Полозова Анна Александровна
Рекомендации по методике нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Техника – граттаж – интересна детям, техника в выполнении проста - всего в три шага.
Все шаги подготовки листа к работе – интересны и тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на выделанном уже листе – вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи.
Работа в технике граттаж проходит несколько этапов:
Первый этап.
Для рисунка берется плотной лист бумаги, лучше картона. В зависимости от того, какой вы хотите получить рисунок (цветной или чёрно-белый) раскрашивайте лист бумаги восковыми мелками, акварелью, гуашью или берите цветной картон. Нужно заранее с обратной стороны картона указать где верх, а где низ рисунка, чтобы потом не ошибиться при процарапывании, когда весь лист будет покрыт верхним слоем.
Обычно используют акварельные краски, гуашь или акрил. Допустимо использовать для цветного фона масляную или восковую пастель.
Второй этап.
Когда краска высохнет, следует приступить к затирке воском или парафином. Обязательным условием качественной работы будет то, насколько тщательно и добросовестно затерт каждый миллиметр листа.
Третий этап.
Следующий этап после затирки – нанесение черной или цветной краски. Гуашь, в отдельной баночке смешать ее с жидким мылом. Это делается для того, чтобы равномерно нанести тушь или гуашь и избежать ее скатывания с жирной поверхности воска или парафина.
Четвёртый этап.
Следует подождать, чтобы краска хорошо просохла, ни в коем случае не сушить вблизи отопительных приборов, иначе воск расплавится, впитается в бумагу или в верхний слой картона и его невозможно будет процарапать.
Пятый этап.
Когда лист будет готов к работе, начинайте процарапывать на нём рисунок. Если ребёнку трудно начать работу самостоятельно, предложите ему заранее подготовленный шаблон или трафарет. На основе вашего трафарета ему будет легче дополнить рисунок своими элементами и придумать сюжет картины самостоятельно.
Работа в технике «Граттаж» требует больших усилий, поэтому, регулярно во время рисования проводите физ-минутку и пальчиковую гимнастику.
В технике «Граттаж» Очень красиво получаются пейзажи: зимний, осенний, а так же ночной город, космос, подводный мир и всё что связанно с живой природой.
Для удаления стружки туши при работе нужно использовать широкую кисть.
"Пластилинография"
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
Принцип данной техники – это создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности – один из видов декоративно-прикладного искусства.
Основной материал — пластилин, а «инструментом» в пластилинографии являются руки ребенка, что очень важно для развития общей и мелкой моторики, которая в свою очередь является одним из главных стимулятором мозговой деятельности ребенка. На занятиях пластилинографией развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, а также творческие способности, креативность.
Рекомендации по работе с пластилином:
использовать специальный мягкий пластилин. Твердый пластилин перед занятием разогреть в емкости с горячей водой;
картон должен быть плотный, так как пластилин имеет вес, а картина может при работе деформироваться;
желательно, чтобы одна сторона картона была лощеная. Если ребенок вышел за контур рисунка, то лишний пластилин можно легко убрать стекой или вытереть бумажной салфеткой;
контуры рисунков выполняются фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок ошибся;
предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка
покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".
работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в виде пальчиковой гимнастики, физминутки.
В технике пластилинографии можно создать: цветы, растения, насекомых, рыб, животных.
"Пуантизм"
Пуантизм – это рисование точками (точечными мазками).Особенность техники "пуантилизм"- это отказ от смешения красок на палитре, использование точечных мазков чистых цветов, смешение которых происходит на некотором расстоянии. Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна.
Для того чтобы провести занятие с использованием данных техник, нам понадобится:
цветная или белая бумага, краски: акварель или гуашь, ватные палочки, можно использовать маркеры (фломастеры).
1. На бумаге рисуем простым карандашом шаблон рисунка.
2. На ватную палочку наносим краску, предварительно разбавленную небольшим количеством воды.
3. Обводим рисунок по контуру, обмакивая ватную палочку в краску.
4. Заполняем точками по всему рисунку. Если нужен объём: с краю часто, в центре редко ставим точки ватными палочками.
5. Когда вся фигура заполнена, ребенку можно дать задание оформить все пространство вокруг фигуры.
В ходе работы стоит рассказать ребенку об особой технике рисования. Суть техники проста: рисунок выполняется точками. Важно обозначить детали: краски не смешиваются. Переход цвета происходит оптически, при рассматривании работы. Кружочки ватными палочками можно ставить по-разному: близко или далеко. Так же в данной технике создаются и переходы от светлого к темному и наоборот. Обязательно нужно показать ребенку, что выполнять работу можно не только ватными палочками, но и кончиками пальцев, фломастерами (маркерами) или цветными ручками.
С детками старшего возраста можно подробно рассмотреть работы художников пуантилистов, а сюжеты для рисования выбирать более сложные - пейзажи, натюрморты, рисование домашних питомцев, даже портрет. Очень эффектно смотрятся рисунки, дополненные точками, например, готовые, нарисованные акварелью или гуашью пейзажи, где снег, дождь или части растений, животных и птиц дорисованы уже по высохшему красочному слою при помощи ватных палочек.
Техника рисования точками необычна, интересна и довольно проста.
"Рисование по сырому листу"
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать по сырому листу. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т. д. Техника эта довольно трудна из-за требуемой высокой скорости работы, но оправдывает себя – результат получается отличный и всегда непредсказуемый. При рисовании по сырому листу вовсе не обязательно рисовать что-то определённое. Ребёнок получает возможность просто повозиться с красками. Альбомный лист для рисования по мокрому фону нужно брать очень плотный, можно использовать тонкий белый картон или разрезать ватман. Рисовать нужно только акварельными красками. Понадобятся беличьи или колонковые кисточки разных размеров.
Этапы работы техники «по сырому». Смачиваем лист водой широкими движениями из стороны в сторону. Пока лист не высох, покрываем его краской – основным цветом нашей картины. Пока лист сырой наносим крупные пятна, имитируем кроны деревьев и др. Приподнимаем лист вертикально, чтобы стекла краска. После смешивания цветов лист кладут горизонтально и дорабатывают композицию в этом положении. В зависимости от композиции и содержания образа дорисовываем.
Для работы нам понадобится: белые листы плотной бумаги, акварельные краски, поролоновая губка, кисточки(№3 и 6, салфетки.
Техника «рисование по сырому листу» позволяет привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию нетрадиционными способами изображения. Эта техника рисования доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомой им краски в новом свете, удивляет своей непредсказуемостью.
"Набрызг кистью"
Достаточно простой в применении является техника “ набрызг”. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. Для рисования в технике “ набрызг” требуются акварельные краски или гуашь, зубная щетка и стека, плоская палочка, карандаш, пластиковая линейка или расческа (по выбору).
Этапы работы:
- Смочить щетку водой.
- Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс.
- Набрать немного краски на зубную щетку.
- Взять щетку в левую руку, а стеку в правую.
- Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу.
- Постараться направить брызги в нужном направлении и затонировать ими весь рисунок или конкретный его участок, в зависимости от замысла.
При набрызгивании можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Можно использовать краски разного цвета и разной густоты. Применение одновременно нескольких красок помогает создать многоцветный рисунок. В зависимости количества цветов и от интенсивности напыления каждый раз будет получаться новая, отличная от предыдущих картин работа.
Варианты применения техники рисования “ набрызгом”:
• при рисовании с использованием трафаретов, шаблонов, листьев и других предметов;
• при изображении в пейзажах дождя, снега, звездного неба ;
• для доработки, дополнения рисунков;
• при создании украшений, открыток, декоративных работ и поделок ;
• в качестве фона рисунка;
• при тонировке бумаги для аппликативных работ;
При помощи набрызгивания зубной щеткой можно рисовать рисунки при помощи шаблона или трафарета. Трафарет (шаблон) выкладывается на лист бумаги и сверху наносится “набрызгом” краска. После этого следует аккуратно убрать трафарет. На листе бумаге останется четкая тень.
При рисовании в технике “ набрызг” важно не ошибиться с направлением движения стеки (палочки, линейки, иначе все капли полетят не на бумагу, а на художника. Краски лучше выбирать ярких цветов.
"Тычок жесткой полусухой кистью"
Чтобы продуктивная деятельность детей была увлекательной, завораживающей и восхищающей надо использовать в рисовании метод «тычка». К этому методу относятся два приема – это рисование жесткой полусухой кистью и поролоновый тычок.
Для того чтобы работа была выполнена аккуратно и красиво, необходимо соблюдать следующие требования:
• Подобрать кисти (широкую и тонкую). Чтобы кисть лучше расплющивалась при тычке о бумагу, ее надо немного подрезать, т. к. кисть с длинным ворсом не будет образовывать «пушистую» точку, а просто ляжет в одну сторону.
• Краски должны быть густыми (хорошо подходит гуашь).
• Нарисовать контур любого пушистого животного.
• Выполнять работу, держа кисть вертикально к листу бумаги.
• Первый «тычок» хорошо сделать на отдельном листе бумаги.
• Сначала, тычками выполняется контур рисунка, а затем он весь заполняется частыми тычками (без промежутков).
• После каждого промывания кисти ее необходимо насухо вытирать тряпочкой.
• Если рисунок выполняется поролоновым тычком, то часто используются трафареты. В работе можно использовать готовые трафареты или вырезанные из картона самостоятельно.
"Рисование мыльными пузырями"
Мыльные пузыри – переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг. Это очень интересная техника, она порадует и взрослых, и детей. Можно не только дуть пузыри, но и делать их цветными, переносить на бумагу. Рисование мыльными пузырями позволяет развить творческие способности, воображение, образное и пространственное мышление.
Необходимое оборудование: Гуашь (или пищевой краситель); Жидкое мыло (или шампунь, средство для мытья посуды, гель для душа); Глицерин; Бумага; Стаканчики с водой Кисточки; Фартуки; Газеты (или полиэтилен); Салфетки; Ложки; Трубочки для коктейля.
Разводим в воде гуашь, каждый цвет в отдельном стаканчике. Затем нужно добавить средство для мытья посуды (или жидкое мыло). Все тщательно перемешиваем.
Опускаем трубочку для коктейля в стаканчик и начинаем дуть в неё до тех пор, пока над стаканчиком не поднимется мыльная «шапочка».
Берём плотный лист бумаги и прикладываем к стаканчику с мыльными пузырями. Можно так сделать несколько раз (в зависимости от вашего творческого замысла.) Можно на одном листе бумаги использовать растворы разных цветов.
Даем высохнуть рисунку.
Изобразительная деятельность приносит много положительных эмоций дошкольникам.
"Рисование губкой"
1. Развивать пространственное мышление детей.
2. Побуждать детей к творческим поискам и решениям.
3. Учить детей работать с разнообразным материалом (губкой для мытья посуды)
4. Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия.
5. Развивать творческие способности.
6. Развивать уверенность в собственных силах.
7. Развивать навыки мелкой моторики рук.
8. Развивать чувство фактурности и объемности.
9. Способствовать формированию положительных черт характера как аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, активность, усидчивость.
10. Развивать воображение, полет фантазии
Нетрадиционные техники рисования обычной губкой для посуды, а так как на улице весна, то и тема нашей работы будет - "Весенний лес"
Материал:
бумага А4,черный фломастер, тарелки одноразовые, кисть, гуашь (желтая, зеленая, коричневая, ножницы, губка для посуды.
Берем губки и черный фломастер и рисуем на одной губки елочку, а на другой березку (контур). Далее берем губку и обмакиваем ее, для начала, в коричневую краску и проводим линию по листу бумаги, получится ствол. Затем берем губку и снова макаем в зеленую краску, штамп приложим на лист бумаги.
Перед вами, на столе стоят краски, нужно поместить небольшое количество зеленой, желтой краски на тарелочки, для того чтобы нам было удобнее работать. А теперь нарисуем солнышко. Солнышко рисуем кисточкой.
Продолжаем дальше рисовать. Берем кисточку, и прорисовываем ствол и ветки. Тучки или облака тоже можно отпечатать губкой или дорисовать кисточкой.
И тогда у нас получился красивый пейзаж весенний лес.
"Рисование солью"
Развитие творческого потенциала детей, через нетрадиционные методы рисования солью. Познакомить детей со свойствами соли, как материалом для художественного творчества. Формировать представление о разных способах изображения предметов и явлений. Вызвать интерес к изображению новым способом рисования. Учить окрашивать соль с помощью цветного мела и гуаши. Расширить представления детей в использовании нескольких материалов в изображении рисунка (клей, соль, краски). Развивать творческий потенциал.
Преимущества рисования солью в том, что возраст детей не ограничен. Рисование происходит непосредственно пальцами по соли, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует. Способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Выполнение солевые пейзажи, узоры.
"Рисование крупой"
Рисунки крупой — как рисовать рисом, манкой, гречкой, пшеном, горохом и другими крупами. Рисование крупами на бумаге или картоне с помощью клея. Сначала рисуем картинку карандашом. Потом аккуратно покрываем клеем ПВА часть рисунка, на которую будет насыпаться крупа.
Если мы хотим сделать рисунок разноцветным – можно пользоваться разными крупами, а можно их красить. Тут вариантов тоже много. Манка хорошо красится обычными цветными мелками. Мелки предварительно надо мелко растолочь, смешать с крупой, насыпать в ёмкость и тщательно потрясти, чтобы каждая крупинка приобрела ровный, необходимый нам цвет.
Можно пользоваться нетоксичными пищевыми красителями (помните, каким ярким получается пшено, когда мы красим его для пасхальных куличей, можно даже гуашью или акварелью – но окрашивание влажными красками надо производить заранее, чтобы дать крупинкам высохнуть.
Если мы задумали разноцветный рисунок крупой, будем рисовать поэтапно: намазали клеем белые области, засыпали их неокрашенной белой крупой – отложим, пусть подсохнет. Насыпать крупу можно не только на клей, но и на краску, смешанную с клеем и поверхность рисунка под крупой будет выглядеть более однородно окрашенной.
Наконец, можно рисовать крупой на пластилине: покроем тонким слоем пластилина картонку, нужные участки рисунка несколько примнём – утопим – и заполним крупой. Можно проделывать эту процедуру через заранее подготовленные трафареты. Можно на готовой пластилиновой картине часть поверхности украсить выпуклой крупяной текстурой – для таких рисунков годятся крупы по-крупнее — гречка, рис, перловка, горох, фасоль.