, направленных па улучшение функций верхних дыхательных путей, рекомендуется во всех принятых в дошкольных учреждениях формах работы по физическому воспитанию, особенно в утренней зарядке.

Точечный массаж также является одним из эффективных элементов закаливания детей, который целесообразно применять в комплексе с дыхательной гимнастикой.

Надеемся, что предлагаемое пособие окажет существенную помощь педагогам дошкольных учреждений в профилактике и укреплении здоровья детей. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения.

Истоки кинезиологии можно найти почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических спо-собностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ также пользовался кинезиотерапией. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепид, живший более 2000 лет назад.

Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.

Совершенные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже. заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций человеческого организма. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок - кинезиология.

Самый благоприятный период для интеллектуального развития - это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. При интеллектуальном развитии возможно применение кинезиологических упражнений.

Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, Л. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка (но оптимальная для данных условий, тем значительнее эти изменения. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных возможностей необходимо начинать с развития движений тела и пальцев рук. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Целью таких занятий является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Остеопатическая гимнастика устраняет врожденные нарушения строения тела ребенка, восстанавливает симметрию тела. Этот уникальный комплекс выравнивает стояние костей таза, что нормализует тонус мышц тазового дна. В свою очередь нормализуются гормональный фон и функция почек малыша.

Женщины, которые начинают делать эту гимнастику во время беременности, в 4,5 раза реже повреждают своих детей при родах. После рождения малыша мама вместе с ним выполняет остеопатический «комплекс пестования младенцев», затем в яслях дети выполняют облегченный комплекс — «кишечную» гимнастику. И, наконец, с 3-4 лет — комплекс остеопатической гимнастики, разработанный специалистами Европейской

остеопатической ассоциации, Санкт-Петербургской клиники остеопатии и новосибирскими учеными.

Значительное усиление эффекта достигается при сочетании остеопатической гимнастики с уникальным комплексом «Адаптационная гимнастика», полностью восстанавливающим формулу пульса при диагностике по канонам Древнего Китая.

Остеопатическая дыхательная гимнастика для детей и взрослых. Прежде чем приступать к выполнению упражнений, необходимо приготовить валик из махрового полотенца размером 45x110 см, скатанного в трубочку. Валик для детей должен быть сшит с учетом длины шеи. Слишком узкий или, наоборот, широкий валик будет вызывать дискомфорт, и мы не получим желаемого эффекта.

1. РАСТЯГИВАНИЕ НИЖНЕГРУДНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА (20 секунд) А. Ложимся спиной на валик так, чтобы он проходил под нижними углами лопаток. Руки вытянуты за головой. Расслабляемся полностью.

Б. Улыбаемся губами, глазами, всем лицом. Ощуш;ение улыбки, радости, света разливается по всему телу.

УМЫВАНИЕ

Валик перекладываем под шею и затылочную область; шея прямая.

A. Растираем ладони до ощущения тепла. Б. «Умываем» лицо.

Ладонями закрываем лицо, мизинцы соприкасаются, большими пальцами тянемся к мочкам ушей. Проводим ладонями по лицу вверх, назад за голову. При этом большие пальцы описывают круги вокруг ушей. Затем из-за головы переводим руки вперед на шею и соединяем их на груди.

B. Умываем руки. Обхватываем левую руку правой рукой снизу в районе мизинца и ведем по внутренней поверхности от лучезапястного сустава к локтевому, к плечевому и к талии. При этом фиксируем движение на каждом суставе. То же повторяем с правой рукой.

C. Умываем ноги. Сгибаем правую ногу, ставим стопу на пол, на нее кладем голень согнутой левой ноги.

Держим левый голеностопный сустав левой рукой, а правой растираем подошву. Затем нажимаем на основные «корешки» (точки, которые опираются на пол при стоянии и ходьбе) — 5 малых корешков на подушечке каждого пальца и 4 больших корешка под большим пальцем, под мизинцем, в центре пятки и боковой корешок. Далее берем левую ногу правой рукой за голеностопный сустав с внутренней стороны и проводим рукой по внутренней поверхности от голеностопного сустава к коленному, к тазобедренному и разглаживаем левую паховую складку. То же повторяем с правой ногой. .

Д. Умываем живот. Делаем несколько кругов по животу по очереди левой и правой руками (по часовой стрелке).

3. ВЫТЯГИВАНИЕ В ДЛИНУ (3 раза)

Руки складываем «в замок» на животе, выпрямляем ноги, тянем носки. ВДОХ: поднимаем руки ладонями от себя, носки — на себя. Тянемся как можно сильней. ВЫДОХ: руки возвращаем на живот, тянем носки.

4. СИНХРОННОЕ ПЕРЕКРЕСТНОЕ ПОЛЗАНИЕ (12 раз)

Поворачиваемся на живот и имитируем ползание по-пластунски (на месте) : правую руку выдвигаем вперед, при этом голова поворачивается вправо (голову не поднимать). Одновременно сгибаем левую ногу и левую руку. Повторяем упражнение другой рукой и ногой по команде воспитателя. Дыхание свободное.

5. ПОТЯГИВАНИЕ НАИСКОСОК(6раз)

И. П. Сгибаем левую ногу, наружной поверхностью прижимаем ее к полу. Левую руку вытягиваем за голову. Правая нога прямая, отодвинута чуть вправо, носок на себя и влево. Правая рука опущена вниз. Делаем ВДОХ. ВЫДОХ: тянемся левой рукой вверх, пяткой правой ноги — вниз. Приподнимаем правое бедро, чуть прогибаемся. Голова повернута к вытянутой вверх руке. Меняем положение и тянемся в другую сторону.

6. ДИАФРАГМАЛЬНОЕДЫХАНИЕ (7раз)

И. П. Ноги сгибаем, все 9 корешков стопы плотно прижимаем к полу. Ягодицы чуть напряжены, копчик приподнят, поясница выровнена.

ВДОХ: раздуваем ноздри, диафрагма опускается, живот надувается, поясница прижимается к полу.

ВЫДОХ: диафрагма поднимается, живот втягивается, спина немного отрывается от пола.

7. «КРОКОДИЛ» (21 раз) И. П. Как в упр. 6.

Руки разводим в стороны, ладони прижимаем к полу, колени — к животу. Кладем обе ноги вправо, а голову поворачиваем влево (стараемся прижать ухо к полу). Тянемся. Затем выполняем упражнение в другую сторону.

8. ДИАФРАГМАЛЬНОЕДЫХАНИЕ См. упр. 6.

9. ВЫТЯГИВАНИЕ В ДЛИНУ

См упр. 3, выполняется один раз. Ю. ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ПОТЯГИВАНИЕ

И. п. Стоим на четвереньках, позвоночник прямой, спина и голова — на одной линии (голову не поднимать и не опускать). Вытягиваем левую руку вперед и одновременно правую ногу назад. Удерживаем такое положение 15 секунд. Повторяем другой рукой и ногой.

11. ВЫТЯГИВАНИЕ СИДЯ И СТОЯ

А. Сидя на краю кровати, тянемся макушкой вверх, спина прямая. Ступни плотно прижаты к полу, плечи свободны, подбородок в нейтральном положении. Руки — на коленях. Можно положить на макушку мешочек с песком, а на ноги надеть браслеты с утяжелением.

Б. Вытягиваемся стоя: спина прямая, макушкой тянемся вверх, затем поднимаемся на носки и продолжаем «расти» вверх. Подбородок не задираем.

12. ВЫТЯГИВАНИЕ ВО ВРЕМЯ ХОДЬБЫ

А. Ходьба на носках. Макушкой тянемся вверх, спина прямая. Руки и плечи расслаблены. Тянемся всем позвоночником вверх и чуть вперед. Ступаем легко, как будто плывем над землей. Б. Ходьба на всей стопе с приподниманием бедра. Спина прямая, макушкой тянемся вверх. Подбородок в нейтральном положении, стопа расслаблена. Ступаем мягко, легко, неслышно.

13. Х0ДЬБА ПО МАССАЖНЫМ КОВРИКАМ (1 круг)

На полной стопе идем по массажной дорожке (массажные коврики расположены друг от друга на расстоянии шага ребенка). Можно выполнять упражнение с утяжелением: взять в руки мешочки или надеть браслеты.

14. КОМПЛЕКС ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ (ВЫТЯГИВАНИЕ V СТЕНЫ)

А. Пятками, икрами, тазом, межлопаточной областью и затылком прижимаемся к стене. Тянемся руками вперед, лопатки при этом раздвигаются и межлопаточная область прижимается к стене. Стопы прижаты к полу. Плечи свободны. Тянемся макушкой вверх, стараемся «вырасти» и распластаться по стене. У девочек ноги — вместе, у мальчиков — врозь.

Б, Опираясь спиной на стену, согнутые ноги — на ширине плеч (поза «всадника»). .Пятки — на расстоянии шага от стены. Спина прямая (поясница прижата к стене). Выполняем три неглубоких приседания, скользя спиной по стене. В. См. пункт А.

Г. Отойдя от стены, вытягиваемся, как в пункте А.

15. СИНХРОННОЕ ПЕРЕКРЕСТНОЕ ПОЛЗАНИЕ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ

Встаем на четвереньки, спина и голова расположены на одной линии. Одновременно поднимаем ладонь левой руки и колено правой ноги, так же одновременно опускаем их на пол.

16. ПРИСЕДАНИЯ (5 раз)

Стоим в паре, держась за руки, или держимся за опору (стол, кресло). Согнутые ноги расставлены.

ВДОХ: приседаем с прямой спиной, пятки не отрываем от пола. ВЫДОХ: встаем с прямой спиной, напрягая ягодицы.

Публикации по теме:

Кинезиология — гимнастика для ума Образовательная кинезиология подразумевает под собой стимуляцию работы мозга с помощью определённых физических движений. Кинезиологические.

«Роль семьи в формировании здорового образа жизни у ребёнка». Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» (Консультация для родителей) «Здоровая семья - сильная Россия» - эта пословица имеет.

Роль семьи в воспитании здорового ребенка «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Жан – Жак Руссо. Здоровье – бесценное достояние не только.

Создание условий для здорового образа жизни ребёнка — первооснова полноценного воспитания и развития (из опыта работы) Создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает.

Консультация для родителей на тему «Роль отца в воспитании ребёнка» Консультация для родителей на тему: «Роль отца в воспитании ребёнка». Воспитание детей – это один из самых сложных процессов, к которому.

Консультация для родителей «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка» Консультация для родителей "Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка" Театр кукол – наиболее распространённая форма организации.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребёнка» Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребёнка» «Всё начинается с семьи…» Что же ребёнок должен знать о понятии «семья»? Семья.

Мяч в жизни ребёнка. Информация для родителей в рамках пропаганды здорового образа жизни и гармоничного развития ребёнка. Мяч в развитии ребёнка. Уважаемые родители! Откройте для себя важность и незаменимость мяча в развитии вашего ребёнка. Игра – неизменный.

Ценность сказок, их особая роль в воспитании ребёнка и изучении родного края Сказка «Изумрудный гномик» Автор: Болтенко Алёна Анатольевна преподаватель МБОУДОД «ДШИ №1» г. Каменска- Уральского Описание материала:.

Родительское собрание  «Роль семьи в воспитании ребёнка» с использованием тренинга (Фотоотчет)Родительское собрание  «Роль семьи в воспитании ребёнка» с использованием тренинга (Фотоотчет) Ольга Язарова. Родительское собрание- "Роль семьи в воспитании ребёнка" (Фото- очерк) В начале сентября нами было организовано родительское.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кинезиология и остеопатия в воспитании здорового ребёнка
Опубликовано: 6 февраля 2017 в 21:39
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кинезиология и остеопатия в воспитании здорового ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Галина Грачёва (УИ 377186) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД