Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая игра с детьми 6 – 7 лет «Десять съедобных грибов»
Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к грибам.
Игровой материал: флажок.
Игра.
Дети, стоят по кругу. Педагог читает стихотворение.
Публикация «Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет, Лексическая тема „Грибы“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Сто грибов в лесу найдём,
Обойдём полянку.
В кузовок мы не возьмём
Бледную поганку.
Мы обшарим все дубы,
Ёлки и осинки
И хорошие грибы
Соберём в корзинки.
Н. Гладков
— Дети, воображение включаем, мысленно гуляем, лес посещаем. Мы с вами играем в игру «Десять съедобных грибов».
Игровые правила:
число со словами называй, флажок товарищу передай;
счёт продолжай, следующее число называй;
когда «десять съедобных грибов» посчитаем, наклон, грибы собираем.
— Дети, игру начинаем, съедобные грибы считаем.
Педагог начинает счёт: «Один съедобный гриб». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Два съедобных гриба», и так далее до слов «Десять съедобных грибов». Всё дети вместе с педагогом наклоняются вниз, затем выпрямляются.
Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.
— Чудесно, дети! Съедобные грибы считали, числа не пропускали.
Речевая игра «Наши грибы»
(Индивидуально или подгруппа детей до 12 человек).
Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия грибов. Поддерживать интерес детей к грибам.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети, в игру играем, грибы собираем.
Игровые правила:
Цветок даю, гриб назову.
Съедобные грибы твой, мой, наши называй.
Несъедобные грибы не твой, не мой, не наши называй.
Цветок ведущему возвращай.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя гиб, дети составляют словосочетания с местоимениями. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали местоимения с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.
Лексический материал.
•Боровик – … (твой боровик, мой боровик, наши боровики).
•Волнушка – … (твоя волнушка, моя волнушка, наши волнушки).
•Груздь – … (твой груздь, мой груздь, наши грузди).
•Лисичка – … (твоя лисичка, моя лисичка, наши лисички).
•Маслёнок – … (твой маслёнок, мой маслёнок, наши маслята).
•Мухомор – … (не твой мухомор, не мой мухомор, не наши мухоморы).
•Опёнок – … (твой опёнок, мой опёнок, наши опята).
•Подберёзовик – … (твой подберёзовик, мой подберёзовик, наши подберёзовики).
•Подосиновик – … (твой подосиновик, мой подосиновик, наши подосиновики).
•Поганка – … (не твоя поганка, не моя поганка, не наши поганки).
•Рыжик – … (твой рыжик, мой рыжик, наши рыжики).
•Сыроежка – … (твоя сыроежка, моя сыроежка, наши сыроежки).
— Великолепно, дети! Съедобные грибы собрали, слова правильно изменяли.
Ситуация общения «Ягоды и грибы»
(Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).
Задачи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Поддерживать интерес детей к ягодам и грибам.
Беседа.
— Дети, а вы любите грибы и ягоды, лесные дары? (ответы детей).
— Расскажем о грибах и ягодах. Я предложение начинаю, вы его заканчиваете, словами «лесные грибы и ягоды». Но не забывайте, слова нужно изменять, по смыслу подбирать. Начинаем!
Дети отвечают поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, чётко выговаривали окончания слов. При необходимости, повторяет фразу правильно, подчёркивая окончания.
Лексический материал.
• Мы любим – … лесные грибы и ягоды.
• Нет в мире вкуснее – … лесных грибов и ягод.
• Мы рады – … лесным грибам и ягодам.
• Мы видим – … лесные грибы и ягоды.
• Мы гордимся – … лесными грибами и ягодами.
• Мы думаем о – … лесных грибах и ягодах.
— Спасибо, дети! О лесных ягодах и грибах рассказали, слова правильно изменяли.
Речевая игра «Я, ты, он, она, изменяем мы слова – в лесу»
(Индивидуально или подгруппа детей до 6 человек).
Задачи. Упражнять детей в изменение глаголов по лицам, в согласование слов в предложение. Поддерживать интерес детей к ягодам и грибам.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети, в игру «Я, ты, он, она…» играем, слова изменяем.
Игровые правила:
Цветок даю, слово назову.
Задание выполняй.
Цветок ведущему возвращай.
— Дети, предложение «Собирать в лесу грибы и ягоды». Новое слово добавляем, слово «собирать» изменяем.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя местоимения. Дети составляют предложение с местоимением. При необходимости педагог подсказывает второе слово, ребёнок повторяет предложение правильно.
Лексический материал.
• Я – … Я собираю в лесу грибы и ягоды.
• Ты – … Ты собираешь в лесу грибы и ягоды.
• Он – … Он собирает в лесу грибы и ягоды.
• Мы – … Мы собираем в лесу грибы и ягоды.
• Вы – … Вы собираете в лесу грибы и ягоды.
• Они – … Они собирают в лесу грибы и ягоды.
— Замечательно, дети! Слово изменяли, новое предложение сочиняли.
Речевая ситуация с детьми 6 – 7 лет «Грибная пора»
(Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).
Задачи. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Поддерживать интерес детей к грибам.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Разговор.
— Дети, о грибах расскажите, словосочетание по-другому назовите. Например, пора, когда вырастает много грибов, это грибная пора.
Педагог задаёт вопрос и подаёт цветок ребёнку. Ребёнок отвечает на вопрос и передаёт цветок педагогу. Педагог задаёт вопрос другому ребёнку. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетаниями, при необходимости педагог подсказывает слово, дети повторяют словосочетание.
Лексический материал.
• Лес, в котором растёт много грибов —. (грибной лес).
• Место, где растёт много грибов —. (грибное место).
• Ферма, где выращивают грибы —. (грибная ферма).
• Год, когда выросло много грибов —. (грибной год).
• Лукошко для грибов —. (грибное лукошко).
• Суп из грибов —. (грибной суп).
• Икра из грибов —. (грибная икра).
• Котлеты из грибов —. (грибные котлеты).
• Пирог с грибами —. (грибной пирог).
• Начинка из грибов —. (грибная начинка).
— Восхитительно, дети! По-другому сказали, о грибах рассказали.
Малоподвижная игра «Повеление Боровика»
Задачи. Помогать детям правильно употреблять глаголы в повелительном наклонении. Поддерживать интерес к грибам.
Игра.
Дети стоят по кругу.
— Дети, в некотором царстве, в грибном государстве жил да был Боровик, царь всех грибов. Да одна беда, не умел он повелевать. Наступила анархия в его царстве, никто, никого не слушает, каждый делает, что хочет. Дети, научим Боровика повелительным словам? (ответы детей).
Игровые правила.
Слова за мной повторяем, слово «я» на «мы» меняем.
Повеление хором сказали.
Движение выполняем.
— Дети, внимание! Игру начинаем!
Педагог контролирует, чтобы все дети повторяли глагол в повелительном наклонении.
Лексический материал.
•Я прыгаю, и мы … (прыгаем). Команда – … (Прыгай)
Дети прыгают.
•Я приседаю и … (мы приседаем). Команда – … (Приседай)
Дети выполняют пружинку.
•Я бегу и … (мы бежим). Команда – … (Беги)
Дети выполняют бег на месте, или по кругу.
•Я поклонилась и … (мы поклонились). Команда – … (Поклонись)
Дети выполняют поклон.
•Я закружилась и … (мы закружились). Команда – … (Кружись)
Дети кружатся.
•Я улыбаюсь и … (мы улыбаемся). Команда – … (Улыбнись)
Дети улыбаются.
— Здрово, дети! Боровика повелительным словам учили, упражнения повторили.
Речевая игра «Ласковое слово слаще мёда»
(Индивидуально или подгруппа детей до 11 человек).
Задачи. Упражнять детей в словообразовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Поддерживать интерес детей к грибам.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Игра.
— Дети, в народе говорят: «Ласковое слово слаще мёда». Мы с вами по лесу гуляем, грибы ласково называем.
Игровые правила:
Гриб назову, цветок даю.
Волшебство соверши, ласково скажи.
Цветок мне верни.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя словосочетания, дети повторяют словосочетание ласково. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.
Лексический материал.
• Весёлый маслёнок — . (весёленький маслёночек).
• Нежный опёнок — . (нежненький опёночек).
• Красивый подберёзовик — . (красивенький подберёзовичек).
• Скромный подосиновик —. (скромненький подосиновичек).
• Крепкий боровик — . (крепенький боровичок).
— Волшебно, дети! По-другому сказали, грибы ласково назвали.
Ситуация общения с детьми 6 – 7 лет «Родственные слова гриба»
Задачи. Формировать умение детей слышать общую часть однокоренных слов, называть общую часть и обосновывать свой выбор. Развивать фонематический слух. Упражнять детей в образовании однокоренных слов. Поддерживать интерес детей к грибам.
Беседа.
— Дети, объясните, подскажите, слово нужное назовите.
Лексический материал.
• Большой лес, а маленький — … лесок, лесочек.
• За городом растут хвойные — … леса.
• Ягоды, которые растут в лесу какие? — … лесные.
• Человек, который следит за лесом — … лесник, лесничий.
• Сказочный старичок, который живёт в лесу — … лесовичок.
• Небольшой молодой лес — … перелесок.
Педагог называет слова, которые не назвали дети.
— Дети, слова: лесок, лесочек, леса, лесные, лесник, лесничий, лесовичок, перелесок – родные или не родные? (Ответы детей).
— Родственные слова одно слово объединяет, во всех словах проживает. Назовите, пожалуйста, главное слово, общее слово для этих слов. (Лес).
— Дети, назовите, пожалуйста, родственные слова к слову «гриб». (Ответы детей).
Лексический материал.
• Большой гриб, а маленький — … грибочек, грибок.
• Один гриб, а много — … грибы.
• Вместо корней у грибов — … грибница.
• Человек, который собирает грибы — …грибник.
• Суп из грибов — … грибной.
Педагог называет слова, которые не назвали дети.
— Дети, новое задание предлагаю, внимание ваше проверяю. Слушайте, запоминайте, родственные слова выбирайте, а чужое слово пропускайте, за мной не повторяйте.
Лексический материал.
• Лес — лесник — леска. (Лес – лесник).
• Гриб — грибник — грипп. (Гриб – грибник).
• Берёза — подберёзовик — борзая. (Берёза – подберёзовик).
• Ягода – клюква – ягодный. (Ягода – ягодный).
• Трава – дрова – травяной. (Трава – травяной).
Дети называют родственные слова, объясняют, почему пропустили третье слово.
— Потрясающе, дети! Родственные слова искали, многое узнали.
Речевая ситуация с детьми 6 – 7 лет «Маленькие слова в лесу»
Задачи. Совершенствовать умение детей правильно использовать предлоги в речи согласовывать слова в словосочетании. Поддерживать интерес детей к грибам и ягодам.
Разговор.
— Дети, мы с вами говорим слова. Слова, что-то называют, или что-то объясняют. Вспомните, пожалуйста, слова – названия грибов. (Ответы детей).
— Но есть в русском языке маленькие слова, которые ничего не называют, но служат помощниками другим словам. Например, маленькие слова указывают место, где что находится. Нам поможет маленькое слово под. Дети, назовите, пожалуйста, гриб и расскажите, где гриб в лесу, под чем спрятался гриб? (Ответы детей).
Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний.
(Подберёзовик под берёзой, подосиновик под осиной, боровик под сосной, рыжик под елью, опята под пеньком, маслята под листом)
— Ягоды растут на чём-то. Маленькое слово на. Дети, назовите, пожалуйста, ягоду и расскажите, где ягода в лесу, на чём она растёт? (Ответы детей).
Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний.
(Рябина на дереве, малина на кустарнике, брусника на кустарничке, клюва на болоте, земляника на поляне)
— Отлично, дети! С маленькими словами играли, правильно слова сочетали.
Речевая ситуация с детьми 6 – 7 лет «Помогите торопыге»
Задачи. Поощрять желание детей вслушиваться в слова текста и обнаруживать смысловые несоответствия. Совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. Поддерживать интерес детей к грибам.
Разговор.
— Дети, жил да был человечек – торопыга. Как начнёт рассказывать, все слова перепутает. Особенно маленькие слова его не слушались. Помогите человечку-торопыге составить рассказ правильно. Я читаю его рассказ, а вы ищете ошибку, и повторяете предложение правильно.
Педагог читает предложения, голосом выделяя предлоги. Желающие дети повторяют предложения правильно подбирая нужный предлог.
Лексический материал.
• Дети, расскажу я вам за грибы.
• Пошли мы с ребятами из леса за грибами.
• Над старой осиной нашли подосиновик.
• В пне росли дружные опята.
• Мы сложили грибы из корзины.
• Дома мама сварила вкусный суп в грибах.
• Засушила грибы от зимы.
— Отлично, дети! Ошибки отыскали, предложения правильно сказали.
Речевая игра с детьми 6 – 7 лет «Ягоды и грибы, что лишнее?»
(Индивидуально или подгруппа детей до 7 человек).
Задачи. Формировать умение детей строить сложноподчинённые предложения с союзом «потому что». Развивать логическое мышление детей, умение анализировать и обобщать. Поддерживать интерес детей к дарам леса.
Игра.
— Дети, в игру играем, что лишнее определяем.
Игровые правила.
Внимательно слушаем, слова запоминаем.
Лишнее слово быстро определяем.
Потому что объясняем.
Полным предложением отвечаем.
— Дети, отвечает тот, на кого я рукой покажу. Внимание! Игра начинается.
Лексический материал.
• Земляничка, клубничка, лисичка, малина. – Лишняя лисичка, потому что это гриб, а не ягода.
• Земляничка, черничка, клубничка, малина. – Лишняя черничка, потому что он чёрная, а не красная.
• Рябина, калина, земляника, черёмуха. – Лишняя земляника, она растёт в траве, а не на дереве.
• Мухомор, поганка, груздь, боровик. – Лишний мухомор, потому что у него шляпка красного цвета.
• Рыжик, волнушка, лисица, сыроежка. – Лишняя лисица, потому что это животное, а не гриб.
• Смородина, клюква, крыжовник, виктория. – Лишняя клюква, потому что она растёт в лесу на болоте, а не в саду.
• Ежевика, брусника, черника, черёмуха. – Лишняя брусника, потому что она красного цвета, а не чёрного.
Педагог контролирует, чтобы ребёнок отвечал полным предложением, использовал союз «потому что», помогает строить высказывание.
— Здрово, дети! Лишние грибы и ягоды отыскали, полным предложением отвечали.