Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр с детьми 5–7 лет к теме «Дикие животные». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование словаря детей
Речевая ситуация «Кто как готовится к зиме».
(с детьми 6 – 7 лет).
Задачи. Обогащать речь детей существительными, названиями животных. Расширять знания детей о животном мире. Развивать память детей.
Разговор.
— Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать, кто как готовится к зиме.
1. Кто зимой засыпает, зиму во сне пережидает?
(Медведи, ежи, летучие мыши, хомяки, барсуки, бурундуки, лягушки).
2. Кто к зиме линяет, цвет шубки меняет?
Публикация «Картотека речевых игр с детьми 5–7 лет к теме „Дикие животные“, Часть 1» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Игры, дидактические пособия
- Животные. В мире животных
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
(Зайцы, белки, ласки, песцы, горностаи).
3. Кто нас покидает, в тёплые края улетает?
(Стрижи, ласточки, иволги, жаворонки, соловьи, грачи, кукушки, журавли, утки, гуси, лебеди, чайки).
4. Кто к зиме тёплым пухом и оперением утепляется?
(Воробьи, вороны, сороки, голуби, синицы, снегири, свиристели, дятлы, поползни, щеглы).
Педагог называет зверей и птиц, которых не назвали дети.
— Замечательно, дети! Животных вспоминали, кто как готовится к зиме узнали.
Речевая ситуация «Какой?»
Задачи. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими животных. Поддерживать интерес детей к животным.
Разговор.
— Дети, сегодня мы с вами расскажем о животных красивыми словами, отвечающими на вопрос «какой?»
Лексический материал.
Медведь, какой? – большой, бурый, коричневый, пушистый, сердитый…
Волк, какой? – серый, злой, голодный, сильный…
Лиса, какая? – рыжая, пушистая, хитрая, ловкая …
Заяц, какой? – белый, серый, пушистый, трусливый, маленький, быстрый
Белка, какая? – рыжая, пушистая, ловкая, маленькая, весёлая…
Ёж, какой? – маленький, серый, колючий, сердитый, умный….
Педагог к каждому слову называет прилагательные, которые не назвали дети.
— Чудесно, дети! Слова красивые называли, про животных интересно рассказали.
Ситуация общения «Узнай животное по описанию».
(с детьми 6-7 лет).
Задачи. Формировать умение детей узнавать диких животных по описанию. Обогащать речь прилагательными, характеризующими внешний вид животных. Расширять знания детей о диких животных.
Игра.
— Дети, загадки отгадаем, диких животных по описанию узнаем. Рассказ о животном не перебиваем, когда спросят – отвечаем.
Педагог контролирует, чтобы дети ожидали окончания рассказа, а затем отвечали. Дети отвечают хором.
— Дети, внимание!
Лексический материал.
Животное грызун, мелкое, пушистое, рыжее, трудолюбивое, ловкое. (Белка).
Животное серое, быстрое, ловкое, злое, зимой голодное, хищное. (Волк).
Животное мелкое, серое, всеядное, колючее. (Ёж).
Животное пушистое, то серое, то белое, быстрое, трусливое. (Заяц).
Животное хищное, пушистое, длиннохвостое, рыжее, ловкое, хитрое. (Лисица).
Животное травоядное, рогатое, копытное, крупное, лесной великан. (Лось).
Животное крупное, бурое, лохматое, сильное, грозное, косолапое. (Медведь).
Животное травоядное, рогатое, копытное, быстрое, пятнистое. (Олень).
— Прелестно, дети! Диких животных по описанию узнали, правильно назвали.
Речевая ситуация «Лесные жители».
Задачи. Формировать умение детей подбирать прилагательные с противоположным значением, антонимы. Поддерживать интерес детей к животным.
Разговор.
— Дети, Незнайка о диких животных рассказ составил, да всё перепутал. Незнайкин рассказ проверяйте, если нужно исправляйте.
Лексический материал:
— Все считают, что в лесу
Мышка самая большая – … (маленькая).
Заяц самый храбрый – … (трусливый).
Лиса самая простодушная – … (хитрая)
Волк самый добрый – … (злой).
Медведь самый слабый – … (сильный).
Лось самый низкий – … (высокий).
Если ответы разные, педагог повторяет словосочетание с правильным ответом, затем антонимы, например, большая – маленькая.
— Молодцы, дети! Слова правильно подобрали, наоборот сказали.
Словесная игра «Лесные загадки».
Задачи. Формировать умение детей узнавать диких животных по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к диким животным.
Игра.
— Дети, в «Лесные загадки» играем, правила не нарушаем.
Игровые правила:
внимательно слушаем загадку;
пока загадку читают, молчим;
хором отвечаем, домашнее животное называем.
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка).
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это – …
(Волк).
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
На игольницу похож
Маленький колючий.
(Ёж).
В тайге живёт
Любит ягоды и мёд,
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Может рыкнуть и взреветь
Этот дикий зверь.
(Медведь).
Спокойно траву щипает,
А от хищников быстро убегает.
Пятнистый, благородный,
Длинноногий, грациозный,
Носить рога ему не лень,
А зовётся он …
(Олень).
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он – сохатый, значит – …
(Лось).
Хвост красивый распушила
И готовится к игре,
Затаилась, подскочила.
Да и скрылась вдруг в норе!
(Лисица).
Зимой белый,
А летом серый.
Длинные ушки,
Быстрые лапки.
Кто это?
(Заяц).
— Белки, волки, ежи, медведи, олени, лоси, лисицы, зайцы – это… дикие животные.
— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, диких животных по описанию узнали.
Интеллектуальная разминка «Дикие животные».
Задачи. Закрепить знания детей о диких животных. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.
Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.
Вопросы.
Собака – домашнее животное, волк –. (дикое животные).
У волка – волчонок, у зайца –. (зайчонок).
У оленя и лося – ноги, а у волка и зайца …. (лапы).
Сколько лап у зверей? … (четыре).
У птиц – перья, у зверей –. (шерсть).
Волк – логово, медведь –. (берлога).
Лисица – тявкает, медведь – …. (рычит).
Белка – грызун, волк – … (хищник).
Заяц – безрогий, лось – … (рогатый).
Птица – гнездо, белка – … (дупло).
Дупло внутри дерева, нора – … (в земле).
Бурундук летом гуляет, зимой – … (спит).
Кто летом серый, зимой белый? … (заяц).
Зимой животным не тепло, а – … (холодно).
Кто зимой холодной ходит злой, голодный? … (волк).
Волк – большой, заяц – … (маленький).
У лисы хвост длинный, а у зайца … (короткий).
У лисицы – шерсть, у ежа – … (колючки).
Лисица зимой мышкует, а ёж – … (спит).
Какое животное строит плотины? … (бобр).
Кого больше в лесу: диких животных или зайцев? … (диких животных).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу …
Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!