Марина Королёва
Картотека утреннего круга
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Утренний круг или утренний сбор – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей часть режимного момента, проводимого в определенное время.
В зависимости от возраста детей утренний сбор длится от 10 до 15 минут.
Публикация «Картотека утреннего круга» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утреннее приветствие, утренний круг
- Темочки
Утренний круг позволяет задать тон для благоприятного и дружеского общения и устанавливает атмосферу доверия, основанную на демократических принципах на весь день. Утренний сбор строится на позиции интегративного подхода, создаёт условия для социального, эмоционального и интеллектуального развития каждого члена сообщества группы. Во время утреннего сбора развиваются навыки внимательного, уважительного слушания, высказывания своих мыслей и кооперативного взаимодействия, чувство принадлежности, которые, в свою очередь, являются основой для социальных взаимодействий в группе в течение всего дня и года.
Целью организации утреннего круга является организация свободного речевого общения детей, установление эмоционального контакта.
Основными задачами утреннего сбора являются:
• создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;
• формирование своего образа через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
• стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности;
• развитие произвольной регуляции поведения;
• развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др. ;
• формирование представлений об окружающем мире.
Сентябрь
Тема: «Школа, школьные принадлежности»
Цель: создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду, воспитывать взаимоуважение.
Приветствие: «Наша группа»
Ход: Дружба крепкая у нас, ею мы гордимся!
Вместе учимся, играем, вместе отдыхаем!
Ну, а если у кого-то приключится вдруг беда,
Огорчаться нет причины, мы поможем всем всегда!
Если радость у кого-то, вместе радуемся мы!
Потому что в нашей группе все заботливы, дружны!
Беседа: «Детский сад – мой второй дом»
Цель: обсудить с детьми смысл данного выражения. Предложить рассказать, что общего между детским садом и домом. Рассказать, кто работает в детском саду.
Краткое содержание: Вспомнить, какие помещения в детском саду для чего предназначены.
Игра: «Школьные принадлежности»
Цель: дать представление о школе, школьных принадлежностях и оборудовании; продолжать упражнять детей в развитии навыков классификации школьных принадлежностей, умении их называть; развивать память, внимание
Ход: 1-й вариант. У детей игровое поле с изображением учителя и ученика. Ведущий показывает игрокам карточки-картинки
с изображением школьных принадлежностей. Игрок берет карточку и закрывает ею часть игрового поля. Выигрывает тот, кто быстро и правильно закроет игровое поле.
2-й вариант. Игра аналогична 1-му варианту. Ведущий читает загадки, а дети отгадывают, о каком предмете идет речь. Если ответ правильный, забирают карточку у ведущего и выкладывают ее на игровое поле. Выигрывает тот, кто первым заполнит игровое поле.
Пальчиковая игра: «Наш детский сад, наша группа»
Ход: Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке
Этот пальчик – прыг в кровать! начиная с мизинца. Затем большим пальцем
Этот пальчик прикорнул. Касаться всех остальных - «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать,
В детский сад идти пора. широко расставив пальцы.)
Выбор дежурных по группе и в столовой, подготовка к завтраку, гигиенические процедуры.
Октябрь
Тема: «Фрукты»
Цель: создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду, воспитывать взаимоуважение.
Приветствие: «Давай с тобой обнимемся»
Ход:
Давай с тобой обнимемся,
И над землей поднимемся,
Тепло сердец соединим,
И станем солнышком одним!
Беседа: Фрукты и овощи
Цель: закрепить знания детей о видовом разнообразии овощей и фруктов.
Краткое содержание: Рассказать детям о пользе витаминов, и в каких фруктах и овощах, какие витамины содержаться.
Игра: «Пятый лишний»
Цель: Развитие умений классифицировать предметы по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Ход: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какой предмет лишний. Оставшиеся, предметы назовите одним словом». Каждый участник исключает лишний предмет по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Игра: «Магазин «Фрукты, овощи, ягоды»
Цель: Развитие умений детей точно описывать внешний вид (цвет, форму, вкус, место произрастания фруктов, овощей и ягод.
Ход: Дети выбирают продавца. Покупатель подходит к столу, на котором разложены муляжи. Не называя, он описывает фрукт, овощ или ягоду, которую хочет купить. Ребенок должен так описать, выбранный предмет, чтобы продавец понял, что он хочет купить. Продавец продает фрукты, овощи и ягоды (отдает муляж) только тому, кто правильно выполнил задание.
Пальчиковая игра: «Апельсин»
Ход:
Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (показывают 10 пальцев)
А он один. (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра. (загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда! («бегут» пальцами по столу)
Работа с календарем
Выбор дежурных по группе и в столовой, подготовка к завтраку, гигиенические процедуры.
Ноябрь
Тема: «Одежда, обувь»
Цель: создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду, воспитывать взаимоуважение.
Приветствие: «Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд»
Ход: Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг — берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть - приседаем,
Можем мы большими быть — встаём,
Но один никто не будет
Беседа: «Одежда»
Цель: знакомить воспитанников с видами одежды, формировать коммуникативную культуру воспитанников, развитие речи воспитанников, обогащение словарного запаса по теме "Одежда", регулятивная развитие внимания, усидчивости, самоконтроля.
Краткое содержание: Вспомнить какие виды одежды существуют, кто шьет одежду
Игра: «Один — много»
Цель: образование существительных в ед. числе
Ход: Сапоги - сапог, носки – носок, варежки – варежка, ботинки – ботинок, перчатки – перчатка, тапочки – тапочек, кроссовки – кроссовок и т. д.
Игра: «Скажи наоборот»
Цель: образование антонимов
Ход: длинная юбка -…короткая юбка, большие носки -…маленькие носки,
зимняя одежда -…летняя одежда, чистые ботинки -…грязные ботинки, и т. д. Пальчиковая игра: «Стирка»
Ход: Раз, два, три, четыре, пять – (Последовательно соединяют пальцы
Будем вещи мы стирать: одной руки с пальцами другой руки.)
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем. (Кулачки имитируют стирку.)
Работа с календарем
Выбор дежурных по группе и в столовой, подготовка к завтраку, гигиенические процедуры.
Декабрь
Тема: «Деревья»
Цель: создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду, воспитывать взаимоуважение.
Приветствие: «Давай с тобой обнимемся»
Ход: Давай с тобой обнимемся,
И над землей поднимемся,
Тепло сердец соединим,
И станем солнышком одним!
Беседа: Для чего нужны деревья
Цель: Закрепить представления о том, что деревья – живые.
Краткое содержание: Вспомнить типы деревьев, дать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья
Игра: «Найди листок».
Цель: Найти часть по целому.
Ход: Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь попробуйте найти такие же на земле»,- говорит педагог.
-«Раз, два, три — ищи! Кто нашел, быстрее ко мне».
Дети с листьями бегут к воспитателю.
Игра: «Найди дерево по описанию».
Цель: Найти предмет по описанию.
Ход: Воспитатель описывает знакомые детям деревья, выбирая из них те, которые имеют малозаметные отличительные признаки (например, ель и сосна, рябина и акация). Дети должны найти то, о чем рассказывает педагог,
Чтобы ребятам было интересно искать по описанию» можно около дерева (или на дереве, о котором говорят, что-либо спрятать.
Пальчиковая игра: «Клён»
Ход: За окном сосулька тает,
Ветер тучи рвёт в клочки. «Рвать» клочки,
Разжимает, разжимает разжимать кулачки,
Клён тугие кулачки.
Прислонился он к окошку. ладони вместе прижать к щеке
И, едва растает снег,
Мне зелёную ладошку протянуть ладошки вперед,
Клён протянет раньше всех. сжимать и разжимать кулачки
Работа с календарем
Выбор дежурных по группе и в столовой, подготовка к завтраку, гигиенические процедуры.
Январь
Тема: «Новогодние праздники»
Цель: создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду, воспитывать взаимоуважение.
Приветствие: «Здравствуй, друг!»
Ход: Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,
Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг — берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.
Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,
Можем маленькими быть - приседаем,
Можем мы большими быть — встаём,
Но один никто не будет
Беседа: Скоро праздник Новый год
Цель: Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидание праздника.
Краткое содержание: выяснить, почему детям нравится этот праздник, какие подарки они бы хотели получить от Деда Мороза
Д/игра: «Составь предложение»
Цель: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.
Ход: Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение.
На, мальчик, санках, катается.
В, снежинки, воздухе, кружатся.
Самый, зимы, февраль, месяц, холодный.
Дому, к, тропинку, метель, замела.
Принёс, детям, Дед Мороз, подарки, всем.
Мы, новогоднюю, на, ёлку, пришли.
Катя, и, украшать, Миша, ёлка, шары, разноцветный.
Пальчиковая игра: «Подарки»
Ход: Дед мороз принес подарки: «Шагают» пальчиками по столу.
Буквари, альбомы, марки, На каждое название загибают.
Кукол мишек и машины, по одному пальчику, сначала на Попугая и пингвина, правой, потом на левой руке.
Шоколадок пол мешка Делают из пальчиков правой руки
И пушистого щенка! мордочку щенка, согнуты
Гав! Гав! средний и указательный пальчики – «ушки»
Работа с календарем
Выбор дежурных по группе и в столовой, подготовка к завтраку, гигиенические процедуры.
Февраль
Тема: «Домашние птицы»
Цель: создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду, воспитывать взаимоуважение.
Приветствие: «Вместе с солнышком встаю»
Ход: Вместе с солнышком встаю, (поднимаются с колен на ноги)
Вместе с птицами пою: (поднимают руки)
- С добрым утром! С ясным днём!
Вот как славно мы поём!
Беседа: Птичий двор. Домашние птицы
Цель: закрепить знания детей о видовом разнообразии домашних птиц; учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут рядом с человеком, приносят пользу, человек о них заботится.
Краткое содержание: Вспомнить какие домашние птицы существуют, особенности их тела.
Игра: «Один — много»
Цель: Повторение существительных в единственном и множественном числе.
Ход: Показывается презентация: Гусь — гуси — много гусей, утка — утки — уток, петух — петухи — петухов, курица — куры — кур, селезень — селезни — селезней, гусенок — гусята — гусят, гусыня — гусыни — гусынь, утенок — утята — утят, индюк — индюки — индюков, индюшонок — индюшата — индюшат.
Игра: «Назови, какая птица?»
Цель: Воспитание любви и бережного отношения к домашним птицам.
Ход: Показывается презентация с фотографиями птиц: Петух — красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой.
И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу.
Пальчиковая игра: «Домашние птицы»
Ход: Во дворе стоит забор,
За забором птичий двор. (Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняем положение рук)
Тут галдеж и суета
Начинается с утра: (Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняем положение).
Кукарекают, гогочут,
Громко крякают, болбочут (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).
Гуси, утки, индюки,
Курицы и петухи. (Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших).
Работа с календарем
Выбор дежурных по группе и в столовой, подготовка к завтраку, гигиенические процедуры.
Март
Тема: «Семья
Цель: создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду, воспитывать взаимоуважение.
Приветствие: «Здравствуй, Небо!»
Ход:
Здравствуй, Солнце! (Руки поднять вверх)
Здравствуй, Земля! (Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, планета Земля! (Плавно
опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья!
(Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Беседа: Моя семья
Цель: обобщение представлений о семье и родственных отношениях.
Краткое содержание: вспомнить, какие бывают семьи, и кто чем занимается дома;
Игра: «Как зовут членов семьи»
Цель: Закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.
Ход: Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».
Игра: «Маленькие помощники»
Цель: Подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление
Ход: Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.
Пальчиковая игра: «Семья»
Ход:
Кто приехал?
Мы, мы, мы!
Мама, мама, это ты?
Да, да, да!
Папа, папа, это ты?
Да, да, да!
Братец, братец, это ты?
Да, да, да!
Ах, сестричка, это ты?
Да, да, да!
Все мы вместе, да, да, да! Пальцы обеих рук сложены вместе. Быстро хлопают кончики больших пальцев. Кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных одновременно хлопают.
Хлопают кончики больших пальцев.
Хлопают кончики указательных.
Хлопают кончики больших пальцев.
Хлопают кончики средних пальцев.
Хлопают кончики больших пальцев.
Хлопают кончики безымянных.
Хлопают кончики больших пальцев.
Хлопают кончики мизинцев.
Хлопать в ладоши.
Работа с календарем.
Выбор дежурных по группе и в столовой, подготовка к завтраку, гигиенические процедуры.
Апрель
Тема: «Транспорт»
Цель: создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду, воспитывать взаимоуважение.
Приветствие: «Вот и собрался наш круг»
Ход: Вот и собрался наш круг.
Руку дал другу друг.
Люда дала руку Леше,
А Леша дал руку Ване….
(про каждого ребенка по кругу)
Вот и собрался наш круг.
(покачать руками вместе)
Беседа: Транспорт
Цель: Закрепить представление детей о транспортных средствах. Закреплять обобщающее понятие "Транспорт".
Краткое содержание: Вспомнить виды транспорта, подвести их к обобщающему слову.
Игра: «Четвертый лишний»
Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, логического мышления, связной речи
Ход: Педагог помещает на доске четыре предметных картинки, на трех из которых изображен транспорт одного вида, а на четвертой – другого. Например, трактор, самосвал, автобус, самолет.
Игра: «Летит, плывет, едет»
Цель: развитие лексической стороны языка (расширение глагольного словаря)
Ход: Педагог раздает детям картинки, предлагает рассмотреть и назвать их, а потом подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Что делает?» к каждой картинке
Пальчиковая игра: «Машина»
Ход: По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)
По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)
По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)
Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)
Работа с календарем
Выбор дежурных по группе и в столовой, подготовка к завтраку, гигиенические процедуры.
Май
Тема: «День Победы»
Цель: создать эмоционально-комфортную атмосферу для пребывания в детском саду, воспитывать взаимоуважение.
Приветствие: «Вот и собрался наш круг»
Ход: Вот и собрался наш круг.
Руку дал другу друг.
Люда дала руку Леше,
А Леша дал руку Ване….
(про каждого ребенка по кругу)
Вот и собрался наш круг.
(покачать руками вместе)
Беседа: День Победы
Цель: Закрепить знания детей о ВОВ. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать гордость, патриотизм, чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
Краткое содержание: Рассказать об истории войны, послушать военные песни
Игра: «Кто служит в армии»
Цель: Закрепление знаний о военных профессиях. Развитие умения соотносить предмет с нужной профессией.
Ход: Воспитатель кидает мяч детям и называет атрибут военной профессии. Дети кидают мяч педагогу обратно и называют соответствующую профессию. Например: самолет-летчик, танк-танкист и т. д.
Игра: «Отгадай»
Цель: Закрепление знаний о военной технике. Учить детей собирать из частей целое. Развитие логического мышления.
Ход: Ребенок должен отгадать предмет по названию его частей. Например:
кабина, колеса, руль, фары (машина)
Кабина, шасси, иллюминатор, крылья (самолет) и др.
Пальчиковая игра: «На параде»
Ход: Как солдаты на параде, Сжимаем, разжимаем кулачки.
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой — раз, левой — раз, Хлопки в ладоши.
Все захлопали в ладошки —
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей!
Работа с календарем
Выбор дежурных по группе и в столовой, подготовка к завтраку, гигиенические процедуры.