Ольга Викторовна Мухортова
Картотека утреннего круга
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Лето»
1. Позывные для утреннего сбора.
Звон колокольчика
2. Организация круга.
на именных подушках
3. Приветствие.
«Доброе утро, (имя ребенка! Я рада, что ты сегодня с нами».
4. Новости.
Как называются летние месяцы? Сколько дней в июне, июле, августе? Каждый летний месяц, как и все месяцы года, имеет своё название в народном календаре. Напомню, что народный календарь - это закреплённый по месяцам годовой круг обычаев и обрядов, примет, природных явлений. Июнь. Первый месяц лета. Получил название РАЗНОЦВЕТ, так как в июне цветут луговые и полевые растения.
Публикация «Картотека утреннего круга» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утреннее приветствие, утренний круг
- Темочки
Июль самый жаркий месяц лета. Его старинное название – ЛИПЕЦ, так как в это время цветёт липа. Даже примета такая есть: «Зацвела липа – началась самая жаркая пора в году». Все деревья уже отцвели, а липы только собираются. Потому называют липу «царицей лета». Не спеша нянчит липа каждый свой цветочек. И не спроста: пока все вокруг цвело, пчелы заняты были. А теперь пчелы по свободнее, все внимание липе уделяют. Нектар в липовых цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают. А какой мед получается! Липовый мед считается одним из самых лучших и полезных. Было время, когда на Руси не знали сахара, а если хотели полакомиться сладеньким, ели фрукты и мед. Пили липовый чай с липовым медом. А как полезен липовый мед! Лучше многих лекарств лечит он простуды.
Август последний месяц лета. Поворот на осень – в народе называли ЗАРНИЧНИКОМ, так как частыми становятся яркие холодные зори (демонстрация иллюстраций к каждому месяцу)
5. Обмен информацией
Какое у нас сейчас время года? Какой сейчас месяц? Какая погода? Скажите, какие приметы лета вы знаете?
6. Динамическая пауза.
7. Проблемные ситуации.
Как вы думаете, как можно объяснить такие поговорки и пословицы: «Летом заря с зарёй встречаются». (Большой световой день.) «В июне солнце высоко, а с утра до вечера далеко».
8. Игры по теме Подвижная игра «Косари».
Выбираются 3 водящих – косари, остальные играющие – цветы. Каждый играющий ребенок получает цветную ленту, обозначающую цветок: желтая лента – одуванчик, белая лента – ромашка, синяя – василёк. Ленты закрепляются у детей сзади на поясе. Водящие заранее договариваются, кто какой цветок будет срывать. Играющие произносят текст и имитируют движение: цветы, стоя на месте, раскачиваются, двигают руками-листочками, растут. Косари делают энергичные движения руками в сторону - вперёд и ходят между цветами по полю.
9. Предоставление права выбора центра активности
Тема «Овощи, фрукты»
1. Позывные для утреннего сбора.
Звон колокольчика
2. Организация круга.
на именных подушках
3. Приветствие.
Приветствие от имени овощей и фруктов «Привет! Малинка…»
4. Новости.
в овощах и других полезных продуктах содержится большое количество витаминов, и каждый витамин имеет своё имя и большое значение для организма.
- витамин А очень важен для зрения
- витамин В помогает хорошей работе сердца
- витамин Д делает наши руки и ноги крепкими
- витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым.
- Но в сырых овощах больше всего витаминов.
5. Обмен информацией
-Посмотрите в корзинку. на какие две группы можно разделить то, что в ней лежит? (овощи и фрукты)
- Что мы называем овощами? Какие овощи вы знаете?
- Что мы называем фруктами? Какие фрукты вам известны?
- Назови свой любимый фрукт. А ты знаешь где он растет?
- Почему овощи и фрукты полезные? Что такое витамины? Витамины – это полезные вещества, которые нужны нам для укрепления здоровья.
6. Динамическая пауза. Физкультминутка
Пейте все томатный сок, Ходьба на месте
Кушайте морковку! Руки к плечам, руки вверх.
Все ребята будете руки на пояс, наклоны в сторону
Крепкими и ловкими руки на пояс, приседания.
Грипп, ангину, скарлатину - руки на пояс, прыжки
Все прогонят витамины! ходьба на месте.
7. Проблемные ситуации.
- Какие названия витаминов вы знаете?
- В каких продуктах много витаминов А, В,С. ?
- Для чего нужны эти витамины?
- Как вы думаете, перед употреблением в сыром виде овощи и фрукты нужно мыть? Почему?
8. Игры по теме
Дидактические игры: «Соберем урожай», «Наш огород», «Во саду ли, в огороде»
9. Предоставление права выбора центра активности
Тема «Осень»
1. Позывные для утреннего сбора.
Звон колокольчика
2. Организация круга.
на именных подушках
3. Приветствие.
«Доброе утро, (имя ребенка! Я рада, что ты сегодня с нами».
4. Новости. Шкатулка народных мудростей
В круг ребята становитесь,
Крепко за руки держитесь,
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
«Коли ясно, то и осень прекрасна.
Осень идет и дождь за собой ведет.
Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
Гром в сентябре- теплая осень.
Большие муравьиные кучи к мягкой зиме.
Когда гусь улетает – снег выпадает.»
5. Обмен информацией
Ребята, вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев.
Назовите, какие осенние месяцы вы знаете?
Что происходит с природой осенью, назовите приметы осени?
Как называется явление, когда опадают листья?
Какого цвета листья бывают осенью?
6. Динамическая пауза. Физминутка «Листочки»
Осенние листочки закружились,
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели,
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Все листочки в воздух он поднял.
Весело они летели,
И на землю сели.
7. Проблемные ситуации.
Он в лесу стоял, никто его не брал,
В красной шапке модной, никуда не годной!
Для людей он ядовит, отгадайте, что за гриб?
(Мухомор)
Грибы, которые можно есть, называются съедобные. (Воспитатель на проекторе показывает картинки съедобных грибов, дети повторяют их названия). А грибы, которые нельзя есть, называются несъедобные или ядовитые. (Воспитатель показывает картинки несъедобных грибов, дети повторяют их названия). Ребята, почему нельзя есть эти грибы?
8. Игры по теме
Игра «Осенние слова»
Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.
«Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая…»
9. Предоставление права выбора центра активности
Тема «Перелетные птицы»
1. Позывные для утреннего сбора.
Звон колокольчика
2. Организация круга.
на именных подушках
3. Приветствие.
«Доброе утро, (имя ребенка! Я рада, что ты сегодня с нами».
4. Новости.
Почему эти птицы улетают от нас осенью? Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевскопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, А вы знаете, какие заботливые родители ласточки –касатки? Они, улетая за добычей, привязывают иногда своих птенцов конским волосом. Один конец волоса они наматывают на лапку, а другой прикрепляют к стенке гнезда. Кукушки охотятся за гусеницами, причем они поедают таких гусениц, которых другие птицы не едят, ведь среди гусениц есть и волосатые, и ядовитые, а кукушки едят их всех подряд. Бывали случаи, когда всего несколько кукушек спасали большие леса от опасных вредителей.
5. Обмен информацией
А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь вереницей, поодиночке, клином. (Воспитатель вывешивает соответствующие картинки).
Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.
Тема «Домашние животные»
1. Позывные для утреннего сбора.
Звон колокольчика
2. Организация круга.
на именных подушках
3. Приветствие.
Нужно представить себя каким-либо животным и рассказать о себе с помощью схем. (Каждый ребенок берет карточку с изображением животного)
4. Новости.
Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек. Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. (Слайд) А зачем она была нужна Человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы (Слайд) - собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временем Человек приручил и других животных. У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры. И первое задание - Я буду называть домашнее животное, а вы назовите его дикого предка (Педагог называет домашнее животное, а дети - дикого предка. Собака - волк, кролик - заяц, свинья - кабан, кошка - рысь и т. д.)
5. Обмен информацией
Какое у нас сейчас время года? Какой сейчас месяц? Какая погода?
Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде.
6. Динамическая пауза физкультминутка:
Птички стали собираться, (Дети маршируют на месте)
На поляне все садятся, (Приседают на корточки)
Предстоит им долгий путь, (Разводят руки в стороны)
Надо птичкам отдохнуть.
И опять пора в дорогу. (Встают и машут руками)
Вот и юг. Ура! Ура! (Топают ногами)
Приземляться нам пора! (Приседают на корточки)
7. Проблемные ситуации.
Ребята, как вы думаете, птицы в один день улетают, все вместе?
8. Игры по теме Словесная игра «Кто как голос подаёт» (с мячом)
Правила игры: воспитатель называет птицу и спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.
Соловей (поёт,
Ласточка… (щебечет,
Журавль… (курлычет,
Ворона … (каркает,
Кукушка… (кукует,
Утка (крякает,
Курица (квохчет,
Голубь (воркует,
Воробей (чирикает).
9. Предоставление права выбора центра активности
6. Динамическая пауза. Физкультминутка
Села кошка под кусточек,
(Приседают).
Мяса скушала кусочек.
(Поглаживают свой животик).
Встала кошка, потянулась,
(Встают, потягиваются).
Ее шерстка развернулась.
(Поглаживают по голове соседа).
7. Проблемные ситуации.
Почему домашнему животному лучше жить рядом с человеком? (ненужно строить себе жилье, самому добывать пищу, защищаться от врагов)
8. Игры по теме Игра «Кто спрятался?»
На наборном полотне изображение куста. Манипулируя плоскостными фигурками животных, воспитатель показывает разные части животных, которые видны из – за куста.
9. Предоставление права выбора центра активности
Тема «Дикие животные»
1. Позывные для утреннего сбора.
Звон колокольчика
2. Организация круга.
на именных подушках
3. Приветствие.
Здравствуйте ребята. Дети, посмотрите, какой красивый листок! К кому он попадет в руки, тот должен назвать любое слово об осени и сесть на подушку.
4. Новости.
- Скажите, кто спрятался на картинке? (Волк, заяц, медведь, лиса, белка)
- Как называют этих животных? (Дикими)
- Почему?
- Каких диких животных вы знаете?
5. Обмен информацией
Какое у нас сейчас время года? Какой сейчас месяц? Какая погода?
6. Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика
Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)
Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)
Весною он проснулся, (тянут руки вверх)
Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются)
-здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)
-здравствуй, белочка-сестричка!
-здравствуй, серенький волчонок!
-здравствуй, беленький зайчонок!
-и колючий брат-ежонок.
7. Проблемные ситуации.
Почему у животных шерсть разного окраса?
8. Игры по теме
«Кто чем питается?»(провести полоски от животного к еде)
Игра “Чего нет у зверей?”
На столах у детей конверты. В них животные без каких-либо частей тела
Игра в мяч “наоборот”.
(проводится на ковре)
большой – маленький
темный – светлый
трусливый – смелый
умный - глупый
сильный – слабый
злой – добрый
плотоядный – травоядный и др.
9. Предоставление права выбора центра активности
Тема «Животные севера и жарких стран»
1. Позывные для утреннего сбора.
Звон колокольчика
2. Организация круга.
на именных подушках
3. Приветствие.
Раз, два, повернитесь и животных превратитесь…
Изобразите:
- сердитого тигра;
- жирафа с большой шеей;
- веселую мартышку;
- спокойного, невозмутимого льва.
Молодцы!
Раз, два, повернитесь и в детишек превратитесь
4. Новости.
– Какое животное самое большое на земле? Кто может принести вред слону? (Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон не может ходить).
– У какого животного, как и у слона, есть два больших зуба, как они называются? Зачем моржу клыки? (Защищаться; выбираться из воды; пробивать дырки, когда плавает подо льдом; для красоты, если они очень длинные; добывает еду на дне, разрывая дно).
– В жарких странах есть животное, которое имеет очень маленького друга, что это за животное, и кто у него друг? (Бегемот дружит с птицами). Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птицу бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).
– Кто самый лучший прыгун на земле? (Кенгуру) Кто рождается у кенгуру? Как кенгуру ухаживает за кенгурёнком? (Во время прогулки, если кенгуру видит опасность, то она незаметно оставляет детеныша в траве, чтобы он сам мог спастись, а ночью, если кенгуру выжила, прибегает за кенгуренком, туда, где она его оставила)
Тема «Моё тело»
1. Позывные для утреннего сбора.
Звон колокольчика
2. Организация круга.
на именных подушках
3. Приветствие.
Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
4. Новости.
На Земле живет много людей. Все они разные. Но они имеют свое тело и этим похожи друг на друга.
Тело человека состоит из головы, туловища, двух верхних конечностей это руки и двух нижних конечностей это ноги. Какими возможностями обладает тело человека? Оно гибкое, подвижное. Человек способен управлять им.
В голове человека находится мозг. Голова соединяется с туловищем при помощи шеи. Проверим, нужна ли она нам. Сядьте прямо и запомните то, что видите. (Дети запоминают). А теперь поворачивайте голову то в одну сторону, то в другую. (дети выполняют)
Зачем нам нужна шея? (Ответы детей).Она обеспечивает голове подвижность. Верхние конечности человека—это руки. Что умеют руки? Сильные руки удерживают штангу. Умелые руки повара готовят еду. Ласковые руки быстрыми движениями гладят кошку. Нижние конечности это ноги. Основная их функция опорная (при их помощи мы стоим) и двигательная (мы ходим).
5. Обмен информацией
Какое у нас сейчас время года? Какой сейчас месяц? Какая погода?
6. Динамическая пауза. Физкультминутка.
Лучшие качели – гибкие лианы
Это с колыбели знают обезьяны.
Кто весь век качается, да, да, да!
Тот не огорчается, да, да, да!
(Стихи сопровождаются движениями)
7. Проблемные ситуации.
Почему эти животные не живут у нас в дикой природе?
8. Игры по теме
Игра «Кто лишний?»
Игра проводится с использованием картинок с изображением животных севера и жарких стран.
Игра “Зашифрованные картинки”
Надо найти картинку, где есть контуры животного Севера/Жарких стран, и назвать их.
ИГРА «Что в мешочке»
(муляжи животных)
Где живут эти животные на самом деле и почему? Предлагаю вам следующее задание. Перед вами лежат перемешенные картинки, вам необходимо вернуть одних животных на Север, а других на Юг. А поможет вам в этом обозначения солнышко и снежинка. Подумайте, как правильно нужно разложить животных, чтобы они оказались дома. (Дети выполняют задание)
9. Предоставление права выбора центра активности
5. Обмен информацией
Какое у нас сейчас время года? Какой сейчас месяц? Какая погода?
Ребята, скажите, пожалуйста, чего у человека по 2? (По 2 органа) (Ответы детей).
- Чего у человека по 1? (Ответы детей).
6. Динамическая пауза.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
Разминаем шею. Стой!
Наклонился правый бок (наклон вправо)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок (наклон влево)
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (руки вверх)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку (присели, обняли коленки).
Разминаем ножки.
7. Проблемные ситуации.
Объясните значение фразы: В чужом глазу соринку видим, а в своем бревна не замечаем.
8. Игры по теме
Игра «Чем отличаются и чем похожи».
Воспитатель предлагает рассмотреть детям картинки растений, птиц, зверей, животных. Каждый выбирает себе картинку и рассказывает, что общего у человека и того или иного представителя живой природы и какие различия (человек думает, трудится, говорит)
9. Предоставление права выбора центра активности
Тема «Игрушки»
1. Позывные для утреннего сбора.
Звон колокольчика
2. Организация круга.
на именных подушках
3. Приветствие.
Игра “Скажи как я”
Кукла-мяч-ведерко
Танк-кубик-юла
Матрешка-собачка-паровозик
Неваляшка-пирамидка-мозаика
Домино-велосипед-ракетка
Лото-погремушка-самокат
Зайчик-конструктор-солдатик
Домик-скакалка- машинка
4. Новости.
Вы очень любите играть с игрушками. А вы знаете, где и как делают игрушки? (ответы детей). Их делают люди на игрушечной фабрике. На этой фабрике есть разные цеха, в которых из различных материалов изготавливают игрушки.
5. Обмен информацией
Какое у нас сейчас время года? Какой сейчас месяц зимы? Какая погода зимой?
6. Динамическая пауза. Пальчиковая гимнастика “ИГРУШКИ”
На большом диване в ряд, (попеременно хлопают в ладоши)
Куклы Катины сидят: (стучат кулачками)
Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)
И весёлый Чиполлино,
И котёнок, и слонёнок.
Раз, два, три, четыре, пять (разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Мы игрушки сосчитать.
7. Проблемные ситуации.
Из какого материала сделана игрушка?
Как с ней можно играть?
8. Игры по теме
Игра «Собери картинку»
Две картинки разрезаны на 6 частей, дети вытягивают себе по одной части и собирают картинку.
Игра “Какая игрушка?”
Вот мяч, его делают из резины, поэтому какой мяч? (резиновый).
Пирамидку из дерева, поэтому какая пирамидка? (деревянная).
Лото из бумаги, поэтому какое лото? (бумажное).
Мишку делают из меха, поэтому какой мишка? (меховой).
Машинку из железа, поэтому она … какая (железная).
Дудочку из пластмассы, поэтому она … какая (пластмассовая).
Очень много разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А чтобы игрушка была красивой и яркой в заключение, ее отправляют в художественный цех, где люди вручную или специальные автоматы раскрашивают ее специальными красками.
9. Предоставление права выбора центра активности