Галина Левицкая
Каталог дидактических игр по ФЭМП для старшей группы (окончание)
▼ Скачать + Заказать документы
50. Почему дети грустят и улыбаются?
Цель. Развитие логического мышления. Опосредованное сравнение: три возможных варианта.
Ход.
Каждый ребёнок получает рисунок. Воспитатель комментирует: «Слева (показывает на первое множество) – девочки. Они изображены точками. Справа (показывает второе множество) – мальчики. Они тоже изображены точками. Дети готовят танец к празднику. Почему у них разное настроение?» Чтобы ответить на вопрос, нужно сравнить количество мальчиков и девочек.
Публикация «Каталог дидактических игр по ФЭМП для старшей группы (окончание)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Дети используют знакомый им приём – графы. Обозначают знаками «больше» «меньше» «равно» результаты сравнения, дети оживленно обсуждают все три случая, и особенно последний. При знаке «равно» улыбаются все.
51. Четвертый лишний
Цель: Развивать у детей мышление и сообразительность. Умение правильно определять, какой предмет лишний.
Ход игры: Положите перед ребёнком 4 картинки с изображениями предметов, 3 из которых относятся к общему понятию. Определив «лишнюю», т. е. не подходящую к остальным и объяснив свой выбор, ребёнок получает фишку. Если ребёнку трудно словесно объяснить действия, не настаивайте на этом. Сами называйте обобщающие слова, помогайте ребёнку ориентироваться в мире логических понятий.
52. История про трамвай
Цель. Развитие логического мышления. Свойства тройки смежных чисел.
Ход игры.
Дети рассматривают рисунок и с интересом слушают историю рассказываемую воспитателем: «В трамвае ехала одна девочка. На следующей остановке в трамвай вошла ещё одна девочка. Их стало две. Потом вошла ещё одна – их стало три».
Воспитатель предлагает придумать похожую историю, но с другими числами (по другой схеме). Дети легко справляются с этой задачей.
«Чем похожи эти истории?» – спрашивает воспитатель. «В историях по три числа», «Числа идут по порядку друг за другом», «Каждое следующее число больше предыдущего на один», – отвечают дети. Воспитатель привлекает их внимание к свойством смежных чисел: «Число 2 больше числа 1, но меньше числа 3» «Число 2 больше числа 1 на один, но меньше 3 на один».
Можно предложить детям придумать историю наоборот, а затем её нарисовать.
53. У кого в гостях Вини - Пух и Пяточек?
Цель. Развитие способности анализировать, сравнивать, обобщать.
Материал. Карточки с логическими таблицами (табл. 15—17, логические фигуры.
Содержание
I
Винни-Пух и Пятачок отправились в город логических фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они в первый дом (табл. 15, а).
У какой фигуры в гостях Винни-Пух и Пятачок?
Дети находят недостающую фигуру и кладут в клетку, где нарисованы Винни-Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в верхнем и среднем рядах, установить, чем похожи эти ряды, и определить, какой фигуры недостает.
Затем дети находят недостающие фигуры на других таблицах. От поиска одной фигуры переходят к поиску двух недостающих фигур (табл. 15, 6 — г).
II
В упражнении используется таблица 16, а — е.
При поиске недостающих фигур дети анализируют, сравнивают и обобщают фигуры в таблице по двум свойствам. Если интерес детей к прежней игровой задаче снижается, взрослый предлагает новую. Например, угадать, какой сундук с драгоценностями украли пираты (фигуры в таблице — сундуки с драгоценностями, или найти утерянный хозяином ключ от квартиры и т. д.
III
В упражнениях используются таблицы, которые требуют анализа, сравнения и обобщения фигур по трем свойствам (табл. 17, а~д).
Взрослый предлагает прежние (если дети не утратили интерес) и новые игровые задачи (угадать, какие камни утеряны в ожерелье Королевы, какой кусочек сыра стянул у кота Тома мышонок Джерри, и т. д.).
54. Сколько пар ботинок?
Цель. Развитие логического мышления. Опосредованное упорядочивание и счёт пар.
Ход.
На столе у каждого ребёнка рисунок. Дети замечают беспорядок и делятся своими впечатлениями: «Ботинки надо ставить парами аккуратно друг за другом», «Здесь ботинки разбросаны», «Они перепутаны».
«Сколько здесь пар ботинок?» – спрашивает воспитатель. Сразу сосчитать пары трудно. Ведь сначала их нужно подобрать: правый с левым (упорядочить пару). Соединив парные ботинки линиями («шнурками») можно сосчитать пары без ошибок: их количество гораздо меньше, чем число ботинок.