Оксана Литовкина
Конспект НОД коррекционной направленности по развитию лексико-грамматических представлений в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Сад – огород». Конспект НОД коррекционной направленности по развитию лексико-грамматических представлений в старшей группе компенсирующей направленности.
Цель: закрепление и обобщение знаний об овощах и фруктах.
Задачи: коррекционно-образовательные:
- расширять словарь по теме;
-закреплять обобщающие понятия «овощи» и «фрукты»;
Публикация «Конспект НОД коррекционной направленности по развитию лексико-грамматических представлений в старшей группе,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
-упражнять в умении правильно употреблять в речи предлоги (над, под);
-совершенствовать навык образования относительных прилагательных;
-формировать навык составления предложений;
-закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- учить вести диалог;
Коррекционно-развивающие:
-развивать логическое мышление;
-совершенствовать мелкую, артикуляционную моторику;
-развивать диалогическую речь;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать у детей интерес к наблюдению за изменениями в природе, в осенний период, трудолюбие.
Демонстрационный материал: конверт, волшебная палочка, предметные картинки (морковь, яблоко, лук, банан, апельсин, картофель, помидор, огурец, грядка, дерево, мяч, картинки с грядками и садом,муляжи фруктов и овощей.
Раздаточный материал: предметные картинки (яблоко, груша, слива, банан, апельсин, виноград, лимон, помидор, огурец, картофель, морковь, редис, свекла, лук, репа, силуэты овощей и фруктов, цветные карандаши.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
-Здравствуйте, ребята. Посмотрите, нам кто-то прислал письмо. От кого же оно может быть?
Мимическая гимнастика.
- Мы удивились, кто же это прислал нам письмо (удивленно поднимаем брови). А-а-а, так оно от нашей старой знакомой Ксюши. Вы рады? Покажите как – улыбнитесь. А теперь повторим ещё разок.
МЫ УМЕЕМ УЛЫБАТЬСЯ
МЫ УМЕЕМ УДИВЛЯТЬСЯ (повторить 2 раза)
Динамическая минутка.
- Я у вас буду спрашивать, а вы отвечайте и показывайте.
Как живешь? – Вот так! («класс»)
Как плывёшь? – Вот так! (имитация плавания)
Как бежишь? – Вот так! (бег на месте)
Вдаль глядишь? – Вот так! (ладонь ко лбу)
Машешь вслед? – Вот так! (взмахи руками)
Ждёшь обед? – Вот так! (рука под щекой)
Ночью спишь?- Вот так! (ладони сложены вместе и под щекой)
А шалишь? – Вот так! (надуть щеки и нажать на них указательными пальцами).
2. Основная часть.
1. Сообщение темы.
- Ребята, Ксюша приглашает нас в гости. У её бабушки выросли разные овощи и фрукты в саду и в огороде. И она просит нас отгадать загадки, чтобы проверить знаем ли мы названия разных овощей и фруктов.
1. Расту в земле на грядке я,
Оранжевая, длинная, сладкая. (морковь)
2. Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)
3. Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а (лук).
2. Лексико грамматическая игра с мячом.
-Ребята, а теперь я вам предлагаю немного поиграть. Давайте сядем на пол в круг. Каждый из вас вытащит себе фигурку фрукта или овоща из мешочка и назовет, то что у него (неё) попалось, и спросит у того, кому бросит мяч, что же досталось ему.
Например: «У меня огурец, а что у тебя?».
Игра проводится до тех пор, пока каждый ребёнок не назовет свое слово.
3. Игровое упражнение «Волшебник».
- Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть.
Ты смотри, не зевай и заданья выполняй.
- А давайте представим, что мы с вами волшебники, и будем превращать большие овощи и фрукты – в маленькие. - А что нужно, чтоб мы стали волшебниками? (ответы) Ну конечно же волшебная палочка.
-Это лимон, я его превращаю в лимончик.
-Это перец, я его превращаю в перчик.
-Это лук, я его превращаю в лучок.
-Это слива, я её превращаю в сливку. И т. д.
4. Игра «Поваренок».
- Посмотрите, как много овощей и фруктов мы превратили. Что же нам с ними делать? (ответы) А мне кажется,Ксюше, было бы приятно,если бы мы приготовили, что-нибудь из всего этого урожая.
- Предлагаю приготовить обед. Согласны? (ответы)
- Сварим суп из картофеля. Какой получится суп?
- Сделаем запеканку из моркови. Какая получится запеканка?
- Нарежем салат из капусты. Какой получится салат?
-Приготовим икру из баклажанов. Какая получится икра?
-Испечем пирог из яблок. Какой получится пирог?
- Выжмем сок из апельсина. Какой получится сок?
- Потрудились мы нас славу. Теперь можно и отдохнуть.
5. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин…»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа!
Эта долька – для чижа!
Эта долька – для утят!
Эта долька – для котят!
Эта долька – для бобра!
А для волка – кожура!
Он глядит на нас – беда!
Разбегайтесь, кто куда!
6. Игра «На дереве или на грядке?»
– Ребята, пока мы с вами отдыхали, овощи и фрукты перепутали, что, где растет. Давайте поможем разобраться в этой путанице.
Например: «Редис растет на грядке, а не на дереве (ветке) т. д. (Дети рассказывают, где растут те или иные фрукты и овощи, и распределяют их на картинках в нужном месте).
7. Игра «Оживи плоды».
- Ой, пока мы с вами наводили порядок в саду и огороде, пошел дождик (звучит шум дождя).- И посмотрите на картинки (показ картинок с силуэтным изображением фруктов и овощей). – Не кажется ли вам, что чего –то на тих картинках не хватает? (ответы) Верно, не хватает цвета, наверно это проказник-дождик, смыл с картинок все краски. - А давайте раскрасим их снова?
(Раскрашивание силуэтов детьми).
3. Итог.
- Ребята, думаю, Ксюша будет рада, тому, что мы совершили такое путешествие по её просьбе. - А что, вам больше всего запомнилось и понравилось? (Ответы детей)
Оценка деятельности каждого ребенка. В качестве сюрпризного момента, по окончании деятельности появляется девочка с корзиной фруктов и угощает детей.
Использованная литература:
1. О. С. Гомзяк УМК "Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников". М. : Изд. Гном, 2010.
2. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий
. -- М. :ТЦ СФЕРА, 2004. - 96 с.
3. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. - М. : Изд. КАРО, 2007.
4. Ресурсы интернета.