Мария Пронина (Береда)
Картотека словесных пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
1. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Цель: разучивание потешки с помощью поочередного разгибания пальцев, сжатых в
кулак.
Ход игры:
Этот пальчик – дедушка, (Поочередное разгибание сжатых
Этот пальчик – бабушка, в кулак пальцев, начиная с большого)
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья! (Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев
одновременно)
2. Пальчиковая гимнастика «По грибы»
Публикация «Картотека словесных пальчиковых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Словесные игры
- Темочки
Цель: учить детей движениям пальцев в соответствии словам.
Ход игры:
Раз, два, три, четыре, пять. (попеременно разгибаем пальцы,
начиная с мизинца)
Мы грибы идем искать. (сжимаем кулак, большой
палец внизу)
Этот гриб под кроватью.
Этот гриб под диваном.
(разгибаем мизинец)
(безымянный)
Этот гриб под столом. (средний)
Этот гриб за углом. (указательный)
Этот гриб стал у стенки, (большой палец)
У него дрожат коленки.
Октябрь.
1. Пальчиковая игра «Дружба»
Цель: учить детей одновременному и поочередному касанию пальцев обеих рук.
Ход игры:
Дружат в нашем садике (пальцы обеих рук соединяем ритмично в замок)
Девочки и мальчики.
Дружат в нашем садике (пальцы обеих рук соединяем ритмично в замок)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (ритмичное касание пальцев обеих рук)
Маленькие пальчики.
Пять, четыре, три, два, раз, (поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Мы подружимся сейчас! (руки вниз, встряхиваем кистями)
2. Пальчиковая игра «Капуста»
Цель: учить детей движениям пальцев в соответствии словам, развивать память детей
при помощи художественного слова:
Ход игры:
Мы капусту рубим – рубим, (Движения прямыми ладонями вверх – вниз)
Мы капусту солим – солим, (Пальцы сложить в щепотку. Посолить)
Мы капусту трем – трем, (Потереть кулак о кулак)
Мы капусту руби – рубим, (Движения прямыми ладонями вверх – вниз)
Мы капусту солим – солим, (Пальцы сложить в щепотку. Посолить)
Мы капусту трем – трем, (Потереть кулак о кулак)
Мы капусту жмем – жмем, (Сжимать и разжимать кулаки)
А потом (Поднести, сложенные в щепотку руки, ко рту)
Мы капусту в рот кладем.
Ам!
Ноябрь.
1. Самомассаж «Шел медведь к себе домой»
Цель: при чтении стихотворения прижимать указательным пальцем по очереди
каждый ноготь к столу, учить детей делать массаж пальчиков.
Ход игры: На каждую строчку вместе с ребенком воспитатель нажимает на один
палец:
Раз морозною зимой
По дороге по прямой
Шел медведь к себе домой
Подкосились его ноги,
И упал он на дороге.
Другая рука:
Теперь думает медведь:
«Плохо ел я свой обед
И лежу теперь без сил,
Потому что мало сил
Я на зиму накопил».
2. Пальчиковая гимнастика «Фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)
Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)
В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)
Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)
Декабрь.
1. Пальчиковая игра «Холодно»
Цель: продолжать учить выполнять самомассаж рук и пальцев, выполнять движения в
соответствии словам.
Наши пальцы сжались тесно. (дети сжимают левую руку в кулак)
Что такое? Интересно!
Видно им прохладно стало, (правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают)
Их укроем одеялом. (затем меняют руки, потом опускают руки и слегка трясут ими)
2. Пальчиковая гимнастика «Зима»
Цель:развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Снег ложится на дома (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)
Улицы и крыши. (Руки «домиком».)
Тихо к нам идёт зима (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Мы её не слышим (Рука за ухом.)
Январь
1. «Тили – бом» пальчиковая гимнастика.
Цель: Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии со словам.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение «Кошкин дом» с показом пальчиковой гимнастики.
Тили – бом, тили – бом,
(хлопки руками на последнем слове удар по коленкам)
Загорелся Кошкин дом.
(движение всеми пальцами, показываем ушки, крышу над головой)
Кошка выскочила,
(ножки побежали на месте)
Глаза выпучила.
(ручки в трубочку перед глазами, на слове «выпучила», ладони раскрываются)
Бежит курица с ведром,
(пальчики побежали по коленочкам)
Заливает Кошкин дом.
(имитируем брызги, затем показываем ушки и крышу над головой)
2. «Подари котику нос, рот…»
Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне; активизация словаря: «котик», «умывается», «носик», «ротик»», «ухо».
Оборудование: мозаика, наборное полотно, образец для выкладывания, картинка с
изображением кота.
Ход игры: воспитатель показывает деткам картинку с изображением котика и читает стихотворение:
Котик лапкой умывается,
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик,
Вымыл ротик,
Вымыл ухо,
Вытер сухо.
Дети вместе с воспитателем рассматривают картинку и отмечают, где у котика уши,где ротик, где носик и отмечают для чего нужны глаза (смотреть, рот (говорить, есть, петь, пить, нос (дышать). Затем воспитатель ставит перед ребенком мисочку с мозаикой и выложенную на полотне мордочку кота без носа и рта и просит выложить недостающие части мозаики.
Февраль
1. «Зимняя прогулка»
Цель: Развитие умения выполнять действия пальчиками (загибать пальчики на правой и левой руке в соответствии с текстом); развитие координации движений; активизация словаря.
Оборудование: изображение мальчика в зимней одежде.
Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку и спрашивает почему мальчик на картинке так тепло одет (потому что на улице холодно. «Правильно, я вам расскажу, как мы с вами собираемся на прогулку, и какие теплые вещи мы одеваем. Слушайте внимательно и делайте все вместе со мной».
Очень холодно зимой,
Но мы пойдем гулять с тобой.
Я надену шубку,
Я надену шапку,
Я надену шарфик
И еще платок,
А потом красивые,
Теплые, пушистые,
Крошки-рукавички
На ручки натяну. (Загибаем указательным пальцем правой руки все остальные пальцы левой руки по очереди)
2. Пальчиковая гимнастика «Зима»
Цель:развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Снег ложится на дома (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)
Улицы и крыши. (Руки «домиком».)
Тихо к нам идёт зима (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Мы её не слышим (Рука за ухом.)
Март
1. «Этот пальчик хочет спать…»
Цель: Продолжать развивать у детей умение загибать пальчики в порядке очередности, выполнять действия в соответствии с текстом потешки.
Оборудование: перчатка с изображениями лиц на пальцах.
Ход игры: во время игры развивается активная речь ребенка, при многократном
повторении игры ребенок запоминает стишок и может сам его рассказать,
сопровождая пальчиковой игрой.
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит.
Тише, детки, не шумите,
Пальчики не разбудите.
2. Пальчиковая гимнастика «Части тела»
Цель:развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
У меня есть голова (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)
Грудь, живот, а там – спина,
Ножки – чтобы поскакать,
Ручки – чтобы поиграть.
Апрель
Пальчиковая гимнастика «Пришла весна»
Цель: Развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса
детей; развитие воображения.
Оборудование: весенний пейзаж.
Ход игры: воспитатель показывает ребенку картинку, дети рассматривают ее.
Воспитатель вместе с детьми выделяет признаки весны – тает снег, сосульки; бегут ручьи, прилетели перелетные птицы. Чтение потешки, одновременно выполняем гимнастику для пальцев на правой руке и производя с ними действия по тексту, а затем на левой.
Весна пришла красная, (вращайте кисти рук)
Пришла весна ясная.
Птицы громко поют, (соединяйте и разъединяйте указательные пальцы со средними
– «птицы открывают и закрывают клюв»)
Людям спать не дают.
Пчелы гудят
В поле летят. (помашите кистями рук)
С поля идут, (указательный и средний пальцы сначала правой, а затем левой руки «идут» по столу или по коленкам)
Медок несут.
2. Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы и их детёныши»
Цель:развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук
Есть у курицы цыплёнок (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши –(Перебирают пальцы по очереди.) Все красивы, хороши.
Май
1. Пальчиковая гимнастика «Весна»
Цель:развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)
Капают капели.
Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)
И ручьём стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)
2. Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Цель:развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мы пошли гулять на луг(«Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)
А по лугу ползал жук!(Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)
Лето
1. Пальчиковая гимнастика «Лето»
Цель:развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Солнцем ласковым согрето(«Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
За весной приходит лето.
Будем в озере нырять(«Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)
И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)
2. Пальчиковая гимнастика «Цветы»
Цель:развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Ромашки белые цветки – (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)
Как пальцы маленькой руки.
И вот слетаются жуки (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)
Считать ромашки лепестки.