Папки-передвижки

Картотека заданий по лексической теме «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека заданий по лексической теме «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Лексическая тема : «Зимующие птицы»

Задания

Систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы. Познакомить детей с зимними месяцами. Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц.

Существительные: зима, декабрь, январь, февраль, снегопад, пурга, метель, вьюга, буран, мороз, ворона, воробей, синица, снегирь, голубь; кормушка, корм;

Публикация «Картотека заданий по лексической теме „Зимующие птицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Прилагательные: холодный, морозный, снежный, сильный, легкий, красногрудый, теплый, резвый.

Глаголы: падать, покрывать, сковывать, кружиться, завывать, заметать, трещать, прилетать, замерзать, клевать, выводить, кормить;

Грамматические категории:

• Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

• Согласование числительных с существительными.

• Согласование существительных с прилагательными в роде, числе.

• Подбор родственных слов к существительным.

Пальчиковая гимнастика

Прилетайте птички Взмахивают руками-«крыльями»

Сала дам синичке Режущие движения одной ладони по другой

Приготовлю крошки Пальцами крошат крошки

Хлебушка немножко

Эти крошки голубям Показывают правую ладонь

Эти крошки воробьям Показывают левую ладонь

Галки да вороны Скользящие движения ладонями.

Ешьте макароны

Гимнастика для глаз

Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)

Птичка улетела вправо (смотрят вправо)

Птичка улетела влево (смотрят влево)

И спряталась на полу (смотрят на пол)

Физкультминутка «Шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

(А. Барто)

Выучить скороговорки:

Скворцы и синицы – весёлые птицы.

Зимним утром от мороза, на заре звенят берёзы.

Выполните задания :

Понедельник.

Проверка домашнего задания. Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда. Словарная работа.

Вторник.

Развитие грамматического строя речи

1. Д/игра «Один — много» (образование множественного числа существительных).

Ворона — вороны, снегирь —. , галка —. , воробей —.

2. Д/игра «Счет птиц» (закрепление согласования числительных с существительными).

Один воробей, два воробья, три воробья…

3. Д/игра «Кто как голос подает?»

Ворона — «как-кар» — она каркает, воробей —.

4./игра «Угадай птицу по описанию».

Я сегодня видел на улице птицу : маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)

5. «Закончи предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления. Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Зимой бывает снегопад, а осенью…

Зимой бывает снег, а летом…

Зимой снег падает, а весной…

Зимой катаются на санках, а летом…

Зимой лес спит, а весной…

Зимой катаются на коньках, а летом…

Зимой бывает холодно, а летом…

Зимой деревья белые, а осенью…

Зимой растут сугробы, а летом растут…

Зимой лепят снеговика, а летом…

Зимой насекомые прячутся, а весной…

6. Упражнение «КОГО НЕ СТАЛО?». Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже.

На наборном полотне — картинки с изображениями сороки, воробья, снегиря, синицы. Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из картинок и предлагает детям ответить на вопрос:

— Кого не стало? Дети отвечают:

— Не стало синицы. И т. п.

7. Отгадай загадки:

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

Ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок. (Воробей)

Спинкою зеленовата

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

В красной шапке ходит он

Дуб долбит как долотом. (Дятел)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь)

Окраской – серовата,

Повадкой – воровата,

Крикунья хриповатая –

Известная персона

Кто она? (Ворона)

Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Днем слепая, ночью зряча. Мышей ловит, а не кот. (Сова)

- Какие это птицы? (Зимующие)

- Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края? (Потому что они могут найти себе корм.)

- А чем питаются птицы зимой? (Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.)

- А хватает ли птицами пищи зимой? (Нет, не хватает.)

- Почему не хватает? (Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.)

- А чем мы можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать.)

- Что для этого нужно сделать? (Кормушку.)

Среда.

Развитие грамматического строя речи

1. Упражнение «У КОРМУШКИ». Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов). Воспитатель помещает на магнитную доску изображение ветки дерева с кормушкой и выполняет различные действия с контурными изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги. Например:

Снегирь летит к: кормушке (предлог к).

— Синица улетает от кормушки (предлог от).

— Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.

2. Д/игра «Назови ласково»

синица – синичка

воробей — …

снегирь — …

сова — …

ворона — …

голубь — …

3. Д/игра «Один – много» (множественное число) :

ворона – вороны

воробей — …

снегирь — …

птица – …

сова — …

дятел — …

перо –…

крыло — …

стая — …

4. Д/игра «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа) :

ворона – нет вороны

дятел — …

птица — …

перо –…

клюв — …

гнездо — …

5. Назови части: голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки, когти.

6. Подбери признак (не менее трех признаков) :

синичка (какая) — …

голубь (какой) – и т. д. с другими птицами.

7. Подбери действия (не менее трех действий) :

синица (что делает) — …

8. Упражнение «Накорми птиц» (Кто что ест)

Снегири – ягоды рябины.

Синицы – семечки, сало

Голубь – хлебные крошки.

Воробей – зерна.

Дятел – семена шишек.

9. Закончи предложение:

У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.

У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.

У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.

У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.

У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.

У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

10. Стихи. З. Александрова «Новая столовая».

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь–сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

Какие птицы прилетали к кормушке?

Четверг.

Развитие связной речи

Послушай рассказ, ответь на вопросы, перескажи.

«Снегирь»

Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидеть снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу. (По Ю. Дмитриеву).

Вопросы:

1. Как выглядят снегири?

2. Когда появляются снегири?

3. Каких еще зимующих птиц ты знаешь?

Прочитать и пересказать текст А. Аксеновой «Мы – ваши друзья»

Пришла зима. Многие птицы улетели на юг. А мы: воробьи, синицы – остались с вами в городе. Голодно нам. А еда под снегом. Не удивляйтесь, что мы еще с осени начинаем носами в окна стучаться. Мы напоминаем вам: вы слушали весной наши песни, осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черед. Помогите нам!

Прочитать описательные рассказы:

Дятел – большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит дуплом.

Воробей – весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.

Синица – это небольшая птица с жёлтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Пятница.

Развитие мелкой моторики.

Составление описательного рассказа по схеме.

Публикации по теме:

Художественная деятельность детей по теме «Зимующие птицы»Художественная деятельность детей по теме «Зимующие птицы» Работа по теме «Зимующие птицы» ведётся в нашей группе на протяжении всей зимы. На занятиях рассматриваем с детьми на иллюстрациях зимующих.

Фотоотчёт по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе.Фотоотчёт по лексической теме «Рыбы» в подготовительной к школе группе. Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу представить Вашему вниманию фотоотчёт НОД и творческих работ детей подготовительной.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Одежда» для детей 4–7 лет Утренняя гимнастика: «Мы собираемся гулять» Лексика: I. Одежда, брюки, рубашка, шорты, платье, куртка, шапка, шарф, носки, колготки, обувь,.

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Животные Севера» для детей 4–7 лет Утренняя гимнастика: «Кто живет на Севере» Лексика: I. Белый медведь, олень, пингвин, морж, Север, снег. Плавать, охотиться, бегать. Холодно.

Картотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возрастаКартотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; упражнять в составлении предложений; упражнять в подборе прилагательных.

Конспект НОД по ФЭМП «Порядок чисел» для детей старшего дошкольного возраста на материале лексической темы «Зимующие птицы» Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»Образовательная область: познавательное развитие Интеграция.

Конспект НОД по экологии. Квест «Послание Синички» по теме «Зимующие птицы»Конспект НОД по экологии. Квест «Послание Синички» по теме «Зимующие птицы» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека заданий по лексической теме «Зимующие птицы» в подготовительной группе
Опубликовано: 15 октября 2023 в 11:25
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.

19 мая. День русской печи. Передвижка «Русская печка»

19 мая отмечаем праздник царицы русской избы — печки. Русская печь — это не только предмет обихода, но и яркий символ русского духа.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД