Ирина Чернышова
Картотека подвижных и спортивных игр и упражнений на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
И УПРАЖНЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ
Физическое образование ребенка есть база для всего остального.
Без правильного применения гигиены в развитии ребенка,
без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда
не получим здорового поколения.
Анатолий Васильевич Луначарский
Подвижные игры с бегом и ходьбой
(II младшая группа)
«Бегите ко мне» (флажку, игрушке)
Публикация «Картотека подвижных и спортивных игр и упражнений на прогулке» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подвижные игры для детей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Дети стайкой бегут в указанном направлении на расстоянии до 10м.
Правила: каждый бежит в своем темпе, но при этом сохраняя общее направление бега, не наталкиваясь на бегущих рядом.
«Трамвай»
Дети стоят друг за другом. Одной рукой держаться за шнур с колокольчиком на конце. Ребенок, стоящий последним, дает звонок, трамвай трогается. Вначале роль вожатого выполняет воспитатель, позднее первым можно поставить кого-нибудь из детей.
Правила: двигаться по сигналу дружно, не отставать.
Варианты: сделать 2-3 трамвая, которые могут двигаться по очереди; на пути трамвая поставить какое-либо препятствие: доску (мостик) – дети проходят по доске.
«Мыши и кот»
Дети – мыши на одной стороне площадке, кот – воспитатель – на другой. Кот засыпает, мыши бегают по площадке. Кот просыпается, мяукает и начинает ловить мышей. Они убегают. Когда игра усвоена, роль кота выполняет ребенок.
Усложнение: мыши подлезают под натянутой веревкой.
«Птички в гнездышках»
С одной стороны площадки разложены обручи по количеству детей. Каждый ребенок – птичка занимает гнездышко – обруч. По сигналу воспитателя птичка разлетаются по площадке. По другому сигналу летят на места (в любой свободный обруч).
Усложнение: разложить большие обручи, в которые встают по3-4 детей.
«Поезд»
Дети стоят в 3-4 колонны на одной стороне площадке. Первый стоящий в колонне – паровоз, остальные – вагоны. Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться колоннами по всей площадке сначала медленно, затем быстрее и переходят на бег. «Поезда приехали к станции», говорит воспитатель. Дети замедляют темп и свободно расходятся. Воспитатель вновь дает гудок, движение поездов возобновляется.
«Пузырь»
Цель: научить детей становиться в круг, делать то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Описание. Дети берутся за руки и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, оставайся такой да не лопайся». Игроки отходят назад и держаться за руки до тех пор пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Дети приседают на корточки, говоря «Хлоп!» Можно после слов двигаться к центру круга произносят «Ш-Ш-Ш».
«Лохматый пес»
Цель: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаться.
Описание. Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок на другой стороне зала изображает пса. Дети тихо подходят к нему, а воспитатель произносит:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, нетто спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим: «Что будет?»
Дети подходят к псу. Как только воспитатель произносит слова, пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес старается поймать и увести к себе. Когда все спрячутся, пес возвращается на свое место.
Указания по проведению. Следить за тем, чтобы дети не трогали пса и не толкались, убегая от него.
«Не опаздывай»
Цель: учить детей ориентироваться по звуку; приучать действовать по сигналу, двигаться не наталкиваясь друг на друга; учить находить определенный предмет.
Описание. Воспитатель раскладывает по полу по кругу кубики (кольца, погремушки). Дети становятся у кубиков. По сигналу они разбегаются по всей комнате, по сигналу «Не опаздывай» бегут к кубикам.
Указания по проведению. Сначала дети могут подбегать к любому кубику, постепенно привыкают занимать свое место. Можно изменять бег (высоко поднимая колени, на носках)
«Найди свой цвет»
Воспитатель раздает детям флажки трех – четырех цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты, возле флагов определенных цветов. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся по площадке в разные стороны. По сигналу «Найди свой цвет», дети собираются у флага соответствующего цвета.
Указания по проведению. Вместо флажков детям можно дать фишки разного цвета, по которым они будут находить флаг. Следить за тем, чтобы дети бегали по всему залу.
«Птичка и птенчики»
Дети делятся на группы по 5-6 человек. У каждой свой домик – гнездышко (обозначенный круг). Дети сидят на корточках, изображают птенчиков в гнездышках, воспитатель – птичку. По словам «полетели - полетаем» птенчики вылетают из гнезда и стараются улететь подальше от гнезда. По словам «полетели, домой» возвращаются в свои гнездышки.
Указания по проведению. Следить, чтобы дети действовали по сигналу, нельзя залетать в чужое гнездышко, улетать дальше от дома.
«Пилоты»
Дети разделены на 3-4 звена, стоя в колоне друг за другом за командиром звена. Звенья расположены в разных местах площадки, отмеченных цветными флажками, - это аэродромы. По сигналу «Пилоты, готовьте самолеты к полету!» дети разбегаются в разных направлениях, останавливаются около своих самолетов, наливают бензин (наклоняются, заводят мотор и расправляют крылья (руки в стороны) и летят (разбегаются по площадке). По сигналу «На посадку» командиры собирают свои звенья (дети на бегу строятся в звенья) и ведут их на посадку на аэродромы. Выигрывает звено, которое первым приземлиться.
Указания. Воспитатель незаметно меняет флажки. Командиры должны правильно посадить звенья.
Подвижные игры с прыжками
(II младшая группа)
Цель: продолжать учить детей подпрыгивать на двух ногах, спрыгивать с невысоких предметов, мягко приземляться, сгибая ноги в коленях; совершенствовать навыки перепрыгивания, подводя детей постепенно к выполнению прыжков в длину с места.
«По ровненькой дорожке»
Дети свободно группируются или стоят в колону и идут гулять. Воспитатель ритмично произносит следующий текст: По ровненькой дорожке
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз – два, раз – два,
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам,
В ямку – бух!
При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. «По камешкам», - прыгают на двух ногах, «В ямку – бух!» - присели на корточки. «Вылезли из ямы» - дети поднимаются. Слова повторяются заново. После нескольких повторений произносит другой текст.
По ровненькой дорожке, (2 раза)
Устали наши ножки. (2 раза)
Вот наш дом –
Здесь мы живем.
После слов дети бегут в дом (заранее обговаривают, где находиться дом)
Указания по проведению. Движения можно разнообразить, удлинить или укоротить задание, повторяя стих большее или меньшее число раз.
«С кочки на кочку»
На земле чертят 2 линии- 2 берега, между которыми болото (расстояние между линиями 30м). Игроки распределяются парами на одном и другом берегу. На «болоте» чертятся «кочки» (можно использовать обручи)- на разном расстоянии друг от друга. Двое детей по сигналу прыгают с кочки на кочку, стараясь перебраться на берег. Тот кто оступился, остается в болоте. Выходит следующая пара. Когда все выполнят задание, воспитатель назначает, кому выводить детей из болота. Тот подает увязшему руку и показывает прыжками путь из болота.
Правила: прыгать можно толчком одной или на двух ног, выбирая маршрут по желанию; нельзя становиться ногами между кочками; тот кто нарушил, остается в болоте, пока его не выручат; выручать можно только после того, как все переправятся на берег.
«Через ручеек»
На площадке выкладывают из палок, камешков, шишек ручеек. В лесу можно использовать узкую тропинку (шириной 20-30см). дети встают к ручейку и по сигналу «прыг» перепрыгивают его, отталкиваясь двумя ногами, расходятся по площадке; по сигналу «домой» снова перепрыгивают. Если все дети сразу справились с заданием, воспитатель делает ручеек пошире, говоря: «Много воды в ручейке, стал он широкий».
Правила: отталкиваться одновременно двумя ногами, приземляться мягко на две ноги; кто оступился, остается в ручейке.
Усложнение: сделать еще один широкий ручеек (40-50см) для тех кто справился с предыдущим заданием.
«Лягушки»
Игроки лягушки. Они выполняют движения в соответствии с текстом.
Вот лягушки по дорожке прыгают вперед на двух ногах
Скачут, вытянувши ножки.
Ква-ква-ква, Ква-ква-ква,
Скачут, вытянувши ножки.
Вот из лужицы на кочку, влезают на бревна, пеньки, скамейки
Да за мушкою вприскочку
Ква-ква-ква, Ква-ква-ква,
Да за мушкою вприскочку.
Есть им больше неохота, спрыгивают вниз
Прыг опять в свое болото.
Правила: выполнять прыжки, отталкиваясь одновременно двумя ногами; спрыгивать мягко; уметь занять свободное место на бревне.
«Воробушки и кот»
Цель: учить детей спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываясь от ловящего, быстро убегать, находить свое место; не толкаться.
Описание. Дети становятся на невысокие скамейки, положенные на пол в одной стороне площадки. В другой стороне сидит кот и спит. «Воробушки вылетают на дорогу», - говорит воспитатель, дети спрыгивают и разлетаются в разные стороны. Кот просыпается, потягивается, произносит «мяу» и бежит ловить воробушков. Пойманных воробушков кот отводит к себе домой.
Указания по проведению. Скамейки ставить так, чтобы детям удобно было спрыгивать. Следить, чтобы дети спрыгивая, приземлялись мягко. Когда в роли кота воспитатель, кот не ловит воробушков, а только пугает.
«Поймай комара»
Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру круга. Воспитатель в центре, в руках у него прут длиной 1-1,5м с привязанным на шнуре комаром из бумаги. Воспитатель крутит шнур выше голов игроков – комар пролетает над головой; дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Кто поймал комара, говорит: «Я поймал».
Указания по проведению. Следить, чтобы дети не уменьшали круг при подпрыгивании. Вращая прут, воспитатель то опускает, то поднимает его на высоту, чтобы дети могли достать комара.
Подвижные игры с бросанием и ловлей мяча
(II младшая группа)
Цель: совершенствовать умения действовать с предметами; развивать умение прокатывать мяч и бросать их в определенном направлении двумя руками и одной; учить попадать в цель, развивать глазомер, координацию движений, ловкость.
«Кто дальше бросит мячик»
5-6 детей стоят на одной стороне площадке за линией или веревкой. У каждого – по четыре мяча или мешочка с песком. По сигналу дети бросают по 2 раза правой и левой рукой, затем бегут к мячам, поднимают их и возвращаются обратно.
Правила: бросать обязательно одной и другой рукой; бежать за мячами по сигналу.
«Лови - бросай»
Дети стоят по кругу, воспитатель в центре. Он перебрасывает мяч детям и ловит от них, говоря: «Лови, бросай, упасть не давай!». Расстояние постепенно увеличивается с 1 до 2м.
Правила: ловить мяч не прижимая к груди; бросать точно воспитателю в руки двумя руками.
«Попади в круг»
Дети стоят по кругу на расстоянии 2-3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга (из веревки) диаметром 1-1,5м. В руках у детей мешочки с песком или другие предметы для метания. По сигналу они бросают в круг правой и левой рукой, по другому сигналу бегут их из круга. Воспитатель отмечает тех, кто сумел попасть.
Правила: бросать и брать только по сигналу; стараться попасть в обруч; бросать одной, при повторении другой рукой.
«Подбрось повыше»
Воспитатель раздает детям мячи диаметром 12-15см и предлагает детям поиграть с ними, бросая вверх и стараясь поймать после броска.
Правила: бросать сначала невысоко, чтобы суметь поймать; ловить мяч кистями, не прижимая к груди; если мяч упал, его можно поднять и продолжить упражнение.
«Сбей кеглю»
Игроки встают за линию, 2-3м от которой напротив каждого поставлены кегли или булавы. В руках у детей мячи. По сигналу они прокатывают мячи по направлению к кеглям, стараясь сбить их. По другому сигналу идут за мячами, поднимают упавшие кегли и катят еще раз. Подсчитывается, кто больше сбил кеглей.
Правила: большой мяч катить 2 руками, маленький – 1, чередуя движение правой и левой рукой.
«Подбрось - поймай»
Игроки делятся на пары, у каждой пары мяч. Один подбрасывает и ловит мяч, второй считает, сколько раз поймал мяч. По сигналу меняются ролями: кто считал - бросает, кто бросал - считает.
Правила: бросать так чтобы поймать; ловить, не прижимая к груди; соблюдать смену ролей.
«Береги предмет»
Описание. Дети становятся в круг. У ног каждого лежит кубик (погремушка). Воспитатель в кругу, он старается взять предмет то у одного, то у другого. Игрок, к которому приближается воспитатель, приседает, закрывает кубик руками и не дает дотронуться. Как только он отходит, ребенок встает, оставляя кубик на месте.
Указания по проведению. Сначала воспитатель не берет кубик, а делает вид. Затем при повторе он может взять кубик у игрока не успевшего его закрыть. Этот ребенок временно не участвует в игре. Когда водящему удается забрать у 2-3 игроков, он возвращает их
Игры с ползанием и лазанием
(II младшая группа)
Цель: учить детей ползать разными способами, перелезать через препятствие, проползать, не задевая препятствие, лазанье по вертикальной лестнице, развивать координацию движений, ловкость.
«Мыши в кладовой»
Дети – мышки - находятся на одной стороне площадки – это их дом. Посередине площадки – несколько дуг (высота -40см, лестница, поставленная на ребро, или натянутая веревка, за ней кладовая. В стороне кошка (ребенок). По сигналу «кошка спит» мыши бегут в кладовую, подползая под дуги и веревку, пролезая между перекладинами лестницы. В кладовой ищут крошки, бегают, присаживаются. По сигналу «кошка проснулась» убегают из кладовой.
Правила: подползать, не задевая дугу или веревку; убегать по сигналу.
«Кролики»
Дети – кролики. По трое – четверо они встают в круг, нарисованный на земле (в большой обруч, - это клетка. Перед каждой клеткой обруч на подставке. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов – они пролезают в обруч или под натянутой веревкой, встают и прыгают, на сигнал «кролики в клетки» возвращаются, пролезая в обруч. Сидят в клетках до тех пор, пока сторож не выпустит погулять.
Правила: кролики вылезают только тогда, когда к ним подходит воспитатель; пролезая в обруч, должны уступать друг другу, не толкаться. Вернуться в свою клетку.
«Наседка и цыплята»
Дети цыплята, воспитатель наседка. Цыплята находятся в доме (место, огороженное веревкой). В стороне живет воображаемая большая птица. Наседка подлезает под веревку, она зовет цыплят: «Ко-ко-ко». По её зову цыплята подлезают под веревку бегут к наседке и вместе с ней гуляют, ищут корм. По словам «Большая птица летит!» все цыплята быстро прячутся в доме. Повторить 3-4 раза.
Указания по проведению. Когда цыплята возвращаются домой, воспитатель может приподнять веревку выше, чтобы дети не задели. Роль наседки могут выполнять дети.
«Котята и ребята»
Подгруппа детей изображает котят, остальные их хозяева (у каждого 1-2 кота). Котята на заборчике, на 2-3 перекладинах лесенки. Хозяева сидят на скамейке. «Кому молока», - говорит воспитатель, подходит к хозяевам и делает вид что наливает молоко. Котята мяукают и просят молока. Хозяева выходят на площадку и зовут «Кис - кис». Котята слезают с заборчика и бегут пить молоко. Ребята говорят: «Мохнатенький, усатенький, есть начнет, песенки поет». С последним словом котята убегают, ребята их ловят. Кто поймал котенка, меняются ролями.
Правила: по сигналу влезать и слезать любым способом; убегать после слова «поет»; ловить до обозначенной черты.
«Проползи – не задень»
Дети располагаются в одной стороне зала. На расстоянии 3-4м от них ставят стулья, на сиденья которых положены гимнастические палки. Двое или трое детей должны проползти под полками, стараясь не задеть их, доползти до скамейке, на которой лежат флажки, встать, взять флажки и помахать ими, затем бегом ввернуться обратно.
Указания по проведению. Можно увеличить расстояние для ползания, по усмотрению положить палки выше или ниже. Следить за тем, чтобы дети, проползая, не задели палки.
Игры на ориентировку в пространстве
(II младшая группа)
Цель: учить детей ориентироваться на местности, в зале, выполнять задания четко по инструкции, слышать сигнал.
«Угадай, кто кричит»
Дети становятся в круг спиной к центру. Воспитатель стоит в кругу. Он назначает водящего, который тоже становится в середину круга и подражает крику какого – либо домашнего животного или птицы. После того дети поворачиваются в круг. Тот, кому предложит воспитатель, отгадывает, кто кричал. Назначается новый водящий. Игра повторяется 5-6 раз.
Указания по проведению. Если игрок не знает, кому подражать воспитатель помогает ему, подсказывает.
«Найди, что спрятано?»
Дети стоят вдоль стены комнаты. Воспитатель показывает флажок и говорит, что спрячет его. Дети поворачиваются лицом к стене. Воспитатель прячет флажок и говорит: «Пора». Дети ищут спрятанный флажок. Кто первый найдет, тот прячет его при повторении игры. Игра повторяется 3-4 раза.
Указания по проведению. Если игроки не могут долго найти воспитатель подходит к месту, где он спрятан, и предлагает поискать там. Когда ребенок прячет, ему надо помочь подыскать место.
«Иди тихо»
Воспитатель стоит у входа из зала с закрытыми глазами. Дети один за другим в колонне стараются тихо, на цыпочках пройти мимо него. Если кто-то идет не достаточно тихо, воспитатель прикасается к нему рукой. Ребенок становиться в сторону и проходит после всех еще раз. Последний в колонне тихо говорит воспитателю: «Все ушли». Воспитатель открывает глаза.
Указания по проведению. Мимо воспитателя можно не только проходить, но и тихо пробегать.
«Найди, свой домик»
С помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая становится у определенного места (дерева).
Это их домики. По сигналу дети разбегаются по полю в разные стороны. Затем по сигналу: «Найди свой домик!» - дети должны собраться у своих домиков.
Указания по проведению. Игра может проводиться на площадке. Игру можно назвать «Найди свое дерево».