Лучший педагог года

Каталог логопедических песенок по коррекции темпо-ритмической организации речи

ольга куксова
Каталог логопедических песенок по коррекции темпо-ритмической организации речи

Каталог логопедических песенок по коррекции темпо-ритмической организации речи

Учитель-логопед : Куксова О. В.

Коррекция нарушений темпа и ритма речи у детей с различными речевыми нарушениями.

Темп речи — это скорость протекания речи во времени, её ускорение или замедление, обуславливающие степень артикуляционной напряжённости и слуховой отчётливости. Темп относится к просодической стороне речи. Он может быть быстрый, скороговоркой, где слова выступают в сокращённых формах; медленный, когда наблюдается тягучая, монотонная, полная форма речи; прерывистый, когда речь разделяется на короткие, рубленные или необоснованные по смыслу отрезки (или остановки). Темп речи формируется у ребёнка с развитием речи на основе биологических (наследственных) и социальных (окружающая среда) факторов.

Публикация «Каталог логопедических песенок по коррекции темпо-ритмической организации речи» размещена в разделах

Изменения темпа речи наблюдаются при самых различных эмоциональных состояниях человека. В этих случаях они носят временный характер и могут быстро нормализоваться. Нарушения темпа речи могут быть патологически обусловленными, например, при различных очаговых поражениях головного мозга (коры и подкорковых образований). Нормальный ритм является следствием правильного соотношения основных процессов в коре головного мозга (возбуждения и торможения). В речи он выражается в относительном сохранении единства и соблюдении правильного словесного ударения, которое в основном организует ритмическую структуру речи. Нарушения ритма затрудняет, искажает речь. Необходимо следить за соблюдением детьми правильных словесных ударений. При патологических нарушениях обязательна консультация с невропатологом.

Цели логопедической работы по коррекции темпоритмической организации у детей с различными нарушениями речи : совершенствование пространственно-временной организации речедвигательного акта; овладение элементарными ритмическими структурами и создание на их основе предпосылок для усвоения фонетической стороны речи (ритмической структуры слов, словесного и логического ударения, модуляций, паузации).

Задачи логопедической работы : формирование у детей с речевыми нарушениями представлений о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный, обучение восприятию и воспроизведению темповых отличий на основе ритма; формирование восприятия и воспроизведения комплексов ритмических структур; трансформация ритмических структур с заданным темпом и ритмом из одной модальности в другую; обучение восприятию и воспроизведению акцентированных и неакцентированных сигналов; развитие темпоритмического чувства речевых и неречевых движений; формирование произвольного контроля за темпоритмическими характеристиками речи.

Логопедическая работа по коррекции темпоритмической организации ведётся через специальную систему упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения. Целесообразно широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения, которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей.

Логопедические песенки помогают разнообразить фронтальные и индивидуальные занятия. Это увлекательный и веселый способ организовать занятие по коррекции речевых нарушений. Такие песенки также могут использоваться для занятий с детьми, не испытывающими трудностей с разговорной речью. .

Все занятия с малышами проходят в игровой форме.

Занятия обеспечивают:

• развитие музыкального слуха и ритма;

• запуск и развитие речи и слуховой памяти;

• развитие моторики в результате взаимодействия с различными

предметами и музыкальными инструментами;

• позитивный эмоциональный контакт со взрослыми;

• физкультминутки;

• развитие способности общаться и взаимодействовать с другими детьми;

• подготовку к обучению чтению, занятий танцами и иностранными

языками.

Логопедические песенки можно разучить дома с родителями и даже самостоятельно. Сначала разучиваем без музыки, повторяя слова за чтецом, затем под музыку со словами (плюсовка) и закрепляем под музыку без слов (минусовка).

Картотека логопедических песенок

Песенки для детей 3-5 лет с игровым массажем

КОЛЮЧИЙ ЁЖИК (массаж)

(1) Катится колючий ёжик,

Нет ни головы ни ножек,

Мне по *пальчикам (по ножка вниз/по спинке вверх) бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да, да, да!

Уходи, колючий ёж,

В тёмный лес, где ты живёшь!

1 - катать специальный резиновый «ёжик» для массажа или осторожно постукивать ноготками

В МАШИНЕ

Сидим с шофёром рядом -

Би, би, би.

Помочь шофёру надо!

Би, би, би.

Машинам всем и людям -

Би, би, би,

Бибикать громко будем -

Би, би, би.

Предложите детям «поиграть в машинки» : возьмите руль – бубен или кольцо от пирамиды. Напевая песенку - крутим «руль». На возглас «Би-би» - нажимаем на сигнал (ритмично стучим по центру бубна/кольца пирамиды).

ИГРОВОЙ МАССАЖ «Мостик»

(1) Над речкой – узкий мостик, другого нет пути,

Решили наши звери по мостику пройти.

(2) Сначала кошка ловко по мостику прошла,

(3) За ней змея тихонько на пузе проползла.

За ней змея тихонько на пузе проползла.

(4) Петух, как на параде, за ней маршировал…

(5) Потом рогатый козлик два раза проскакал, два раза проскакал.

(6) Последней, крякнув, утка вразвалочку прошла,

(7) Потом пришла старушка, домой всех увела, домой всех увела. 1 – погладить спинку снизу вверх

2 - переступать указательными и средними пальцами обеих рук по спинке снизу вверх

3 – волнистое движение ладони поставленной на ребро по спинке снизу вверх

4 - переступать под музыку, опираясь на кончики пальцев

5 – простучать кулачками на каждый слог по спинке снизу вверх, обратно и опять вверх

6 - «идти» ладошками обеих рук

7 – «идти» указательным и средним пальцем, в конце песни – пощекотать.

ТЫ ПОХЛОПАЙ ВМЕСТЕ С НАМИ

(1)Ты похлопай вместе с нами хлоп и хлоп

Ты похлопай вместе с нами хлоп и хлоп

Ты похлопай вместе с нами, ты похлопай вместе с нами,

Ты похлопай вместе с нами, хлоп и хлоп

(2)Ты потопай вместе с нами топ и топ…

(3)Ты попрыгай вместе с нами прыг и прыг…

(4)А теперь ты будешь с нами танцевать

А теперь ты будешь с нами танцевать

А теперь ты будешь с нами, а теперь ты будешь с нами,

А теперь ты будешь с нами танцевать. ИГРОВОЙ МАССАЖ «РЕЛЬСЫ, ШПАЛЫ…»

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, ехал поезд запоздалый.

Из последних из окошек мы просыпали горошек.

Пришли куры - поклевали, (поклевали, поклевали)

Пришли утки - пощипали (пощипали, пощипали)

Пришёл слон - потоптал, (топ, топ, топ, топ)

Дворник всех метлой прогнал, (кыш, кыш, кыш, кыш)

МОЙ ЗОНТИК …

(1)Вот это - мой зонтик,

Я в дождь хожу с ним

(2)Пусть дождь барабанит -

Останусь сухим.

(3)А вот моя книжка,

Могу почитать,

(4)Могу вам картиночки

В ней показать.

(5)Вот это - мой мяч,

Очень ловкий, смешной

(6)Его я бросаю

Над головой.

(7)А вот мой котёнок,

Я глажу его,

Мяукает он

Для меня одного! 1 - Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)

2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)

3 - Раскрываем ладони "книжечкой" (сомкнуты мизинцы)

4 - Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)

5 - Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки

6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки

7 - Левую руку сгибаем в локте, кулак сжимаем, прижимаем руку к туловищу. Правая рука гладит левую – котёнка. Побуждаем детей мяукать.

ПОПРЫГАЕМ

Вот носик, вот ушки, вот щечки, вот рот,

Вот ручка, вот ножка, вот грудь, вот живот,

Вот спинка, вот шейка, вот брови, вот лоб,

А вот и ладошка, и я по ней - хлоп!

Вот носик, вот ушки, вот щечки, вот рот,

Вот ручка, вот ножка, вот грудь, вот живот,

Вот спинка, вот шейка, вот брови, вот лоб,

А вот и ладошка, и я по ней - хлоп!

КАБЛУЧОК

(1)За руки друзей берём, вместе хоровод ведём

(2)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(3)За руки друзей берём, вместе хоровод ведём

(4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей

(5)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(6)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей

(7)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

(8)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок

(9)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс

(10)И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод…

ИГРОВОЙ МАССАЖ «ЛАДОШКА»

(1) Твоя ладошка – это пруд,

По ней кораблики плывут.

(2) Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок.

(3) Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать

(4) Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно.

(5) Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки.

1 -медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке

2 -дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки

3 -указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.

4 -потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак

5 -осторожно переступать пальцами обеих рук

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ДОМ ДЛЯ ПЧЁЛ»

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:

Раз два, три, четыре, пять!

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей").

(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки).

(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

АВТОБУС

Вот мы в автобусе сидим

И сидим, и сидим

И из окошечка глядим

Всё глядим!

Глядим назад, глядим вперёд

Вот так вот, вот так вот

Ну что ж автобус не везёт

Не везёт?

Колёса закружились

Вот так вот, вот так вот

Вперёд мы покатились

Вот так вот!

А щётки по стеклу шуршат

Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик

Все капельки смести хотят

Вжик-вжик-вжик!

И мы не просто так сидим

Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,

Мы громко-громко все гудим

Бип-бип-бип!

Пускай автобус нас трясёт

Вот так вот, вот так вот

Мы едем-едем всё вперёд

Вот так вот!

ИГРОВОЙ МАССАЖ «ПЕРЫШКО»

(1) Смотрите, смотрите, что я принесла!

Смотрите, какое перо я нашла

Оно по ладошке тихонько ползёт

Сначала по кругу, а после вперед.

По ручке оно до плеча доползает,

И шейку оно очень нежно ласкает.

Куда полетит - интересный вопрос.

Перо прилетело на маленький нос!

Потом эти ушки перо гладить хочет,

Одно и другое немножко щекочет

Но пёрышку надо теперь отдыхать,

Оно улетает в карман полежать.

1 - в соответствии с текстом песенки трогать малыша вырезанным из бумаги

раскрашенным пёрышком

ПЕРЧАТКА

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

Гнездо в ней устроив,

Мышат позвала.

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Погладила (отшлёпала) всех

и отправила спать.

(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

(Складываем ладоши "ковшом").

(Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест).

(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

БАРАБАН

(1) По тебе стучать я стану, как стучат по барабану,

И по *спинке постучу столько, сколько захочу

(2) Я скачу, скачу галопом, я стучу, стучу с пришлёпом,

Барабаню тут и там по утрам и вечерам.

Тук, тук, туки, туки, стук, стук, стуки, стуки.

(3) Кот не любит барабан, залезает под диван.

(*И по ручке, и по ножке, и по пяткам)

1 – похлопывать спинку (ручку/ножку/пятки) одной рукой

2 – похлопывать двумя руками

3 – сделать попутку переступая пальцами одной руки забраться за шиворот или

за пазуху малыша

Веселые песенки с животными для детей 3-5 лет

КОТЯТА

У кошечки нашей есть десять котят,

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).

(Покачиваем руками, не разъединяя их).

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

У ЖИРАФОВ ПЯТНА, ПЯТНА….

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках. Хлопаем по всему телу ладонями.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

ПЯТЬ ПОРОСЯТ

Пять весёлых поросят

За калиткою стоят.

Поросята эти ждут,

Что им кушать принесут.

Пять весёлых поросят

Снизу в щёлочки глядят,

Бегают туда-сюда:

"Где же вкусная еда?"

Пять весёлых поросят

В дверь копытцами стучат.

Вдруг открылась эта дверь:

Можно выбежать теперь!

Пять весёлых поросят

Громко, радостно визжат:

"Вот корыто, да, да, да,

А в нём вкусная еда!"

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «МЫШКА»

Мышь полезла первый раз

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали БОМ -

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла второй раз

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали БОМ - БОМ!

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла третий раз

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали БОМ - БОМ - БОМ!

Мышь скатилась кувырком.

ЧЕРВЯЧКИ ПОШЛИ ГУЛЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает

Головой она кивает,

Каркает:"Вот и обед!"

Глядь -

а червячков уж нет! (Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь

(движение ползущей гусеницы).

(Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)

(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)

(Разводим руками)

(Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди).

СОРОКОНОЖКА

(1) Сороконожка хорошо бежит,

Топает ногами так, что пол дрожит.

Даже если ножки целый день идут -

Не устают, не устают.

(2) Тот, кто был последним пусть бежит вперед

И самым первым в "голове" встает.

Тот, кто был последним пусть бежит вперед

И самым первым в "голове" встает. (4 раза)

Дети встают в рядок "цепочкой"

1 - бежим в одну сторону по кругу

2 - последний бегущий становится вперед

ЩЕНОЧЕК АМ

Говорит щеночек ам

Деткам кашу не отдам 2 раза

Эту кашу я съем сам

Ам-ам-ам

Посмотрите этот песик, в лапы спрятал черный носик.

Претворяется что спит, на ребяток не глядит 2раза

Вот ребята подбежали, косточку у пса забрали

Ну Барбос скорей вставай, на того кто взял-полай

УПРЯМАЯ МЫШЬ

(Перебираем пальчиками ("бежим") от коленок до макушки)

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом!",

(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.

(Руки "скатываются" на пол.)

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"

(Два хлопка.)

И так далее.

ПАУЧОК

(1)Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки

(2)Дождик с неба вдруг полил,

(3)Паучков на землю смыл.

(4)Солнце стало пригревать,

(5)Паучок ползет опять,

(6)А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке!

1, 5 – перебираем пальцами одной руке по предплечью другой.

2 – выполняем стряхивающие движения руками.

3 – хлопаем ладонями по ногам.

4 – складываем ладони боковыми сторонами, пальцы растопырены.

6 – перебираем пальцами обеих рук по голове.

Цветные песенки для детей 6-7 лет

"Красная песенка"

Песенка-распевка

Песенка (попевка) способствует развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации сонорных звуков, звуков [с], [ш], [ч]; развитию чистоты интонирования, формированию чёткой слоговой структуры слова.

В работе с песенкой можно проработать все оттенки красного цвета (если с маленькими детьми, необходимо объяснить значение цвета «алый», показать на картинках, фруктах, ягодах, предметах из окружающего мира данный цвет.

Красная клубничка, ягода-малинка,

Красная осенняя ягода-рябинка!

Красные румяна на щеках у Ксюшки,

Щёчки тоже алые у маленькой Катюшки!

Красные закаты, земляничка летом,

В красные одежды клёники одеты.

Красные рубины, красные гранаты,

Красные кораллы в море, красные агаты. Е. Шкелёнок

"Оранжевая песенка"

Песенка-распевка

Песенка (попевка) способствует развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации сонорных звуков, шипящих звуков [ж], [ш], [ч], свистящих звуков [з], [с]; развитию чистоты интонирования, формированию чёткой слоговой структуры 2-5-тисложных слов со стечением согласных в середине слова (1-2 стечения); отработке навыка словообразования с использованием суффиксов (-онк-, -ишк-); для формирования навыка правильного согласования слов-предметов и слов-признаков с предлогами. Целесообразно отработать слова из песенки на примере игры «Большой – маленький» и дополнить эту работу дополнительными словами на своё усмотрение (девочки-девчонки, мальчики-мальчишки, юбки-юбчонки, штаны-штанишки и т. д.).

В работе с песенкой можно проработать все оттенки оранжевого цвета (если с маленькими детьми, показать их на картинках, видео, найти разнообразные оттенки оранжевого цвета во всевозможных предметах в кабинете, в одежде детей, привести примеры из окружающего мира, найти цвет в ягодах, овощах и фруктах (которые в песенке и в дополнительных (хурма, папайя и т. д.).

1. Оранжевая песенка

В оранжевом закате –

Качусь я на оранжевом

Быстром самокате!

Повсюду только рыжие

Девчонки и мальчишки

В оранжевых футболках,

Юбчонках и штанишках!

2. Оранжевая песенка

Есть в тыкве, в апельсине,

И в персике, и в манго есть,

И в сладком мандарине!

В оранжевой моркови, перце,

Даже в нектарине,

В саду и в огороде,

И в нашем магазине! Е. Шкелёнок

"Жёлтая песенка"

Песенка-распевка

Песенка способствует развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации звуков [ж], [л], свистящих звуков [с], [з], [ц]; развитию чистоты интонирования, формированию чёткой слоговой структуры слова.

В работе с песенкой можно проработать все оттенки жёлтого цвета (если с маленькими детьми, найти и показать их в кабинете, на картинках, в овощах и фруктах, растениях, предметах из окружающего мира.

Жёлтая песенка, жёлтая песенка,

Жёлтая песенка с солнцем взойдёт –

Тихая музыка, добрая, светлая,

Нежная музыка к детям придёт!

Жёлтый луч солнышка глянет в окошечко,

Прыгнет по стеночкам и потолку:

Скачет по мальчикам, скачет по девочкам,

Щечкам и носикам, и животу! Е. Шкелёнок

"Зелёная песенка"

Песенка-попевка

Весёлая песенка-попевка способствует развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации свистящих звуков [зь] - [c] – [ц], шипящих звуков [ж] - [ш] - [ч], звуков [ль], [р] – [рь]; развитию чистоты интонирования, формированию чёткой слоговой структуры 2-4-хсложных слов со стечением согласных в начале и середине слова (1-2 стечения, укреплению мышц диафрагмы. В песенке важна отработка чередующихся навыков пения legato (легато, связно) и staccato (стаккато, отрывисто)рекомендуется варьировать исполнение: сначала плавное исполнение, затем отрывистое.

Работа с песенкой способствует формированию чёткой слоговой структуры, развитию просодической стороны речи, активизации и развитию слухового внимания, чувства ритма, отработке навыка словообразования с использованием суффиксов.

Зелёный огуречик, зелёный попугай,

Зелёненький кузнечик, зелёненький трамвай,

Зелёная капуста, зелёная доска,

Зелёненькая травка, зелёная тоска!

Зелёная планета, зелёные цветы,

Поля, лужайки, горы и деревья, и кусты!

Зелёненький укропчик, зелёненький лучок,

Зелёненький арбузик, зелёный кабачок,

Зелёная петрушка, зелёная листва,

Зелёная лягушка, зелёная трава.

Зелёная планета, зелёные цветы,

Поля, лужайки, горы и деревья, и кусты! Е. Шкелёнок

"Розовая песенка"

Песенка-распевка

Песенка-распевка (попевка) способствует развитию чёткой дикции и артикуляции, звукопроизношения, автоматизации и дифференциации звуков [р], [з], [c]; развитию чистоты интонирования, формированию чёткой слоговой структуры слова, укреплению мышц диафрагмы. В песенке также важна отработка навыков пения legato (легато, связно) и staccato (стаккато, отрывисто)рекомендуется варьировать исполнение: сначала плавно исполнить попевку, затем отрывисто.

Розовая песенка в домике живёт

И танцует весело, песенки поёт.

Розовую песенку мы сейчас поём –

Все ребятам весело – здорово живём! Е. Шкелёнок

"Серая песенка про мышку и кошку"

Театрализованная песенка-игра

Для использования на музыкальных занятиях, уроках музыки и факультативных занятиях, коррекционных, коррекционно-музыкальных занятиях (логоритмике, в театрализованных сказках и мероприятиях при работе с детьми 5 – 9 лет, способствует эмоциональному раскрепощению и расслаблению, развитию коммуникативных навыков.

Речевой материал песенки предполагает автоматизацию звука [р], автоматизацию и дифференциацию свистящих и шипящих звуков у детей, имеющих особенности со стороны звукопроизношения. Работа с песней способствует формированию чёткой слоговой структуры, развитию звукопроизношения, концентрации и развитию слухового внимания, активизации двигательных реакций, развитию музыкально-ритмических способностей, речедвигательной координации с музыкой, эмоциональному раскрепощению, снятию двигательных стереотипов и отсутствию проявлений синкинезий.

Реквизит: костюмы кошки и мышки (мышек).

Серая мышка бежит по дорожке,

(«кошка», гуляя, бежит по дорожке, смотрит по сторонам)

Вдруг мышка увидела серую кошку:

(«кошка» присела, замерла, увидев «мышку»)

Пушистая кошка на травке сидела,

На серую мышку та кошка глядела.

(сидит и не сводит взгляда с мышки)

Тут серая мышка к ней смело шагнула,

(«мышка» делает несколько шагов, подходя к кошке/ или возможен вариант, когда сразу несколько «мышек» участвует в игре (при необходимости)

И в серые глазки её заглянула –

(мышка села напротив кошки, смотрит на неё и поёт свой текст)

Сказала: «Ты мудрая серая кошка, (слова мышки)

Давай поиграем с тобою немножко!

Ты глазки свои поскорей закрывай,

Я спрячусь, а ты потихоньку считай!»

(мышка быстро убегает и прячется, а кошка начинает считать)

Далее «кошка», закрыв глаза, шёпотом считает, медленно и чётко произнося звуки [с]- [ш] :

«Раз, мышка, два, мышка, три, мышка, четыре, мышка,

Пять, мышка, шесть, мышка, семь, мышка, восемь, мышка!» *

(Открывает глаза, смотрит по сторонам, ищет мышку, злится и громко кричит) :

«ММЯЯЯЯЯУУУ!»

(мышка выбегает из норки, дразнит кошку и убегает прочь)

Список литературы.

1. Артёмова Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: автор. дис. канд. пед. наук /Е. Э. Артемова – М., 2005.

2. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» — М. : В. Секачев, 1998.

3. Бондаренко Л. В. Основы общей фонетики. – Л. : Изд-во Лен. ун-та, 1983.

4. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников : Методическое пособие. - СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: 2000.

5. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. – М. : Высшая школа, 1979.

6. Лазаренко О. И., Ястребова А. В. Диагностика уровня сформированности речевой деятельности ребенка (лингвистическое развитие ребенка). – М., 2006.

7. Ларина Е. А. Психолингвистические основы изучения и формирования интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи / Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2007. – № 5.

8. Лопатина, Л. В. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова // Логопедия. – 2004. – № 1.

9. Позднякова, Л. А. Логопедическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией : автор. дис. … канд. пед. наук / Л. А. Позднякова – СПб., 2004.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Оригинальное пособие «Колодец» для организации игр и упражнений на логопедических занятияхОригинальное пособие «Колодец» для организации игр и упражнений на логопедических занятиях Игра: «Буква за буквой» Цель: Закрепление навыка чтения коротких слов. Описание игры: По краям бревнышек колодца в кармашках расставлены.

«Светлячок». Авторское дидактическое пособие для организации коррекционно-развивающих игр на логопедических занятиях«Светлячок». Авторское дидактическое пособие для организации коррекционно-развивающих игр на логопедических занятиях Пособие состоит из маленького фонарика и шёлковой юбочки оранжевого цвета. Юбочка должна быть достаточно длинной для того, чтобы полностью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Каталог логопедических песенок по коррекции темпо-ритмической организации речи
Опубликовано: 4 апреля 2025 в 08:54
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Каталог логопедических песенок по коррекции темпо-ритмической организации речи» (включая файлы) размещена пользователем ольга куксова (УИ 36544) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных