Родионова Марина
Кейс «Индивидуальность ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Кейс «Индивидуальность ребенка»
Костя 5 лет. Мальчик гиперактивный. В садик ходит с удовольствием. Быстро возбуждается, проявляет агрессию по отношению к сверстникам.
Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей. На замечания не реагирует.
Умственно ребёнок развивается нормально, хорошо разговаривает, любит шумные игры, долго находиться в состоянии покоя не может. Имеет отличную память, быстро учит стихи. Но из-за своей гиперактивности пропускает много материала. Неустойчивое внимание. Неусидчив. Отвлекается на всё. Ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем -то одном. Он перебивает собеседников в разговоре, отвечает не дослушав. Не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам.
Публикация «Кейс „Индивидуальность ребенка“» размещена в разделах
В свободной деятельности хочет, но не может играть с детьми, но в тоже время не может играть один. Гиперактивность имеет физиологические корни. Костя опекаемый ребенок, растет без биологических родителей. Наследственность плохая. По типу темперамента скорее холерик.
При изучении индивидуальных особенностей использовались методы: наблюдения, диагностика, беседа с опекуном.
Ребенок Индивидуальные особенности развития, проявляющихся в организованной и свободной деятельности (наблюдение) Характеристики индивидуальных особенностей в картах наблюдения Вопросы к родителям для уточнения индивидуальных особенностей ребенка в деятельности Деятельность воспитателя по поддержке индивидуальных особенностей развития ребенка
Организованная деятельность 1. Ребенок имеет представление о форме, цвете предметов.
2. Умеет считать до 10
3. Знает основные геометрические фигуры.
4. Знает и называет животных.
5. Активно повторяет движение под музыку. 1. Познавательная активность.
2. Любознательность
3. Старается самостоятельно выполнять задания.
4. Возбудимость 1. Существуют ли дома правила поведения?
2. Часто задает вопросы?
3. Чем интересуется ваш ребенок?
4. Как ведет себя ребенок в повседневной жизни?
5. В какие игры играет Костя дома?
1. Стараюсь создать развивающую среду, стимулирующую интересы ребенка.
Свободная деятельность 1. Ребенок активный.
2. Часто проявляет агрессию.
3. Бьет и задирает детей.
4. .Со сверстниками играет в ролевые игры, проявляя лидерские качества.
1. Конфликтность
2. Не умеет долго дружить.
3. Агрессия
4. Возбудимость
1. Просит ли ребенок уделить ему особое внимание (поиграть, почитать книгу).
2. С удовольствием ли ребенок собирается утром в детский сад?
3. Если долго отсутствует скучает ли по саду, детям?
4. Есть ли Кости друзья вне садика?
1. В первую очередь это налаживание контакта с самим ребенком и родителями.
2. Дигностика индивидуальных особенностей ребенка.
Деятельность воспитателя по учету индивидуальных особенностей ребенка как способа создания ситуации успеха в непосредственно образовательной деятельности, использование воспитателем тактик педагогической поддержки индивидуальных особенностей развития детей в непосредственно образовательной деятельности («Защита», «Помощь», «Содействие», «Взаимодействие»)
Тактика «Защиты», необходимо помочь ребенку с возникающими в процессе образовательной деятельности проблемами. Не ругать, а аккуратно указать на ошибки и совместно их исправить. Защитить ребенка от негативного влияния при его неудачах в работе.
Тактика «Помощи», оказать ребенку необходимую поддержку в ситуациях в которых он переживает. Необходимо помочь ребенку поверить в свои силы «Я- могу». И как только у ребенка получается справиться с поставленной задачей, он сразу почувствует себя успешным.
Тактика «Содействия», содействие ребёнку в преодолении страха перед неизвестным, раскрытие видения широкого диапазона возможностей таящегося в каждой ситуации. Педагог занимает позицию «слушающего» и «вопрошающего».
Тактика «Взаимодействия», эту тактику мы используем когда ребенок сам готов обратиться за помощью к педагогу.
Тактика поведения педагога направлена на то, чтобы, с одной стороны, дать возможность ребёнку свободно самоопределяться в проблеме, а с другой - получить опыт успешной самореализации. При этом качество самоопределения и самореализации может быть в конкретной ситуации разное, это зависит от многих условий, но прежде всего от способностей ребёнка «устойчиво находиться» в зоне ближайшего развития.
Деятельность воспитателя по учету индивидуальных особенностей ребенка в процессе создания условий для развития и планирования образовательной деятельности четко прослеживается в выборе воспитателем тактик педагогической поддержки индивидуальных особенностей развития детей в свободной деятельности детей в центрах детских интересов («Защита», «Помощь», «Содействие», «Взаимодействие»).
В центрах детской активности, я пытаюсь помочь ребенку самореализоваться. Методы педагогической поддержки используются тогда, когда у ребенка с одной стороны, возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решить, с другой стороны, они действуют как меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь их решать. Таковыми являются:
1. Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей (метод наблюдения, метод коллективного анализа деятельности, размышления);
2. Методы поддержки развития интеллектуальных способностей (метод «деловой игры», метод развития интуиции, метод психотренинга, метод мозгового штурма, метод беседы);
3. Методы поддержки развития организаторских способностей (метод игры, метод упражнения, метод «творческого выполнения задач»);
4. Методы поддержки развития коммуникативных способностей (ролевые игры, метод творческого поиска).
Используемые в моей работе игры, с данным ребенком :
-игры на развитие внимания;
-игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
-игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
-игры, способствующие закреплению умения общаться.
№ Центр детских интересов / вид
активности Образовательные задачи, которые
воспитатель может решать в центрах детских интересов (по возрастам) Деятельность воспитателя по созданию образовательных ситуаций в центре
детских интересов (по возрастам)
1 Центр
/ Мелкая моторика
Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
Развивать познавательные психические процессы: внимание, мышление, память.
Проведение пальчиковых гимнастик (игр). С детьми играем с мелким бросовым материалом (крупы, песок, пуговицы и т. д).
2 Центр
/ Искусство Учить рисовать карандашами, красками
В уголке творчества я предлагая детям использовать нетрадиционные техники рисования (смятой бумагой, ватными палочками, с помощью коктельных трубочек и т. д.).
3 Центр
/ Музыка/движение Развивать эмоциональную восприимчивость музыкальных произведений.
Ознакомление с элементарными музыкальными инструментами.
В своей работе я использую музыкальные дидактические игры. Костя их любит активно в них играет.
4 Центр
/ Кубики Формировать умения различать предметы по форме, называть их. Развивать умения конструировать, моделировать.
В этом центре тренируется усидчивость, но нельзя требовать играть долгое время.
5 Центр
/ Ролевые игры Учить детей играть простые роли. Развивать творческие способности детей.
Гиперактивным детям надо развивать привычку осмысливать происходящее, задумываться о причинах, прогнозировать последствия, правильно интерпретировать свои чувства и чувства других людей. Для этого идеально подходит кукольный театр, ролевая игра с игрушками. Она дает возможность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепетировать правильные модели поведения.
6 Центр
/ Природа / наука Формировать у детей осознанное представление о бережном отношении к природе. Развивать умение следовать поручениям взрослых.
. В центре природы можно закрепить за Костиком поручения (например поливать цветы).
7 Центр
/ Математика Учить группировать и сравнивать предметы по определённому признаку. Составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или по возрастанию.
Детям предложены различные приспособления для измерения предметов. Есть необходимое количество геометрических фигур для сравнения «больше», «меньше», «большой», «маленький» и т. д. Я предлагаю использовать элементы счета при любой возможности. Еще имеются пирамидки разного размера, матрешки, «палочки Кюизенера», «блоки Дьенеша».
Работа с родителями: ребенок растет в неполной семье, при разговоре с опекуном (мамой) выясняется, что такой вид поведения часто бывает дома. Ребенок не реагирует на замечания, как будто намеренно выбирает такую линию поведения, зная что будет наказание. Маме даны консультации по игре в более спокойные игры. И частые беседы с ребенком о нормах поведения в детском саду. Возможно нужно записать ребенка в секцию с подвижными играми, мальчик спортивный. При учащении подобного поведения можно обратиться за помощью к узким специалистам. Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе. Это дает положительный выраженный эффект, а вот постоянные окрики, одергивания и ограничения, наоборот вызывают пропасть между родителями и их детьми.
Решение проблемы: ребенок привлекает к себе внимание всеми возможными способами, поэтому давая ему поручения и хваля за выполненную работу я вижу сосем другой результат. Необходимо научить ребенка давать выход своей энергии там, где это нужно, и сдерживать себя в ситуациях, которые этого не требуют. Выплеснуть лишнюю энергию можно на прогулке, играя в подвижные игры. Попробовать договорится с ребенком в разрешении конфликтных ситуаций. Например, через игру можно тренировать внимание и контроль импульсивности или внимание и контроль двигательной активности. Важно соблюдать режим дня, по возможности поддерживать в группе спокойную атмосферу.
Рекомендации:
- Ребенок должен находится всегда в поле зрения педагога.
- Говорить нужно сдержанно, спокойно.
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
- Направляйте энергию ребенка в полезное русло (полить цветы). На занятиях давайте поручения раздать что-нибудь, в свободной деятельности мотивируйте его на спокойные действия.
- Давать задания в соответствии с возможностями ребенка.
- Использовать на занятиях элементы игры и соревнования.
- Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
- Занятия с детьми должны способствовать снятию напряжения, излишней двигательной активности, снижению агрессивности, развитию умения концентрировать внимание, следовать инструкциям педагога.
Дошкольный возраст очень важный период развития и становления личности ребёнка. Именно в дошкольные годы компенсаторные возможности мозга очень велики, и исходя из этого, педагоги должны использовать эту возможность для предотвращения стойких патологических формирований, нарушений поведения.