Этери Эжишвили
Картотека упражнений для релаксации с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Семена»
Цель: учить детей релаксации по контрасту с напряжением.
Ход:
Я превращаю вас в семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на ковер. Полил дождик, ожили растения, потянулись к солнышку. На грядке выросли замечательные овощи!
«Дубы и березы»
Цель: учить детей релаксации по контрасту с напряжением.
Ход:
Публикация «Картотека упражнений для релаксации с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол. Сожмите кулаки. Сильный ветер раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «Ы-ы-ы».
А сейчас превратитесь в березы. Березу раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите руки, покачайте ими. Березы поют высоким голосом: «Ы-ы-ы».
«Птицы»
Цель: учить детей расслаблению по представлению.
Ход:
Дети стоят по кругу.
Мы – птицы. Мы парим в воздухе плавно, спокойно. Птицы медленно кружат, парят над землей, купаются в лучах солнца. Нам легко, радостно, свободно. А теперь птицы опускаются на землю.
«Куклы»
Цель: учить детей релаксации по контрасту с напряжением.
Ход:
Выполняется лежа на полу.
- «Петрушка»: все тело мягкое, расслабленное (15 - 20 с)
- «Буратино»: все тело напряженное, твердое (10 - 15 с)
«Снежная перинка»
Цель: учить детей расслаблению по представлению.
Ход:
Ложитесь на спинки, руки свободно положите вдоль тела ладошками вверх, ноги расслабьте.
Тихо падают снежинки,
Легкий ветер гонит их.
То построит хороводы,
То, как в вальсе, закружит.
Ветер стих, снежинки плавно
Ниже опускаются.
Собрались в комок пушистый,
На ветру качаются.
Лишь земли коснулась вата,
И снежинки разлетелись.
По замерзшему асфальту
Закружил, понес их ветер.
Кувыркаются снежинки,
Поворачивают спинки,
Веселятся и резвятся,
Землю всю покрыть стремятся.
«Снеговик»
Цель: учить детей релаксации по контрасту с напряжением.
Ход:
Представьте, что вы снеговик. Снеговик стоит на крепких ногах (Напряжение). Светит солнце, припекает. Снеговик чувствует, что тает. Сначала голова, потом одна рука, потом другая. Постепенно начинает таять туловище. Снеговик превращается в лужу.
«Озорные щечки»
Цель: учить детей расслаблять мышцы лица.
Ход:
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
«Рот на замочке»
Цель: учить детей расслаблять мышцы лица по контрасту с напряжением.
Ход:
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
«Любопытная Варвара»
Цель: учить детей расслаблять мышцы шеи по контрасту с напряжением.
Ход:
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!
«Лимон»
Цель: учить детей расслаблять мышцы рук по контрасту с напряжением.
Ход:
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой.
«Палуба»
Цель: учить детей расслаблять мышцы ног по контрасту с напряжением.
Ход:
Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
«Снежная баба»
Цель: учить детей постепенно расслаблять тело по представлению.
Ход:
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
«Замедленное движение»
Цель: учить детей расслаблять мышцы тела по представлению.
Ход:
Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно – расслабление приятно!
«Африка»
Цель: учить детей расслаблять мышцы тела по представлению.
Ход:
Закройте глаза и представьте себе Африку. Пустыня… лето дышит жарой. Ни воды, ни деревьев. Это Африка. А рядом стена тропического леса. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Слышится рев хищников. Это тоже Африка.
«Самолет летит, самолет отдыхает»
Цель: учить детей расслаблять мышцы рук по контрасту с напряжением.
Ход:
Дети поднимают руки, будто это крылья самолета, напрягают их. Затем опускают руки вниз расслабленными – самолет прилетел, крылья устали и хотят отдохнуть.
Литература
1. Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М., 1973.
2. Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Как помочь заикающимся школьникам. – М., 1995.
3. Формирование коммуникативных навыков у детей 3 – 7 лет/ сост. Ю. В. Полякевич, Г. Н. Осинина. – Волгоград, 2014.