Евгения Чмелик
Кинезиологические упражнения в системе работы по развитию речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиологические упражнения- это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Эти упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, мелкую моторику, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, формируют пространственные представления, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.
Темочки:
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Образовательная кинезиология -наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Целью образовательной кинезиологии является повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объема и переключаемости внимания, развитие мелкой моторики, создание положительных установок на учебу, повышение жизненных сил организма, как психических предпосылок повышения эффективности обучения.
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Кинезеология- это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.
Таким образом приходим к выводу, что основная цель кинезиологии : развитие межполушарных взаимодействий, способствующих развитию речи и высших психических функций.
Задачи:
1. синхронизация работы полушарий
2. развитие мелкой моторики
3. развитие речи, памяти, внимания,мышления
4. снижение утомляемости, формирование произвольного контроля
5. повышение стрессоустойчивости
Целью работы нашего учреждения является построение образовательной деятельности на основе современных образовательных технологий, обеспечивающих всестороннее речевое развитие, а так же развитие различных форм инициативы, активности и самостоятельности дошкольников.
Одна из задач- повышать качество речевого развития детей посредством развития всех компонентов речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности. Именно поэтому нами было принято решение использовать кинезеологические упражнения в своей работе.
Отличительной особенностью кинезеологических упражнений является инновационный подход к решению проблемы укрепления и здоровья детей. В решении данной задачи мы используем передовой педагогический опыт. Творческой группой детского сада составлен перспективный план работы, комплекс кинезеологических приемов и упражнений. В своей работе используем как методическую разработку к технологии по здоровьесбережению, которая входит в ООП ДО. Упражнения проводятся ежедневно в режимных моментах и в непосредственно образовательной деятельности. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, все указания даются четко, спокойно. Упражнения выполняются педагогами вместе с детьми, постепенно увеличивая время и сложность.
Где применяют кинезиологические упражнения?
Коррекция проблем обучения методами кинезиологии в дошкольном и младшем школьном возрасте. Адаптация леворукого ребенка в "праворуком" мире. Кинезиологическая профилактика соматических заболеваний. Использование кинезиологических упражнений для работы с девиантными подростками. Применение кинезеологических приемов в ситуации стресса. Для результативности проводимой работы необходимо учитывать определенные условия:
-упражнения проводятся утром
-упражнения проводятся ежедневно
-обстановка на занятии доброжелательная
-от детей требуется точное выполнение движений и приемов
-упражнения проводятся стоя или сидя за столом
- упражнения проводятся по специально разработанным комплексам
Комплексы упражнений включают в себя следующие методы и приемы:
1. глазодвигательные упражнения
2. двигательные упражнения
3. упражнения на дыхание
4. упражнения для релаксации
-самомассаж
Подробные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающий эффект. Самый благоприятный период для интеллектуальногоразвития- это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
При регулярном использовании кинезиологических упражнений, в связи с улучшением интерактивной функции мозга, у многих детей наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.