Борисова Виктория
Картотека этюдов (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека этюдов
1. Этюд «Под дождиком»
Цели:
учить детей выражать эмоции радости и грусти.
воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
учить имитировать простейшие движения.
развивать ориентировку в пространстве.
развивать мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы: большой зонт, аудиозапись шума дождя, листы
синей бумаги для каждого ребенка.
Ход этюда.
Дети начинают бегать под «дождиком», подставлять ладошки под его
«капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу — настоящий ливень!
Публикация «Картотека этюдов (старшая группа)» размещена в разделах
Взрослый открывает зонт и зовет детей, предлагая спрятаться от дождя.
Педагог под зонтом с радостью встречает детей, имитирует движения — как
будто вытирает им носики, ручки, стряхивает капли дождя с одежды,
приглашая делать то же самое и детей.
Затем педагог предлагает детям самим побыть «дождиком». Он просит их
сделать капельки из синей бумаги (разорвать синюю бумагу на мелкие
кусочки, скатать их в маленькие шарики, а затем подбросить их вверх.
Педагог показывает, как можно бросать капельки на себя или на другого
ребенка.
2. Этюд «Капельки»
Цели:
учить детей выражать эмоции радости и грусти.
воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
развивать ориентировку в пространстве.
Оборудование: аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого
ребенка.
Ход этюда. Дети делают «капельки», подбрасывают их, стараясь «
намочить» как можно больше окружающих.
Потом взрослый обращает внимание детей на то, что дождь закончился,
выглянуло солнце и можно погулять, побегать по полянке
3. Этюд «Под дождиком»
Цели:
учить детей выражать эмоции радости и грусти.
воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
развивать ориентировку в пространстве.
развивать общую и мелкую моторику.
Оборудование: аудиозапись шума дождя, маленькие зонтики (по одному на
двоих детей).
Ход этюда.
Дети начинают бегать под «дождиком», подставлять ладошки под его
«капли».Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу- настоящий ливень!
Взрослый раздает детям зонтики и предлагает им, прижавшись друг к другу,
спрятаться от дождя под зонтиком. Педагог обыгрывает ситуацию: дети
радуются тому, что стоят близко друг к другу, вместе держат зонт, могут
общаться друг с другом. Педагог предлагает детям погулять под зонтами,
посмотреть вокруг, поговорить друг с другом.
4. Этюд «Ежи».
Цели:
формировать умение управлять куклой- бибабо.
учить имитировать движения, характерные для ежа.
воспитывать умение играть рядом друг с другом, взаимодействовать друг с
другом.
Оборудование: куклы- бибабо, аудиозапись различных по характеру
мелодий.
Ход этюда.
Педагог просит детей подойти к зеркалу и имитировать движения,
характерные для ежа, сопровождая их звукоподрожанием: «пых-ппых»
Звучит тревожная музыка. Педагог просит показать, что делаю ежи, когда
они испуганы, боятся. Дети «сворачиваются» в клубочек (сгибают спинку).
Педагог просит предположить: что или кто так напугал ежей? Дети
предлагают свои варианты ответов. Звучит спокойная музыка. Педагог
сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться,
потянуться, потом полежать, отдохнуть на лесной полянке
5. Этюд «Дождь идет»
Цели:
познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.
развивать умение отвечать на вопросы.
развивать умение рассказывать сказку с использованием плоскостного
театра.
развивать умение имитировать простейшие движения животных и
насекомых.
развивать ориентировку в пространстве.
Оборудование: плоскостные фигурки животных, запись шума дождя.
Ход этюда.
Дети бегают под дождем, подставляют ладошки капелькам дождя,
открывают воображаемые зонтики над головой.
Дети рассаживаются на ковре и вспоминают, в какой сказке звери прятались
под грибком от дождя. Затем звучит аудиозапись сказки В. Г. Сутеева «Под
грибом». Во время прослушивания сказки имитируют различные движения и
звуки, соответствующие ситуациям сказки: шум дождя- стучат пальцами по
ковру; полет бабочки- взмахивают руками; голос лягушки- квакают; уши
зайца- показывают руками; движения лапок лисы- семеняще двигают руками
по полу; солнце- обводят руками круг.
Взрослый предлагает детям рассказать сказку, используя плоскостные
фигурки животных, объяснить, почему, почему все животные и насекомые
поместились под грибком.
Педагог просит детей изобразить перед зеркалом выражения мордочек и
позы каждого персонажа во время дождя и после того, как выглянуло солнце.
6. Этюд «Радость и грусть»
Цель:
познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти. Оборудование:
— набор рисунков с изображением лиц с разными эмоциями.
Ход этюда.
Стоя перед зеркалом, вместе с педагогом дети изображают на лице грусть и
радость.
7. Этюд «Кто как ходит»
Цели:
закреплять представления детей о животных и домашних птицах.
учить детей имитировать движения, характерные для различных животных,
под музыкальное сопровождение.
развивать выразительность движений.
учить детей дружно играть всем вместе.
Оборудование: игрушки, изображающие цыпленка, курочку, кота, петуха,
лягушку; костюмы героев.
Ход этюда.
Взрослый предлагает детям превратиться в героев сказки К. И. Чуковского
«Цыпленок» и показать, как они умеют ходить, имитируя движения
цыпленка, курочки и т. д.
В группе расставлены игрушки, изображающие героев сказки. Дети
выбирают любой персонаж и идут к нему в сопровождении определенной
музыки, имитируя движения.
Педагог предлагает детям превратиться в героев сказки и поиграть. Взрослый
помогает детям распределить роли стать курочкой, цыплятами, котом и т. д.
8. Этюд «Айболит в пути»
Цели:
развивать у детей образные представления.
развивать эмоциональность и выразительность движений.
Ход этюда.
Педагог просит детей изобразить деревья (дети поднимают руки и
раскачиваются, шевеля пальцами-листочками, потом — ветер (дуют, град
(стучат пальцами по полу).
9. Этюд «На рыбалке»
Цели:
развивать у детей образные представления.
учить имитировать движения.
познакомить детей с выражением эмоций (радость, досада, огорчение,
разочарование).
Ход этюда.
Педагог приглашает всех детей к воображаемой реке и предлагает угадать,
что он будет сейчас делать. Педагог имитирует ловлю рыбы, изображая
разные эмоциональные состояния (радость, досаду, огорчение,
разочарование). Затем кладет пойманную рыбу в ведро. Дети по лицу
взрослого должны определить, удалось ему поймать рыбку или нет, крупная
раба или мелочь. Затем педагог предлагает детям имитировать рыбалку, а
пойманную рыбку нужно положить в воображаемое ведро.
10. Этюд «Земляничка растет»
Цели:
развивать у детей образные представления.
учить имитировать движения в соответствии с картинками.
закреплять представления детей о растениях.
развивать выразительность движений.
учить детей играть дружно.
Оборудование: набор картинок с изображением этапов развития растения,
костюмы для персонажей сказки «Земляничка».
Ход этюда.
Педагог показывает детям набор картинок с изображением этапов развития
растения, и предлагаем им последовательно разложить эти картинки, чтобы
понять, как развивается растение из семени: сначала появляется росток (дети
сидят, сжавшись в комок); затем вытягивается стебель (дети постепенно
поднимаются); из стебелька вырастает веточка (дети отводят в сторону одну
руку); распускается цветок (дети разжимают ладонь кверху); цветок увядает (
ладонь опускается); образуется маленькая ягодка (ладонь сжимается в
кулачок).
Педагог показывает корзину, в которой они находят костюмы для
персонажей сказки «Земляничка».
Педагог предлагает надеть костюмы и разыграть сказку. Дети наряжаются,
репетируют перед зеркалом свои роли, пытаясь перевоплотиться в образ, а
затем с помощью ведущего (педагога) разыгрывают сказку «Земляничка».
11. «Хорошая — плохая погода»
Цели:
развивать у детей творческое воображение.
познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти.
Оборудование: аудиокассета «Звуки леса», пиктограммы «Мое настроение».
Ход этюда.
Педагог предлагает детям представить, как тепло и светло в сказочном лесу,
на зеленой лужайке растут красивые цветы, над ними весело порхают
бабочки. Он просит детей просто посидеть на лужайке и послушать, как
«поют» букашки (можно использовать аудиокассету «Звуки леса»).
Педагог спрашивает детей об их настроении. Просит изобразить его с
помощью заранее подготовленных пиктограмм.
Педагог говорит детям о том, что в лесу стало темно, подул холодный ветер, пошёл дождь, бабочки спрятались в кору деревьев. Педагог спрашивает
детей, какое настроение у них стало теперь, и просит изобразить его
соответствующей пиктограммой.
Педагог замечает, что в дождь настроение может быть разным. Он
предлагает детям вспомнить, кто может радоваться дождю.