Ирина Иванова
Картотека словесных дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения
Тема: словесные игры природоведческого характера
Продолжи предложение:
Задачи: Выявить умение детей строить сложное предложение по предложенной схеме, чтобы не нарушился смысл предложения.
Описание:
1. Скоро прейдет зима – значит…
2. Наступает Новый год, будет…
3. Мы обрадовались когда…
Измени по образцу:
Задачи: определить уровень умения детей из имени существительного преобразовать в имя прилагательное, опираясь на алгоритм.
Описание:
Ночи в январе – январские ночи
В декабре- …
В ноябре-…
Лед – ледяной
Публикация «Картотека словесных дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Словесные игры
- Темочки
Ночь – ночной
Снег - снежный
Север – северный
Вставь пропущенное слово :
Задачи: определить уровень усвоенного материала о животных по признаку
Описание:
1. На голове у …. Растут красивые рога
2. Полярная … ведет ночной образ жизни.
Скажи наоборот:
Задачи: выявить умения детей пользоваться словами и их антиподами. Расширение и владение словарем.
Описание:
1. Злой - добрый
2. Север –
3. Тонкий лед – лед толстый
4. Быстрый –
Игры и упражнения
Тема: словесные игры – профессии.
Назови ласково:
Задачи: расширять словарный запас, учить преобразовывать слова, называя их ласково-уменьшительно.
Описание:
Гвоздь, лопата, сверло, молоток, гайка, доска, крышка.
Вставь пропущенное слово :
Задачи: учить подбирать соответствующее слово для образования предложения. Закрепить знания детей о словах означающих действия. Учить ставить вопрос – что делает?
Описание:
Маляр…кистью.
Хирург… операцию.
Продавец… еду.
Какое слово не подходит?
Задачи: учить анализировать значения слов, их использование, преобразовывать, группировать.
Описание:
Учит, учитель, учет, учительская.
Груз, грузить, трусить, грузчик.
Час, часть, часовщик, часовой.
Измени по образцу:
Задачи:
Учить пользоваться вместо перечисления (еще один молоток и еще один молоток) ставить вопрос много чего? Менять окончания анализировать окончания в единственном и множественном числах.
Описание:
Молоток - много молотков
Гвоздь –
Ножницы –
Ключ –
Нож –
Лопата –
Телега –
Гайка –
Топор –
Игры и упражнения
Тема: словесные игры по разделу : социальных отношений.
«Назови отчество» Мужчины, женщины:
Задачи:
Учить называть полное имя, образовывать отчество, выделять мужской и женский пол – присваивая окончания соответственно «ич» - мужской, «вна» - женский.
Описание:
1. Александр – Александрович, Александровна
2. Андрей
3. Леонид
4. Иван
5. Степан
6. Игорь
7. Семен
8. Паша
9. Дмитрий
Кто лишний?
Задачи: Закрепить понятие – признак может группировать либо вычленять лишнее. Учить анализировать, развивать устойчивое внимание.
Описание:
Дедушка, папа, водитель, отец, Коля, Саша, Даша, Петя.
Иванов, Петров, Сидоров, мама, бабушка, брат, сестра.
Назови по образцу.
Задачи: Закрепить умение преобразовать слова в зависимости от единственного или множественного числа, анализировать различия и сходства в окончаниях.
Описание:
Бабушка – бабушки
Сын – сыновья
Дочь – дочери
Дедушка – дедушки
Брат – братья
Сестра – сестры
Игры и упражнения
Тема: словесные игры по разделу : домашние животные.
Назови детенышей.
Задачи: Закрепить знание детей о домашних животных, о их детенышах. Развивать память.
Описание:
У гусыни -…
утки - ….
индюшки -.
собаки - …
лошади - …
свиньи -….
крольчихи - …
Назови «Маму» и «Папу»
Задачи: Учить сопоставлять по однокоренным словам (индюк - индюшонок, а так же расширять словарный запас (собака - щенок) развивать наблюдательность, память.
Описание:
Теленка, жеребенка, щенка, котенка, цыпленка, индюшонка, гусенка, утенка…
Кто чем питается?
Задачи: Расширить знания детей о домашних животных, учить анализировать – где живет, что растет, кто кормит или где находит пищу.
Описание:
Зерно? (лошадь, курица)
Сено? Овощи? Мясо?
Ответь, кто может быть?
Задачи: Учить детей по признакам делать умозаключения, группировать животных по характеру, развивать наблюдательность, память.
Описание:
Бодливым, рогатым, упрямым, пушистым, гладким, свирепым, неуклюжим, прожорливым?
Что общего и чем отличаются?
Задачи: Учить определять признаки по внешнему виду, домашние – дикие, по величине, среде обитания.
Описание:
Собака – волк, корова – коза, курица – утки?
Игры и упражнения
Тема: словесные игры по разделу : животные разных стран.
Назови детенышей.
Задачи: Учить образовывать слова, с помощью суффиксов и окончаний, называть уменьшительные слова.
Описание:
Жирафа, черепахи, кенгуру, льва, верблюда.
Назови словечко.
Задачи: Учить использовать свои знания и одному признаку определять животного или зверя.
Описание:
Пятнистый, сумчатый, травоядный, земноводный, хищный.
Что лишнее?
Задачи: Учить анализировать, группировать по общему признаку (вид деятельности, месту обитания)
Описание:
Зебра, носорог, лось, крокодил?
Лазать, прыгать, бегать, рисовать?
Зебра. Жираф, крокодил?
Угадай по признаку.
Задачи: Закрепить знания детей о характерных внешних признаках обитателях Африки.
Описание:
У кого длинная шея, большой горб, панцирь, сумка, бивни.
Исправь ошибку.
Задачи: Учить согласовывать слова по признакам рода (муж., жен., сред.) Выявить умение ставить вопрос, находить в предложении главное слово.
Описание:
Злая крокодил, медленный черепаха, полосатое зебра, зеленые попугай.
Игры и упражнения
Тема: словесные игры по разделу : Мой организм.
«Умею – не умею»
Задачи: Активизирование внимания детей на свои умения и физические возможности организма, развитие исследовательской деятельность.
Описание:
В игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10). Ведущий бросает ребенку мяч и произносит «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать и вернуть мяч ведущему.
Чьи глаза тебе помогут?
Задачи: Закрепление знаний детей об особенностях зрения живых организмов.
Описание:
Воспитатель предлагает каждому ребенку ситуацию, для решения которой он имеет право «использовать» глаза любого животного (пройди по темной пещере, посчитай бисер, достань со дна морского жемчужину и т. п.)
Угадай, кто позвал
Задачи: Тренировка органов слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.
Описание:
Водящий, стоя спиной к игрокам, должен определить по индивидуальным особенностям голоса, кто его позвал (или произнес слово «мяу»). В случае правильного ответа место ведущего занимает ребенок, чей голос был определен.