Ирина Хатунцева
Картотека развивающих игр и упражнений для детей второй группы раннего возраста (2–3 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения по звуковой культуре речи
«Догадайся, что звучит»
Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.
Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.
«Бабочка, лети!»
Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.
Публикация «Картотека развивающих игр и упражнений для детей второй группы раннего возраста (2–3 года)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Темочки
Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Ход: Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.
«Громко — тихо»
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.
Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
«На приеме у врача»
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.
Воспитатель: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие.) Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот). Врач доволен: горло ни у кого не болит.
"Кто в домике живет?»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.
Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).
Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?
Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.
«Ветерок».
Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.
Ход: Дети берут листочек за нитку, держат его перед ртом и произносят: «Пф-ф-ф» (дуют на осенний лист). Упражнение повторяется 3 раза, потом дети отдыхают и повторяют упражнение еще 3 раза.
Подвижные игры
«По дорожке»
Цель: учить детей ходить по ограниченной площади.
Ход игры:Воспитатель предлагает детям пройти по дорожке (между двумя веревками). В конце дорожки детей встречает мишка.
Воспитатель читает стихотворение:
По ровненькой дорожке
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки
Шагают наши ножки
Топ – топ, топ – топ.
«Пузырь»
Цель: учить детей организовывать круг, делать его шире, уже, согласовывать движения с произносимыми словами.
Ход игры: Дети берутся за руки и образуют круг, стоя близко друг от друга. Воспитатель произносит слова:
Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся.
Дети расширяют круг, и держаться за руки до тех пор пока воспитатель не скажет: «Лопни пузырь». Дети садятся на корточки и говорят: «Хлоп, ш-ш-ш». Воспитатель объясняет, что пузырь лопнул и из него идет воздух. Затем дети снова «раздувают» пузырь.
«Зайка серый умывается».
Цель: продолжать учить выполнять движения в соответствии с текстом.
Ход игры: дети становятся в круг. Зайка в центре. Дети говорят зайцу слова:
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается,
Вымыл носик, вымыл хвостик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
Затем, заяц подпрыгивая на двух ногах идет к кому – нибудь в гости. Тот к кому заяц подошел становиться на его место.
«Солнышко и дождик»
Цель: повышать двигательную активность, вызвать положительные эмоции от совместных действий. Развивать внимание.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на ковре. Воспитатель говорит:
Дождик, дождик - хватит лить
Сидят дома деточки,
Словно птички в клеточки.
Солнышко, солнышко
Посвети немножко,
Выйдут детки погулять,
Станут бегать и играть.
Дети встают, бегают по комнате, прыгают, веселятся. По сигналу «Дождь» все бегут к стульчикам. Звуковой сигнал можно заменить зрительным.
«У медведя во бору»
Цель: совершенствовать бег. Учить согласовывать действия с текстом игры. Развивать выдержку.
Ход игры:На одной стороне опушке леса живет медведь (взрослый). На противоположной стороне живут дети. Воспитатель предлагает пойти погулять, грибы ягоды собрать. Дети идут в лес и имитируют сбор ягод, и грибов и произносят слова:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру
А медведь не спит
И на нас рычит.
Медведь выходит и на последние слова текста рычит. Дети убегают.
«Воробушки и автомобиль»
Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его направление по сигналу воспитателя, находить свое место.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивают руками – крылышками.
По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.
Указания к проведению: необходимо предварительно показать детям, как летают воробушки, как оно клюют зернышки, проделать эти движения вместе с детьми. Первоначально роль автомобиля берет на себя воспитатель, после многократных повторений игры эту роль можно поручить наиболее активному ребенку. Автомобиль должен двигаться не слишком быстро, чтобы дать возможность всем детям найти свое место.
«Пчелки и медведь»
Цель: Развивать умение бегать, не наталкиваясь друг на друга, имитировать движения животных. Учить действовать в соответствии с текстом. Доставить детям удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками.
Ход игры:
Дети изображают пчел: «летают на поляне», размахивают руками, жужжат. Роль медведя играет взрослый. Медведь: «Мишка идет, мед у пчелок унесет, Пчелки домой!». Пчелки возвращаются в улей (определенное место в группе). Медведь, переваливаясь с ноги на ногу, идет туда же. Дети и воспитатель произносят вместе: «Это улей домик наш, уходи медведь от нас! Ж – ж – ж.». Пчелки машут «крылышками», жужжат. Медведь уходит, а пчелки опять «летают на полянке».
«Лиса и цыплята».
Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве, ходить и бегать, не наталкиваясь, друг на друга, действовать по сигналу, имитировать движения животных.
Ход игры:
За чертой, обозначенной на полу, находится домик цыплят.
По сигналу: «Цып, цып, цып, малые цыплятки, бегите все гулять» дети выбегают на середину комнаты, и изображаю цыплят – машут крылышками, клюют зернышки, пищат.
Воспитатель предупреждает: «Из – за куста смотрит хитрая лиса».
По сигналу: «Мы лису обхитрим, тихо – тихо убежим» дети убегают в домик.
Появляется Лиса, прихорашивается и говорит: «Ох, как мне хочется съесть цыпленочка».
Воспитатель: «Хоть ты и хитрая Лиса, а цыплята тебя перехитрили».
Лиса уходит.
«Мой веселый звонкий мяч»
Вариант № 1.
Цель: Учить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст, проявлять выдержку, действовать согласно тексту.
Ход игры:
Воспитатель читает стихотворение «Мой веселый звонкий мяч» - дети подпрыгивают на месте на обеих ногах. На слова: «А потом ты покатился и назад не воротился…» дети разбегаются в разные стороны, воспитатель ловит детей.
Вариант № 2.
Цель: Учить детей отбивать мяч о пол и ловить его двумя руками. Отбивать мяч одной рукой, прокатывать мяч по полу.
Ход игры:
На слова «Мой веселый звонкий мяч…» дети отбивают мяч о пол и ловят его двумя руками.
На слова «Я тебя ладонью хлопал, ты скакал и звонко хлопал…» дети отбивают мяч о пол попеременно правой и левой рукой.
На слова «А потом ты покатился и назад не воротился» дети прокатывают мяч от себя по полу двумя руками.
Пальчиковая гимнастика
«ЕЛОЧКА»
«Перед нами елочка: (сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку)»
Шишечки, (показывают кулачки)
Иголочки, (указательные пальцы)
Шарики, (пальцы сжимают в круг)
Фонарики, (показывают «фонарики»)
Зайчики, (показывают «ушки зайца»)
И свечки, (прижимают ладони и пальчики друг к другу)
Звезды, (прижимают ладони с раздвинутыми пальцами)
Человечки». (ставят средний и указательный пальцы на колени)
«МЫШКИ»
«Вот как наши ребятишки (дети «скребут» пальчикам по бедрам)
Расшалились, словно мышки:
Ловко пальчиками трут,
Словно лапками скребут.
Ш – ш – ш…» (трут ладошкой о ладошку)
«ПАЛЬЧИКИ»
«Этот пальчик мой танцует. (дети стучат указательным пальцем по бедру)
Этот вот кружок рисует. (делают круговые движения средним пальцем)
Этот пальчик ловко скачет, (стучат безымянным по бедру)
Будто легкий, легкий мячик.
А мизинчик, мой малышка, (царапают мизинцем по ноге)
Коготком скребет как мышка.
А большой мой, толстячок, (прижимают большой палец к ладони)
Спать улегся на бочок.
А теперь все по порядку (сжимают и разжимают пальцы)
Пальцы делают зарядку.
Что, устали? Отдыхайте, (сжимают пальцы в кулачок)
Спите, пальцы, засыпайте!»
(при повторе выполняются движения другой рукой)
«СОРОКА-БЕЛОБОКА»
«Сорока – белобока (дети на ладошке «варят» кашу)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала, (поочередно загибают пальцы с мизинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала! (показывают большой палец)
Ты воды не носил, (грозят указательным пальцем большому пальцу)
Дров не рубил,
Каши не варил –
Тебе нет ничего! (разводят обе руки в стороны)
Вот тебе горшок пустой, (сжимают пальцы в кулак)
Иди в угол и постой!» (указательным пальцем показывают на угол)
«ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ»
«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки, (имитация мытья рук)
Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки! (хлопки в ладоши)
Во дворе цыплятам накрошили крошек, («крошим хлеб»)
Поиграли снова в ладушки – ладошки! (хлопки в ладоши)
Гладили котенка чистыми ладошками, (одной рукой поглаживаем другую)
С ним мы поиграли в ладушки – ладошки! (хлопки в ладоши)
Улеглись ладошки прямо на дорожку… (руки положили на колени)
Как они устали - ладушки – ладошки!» (поглаживание рука об руку)
«ИГРУШКИ»
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз. )
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем
машинку».)
«Встали пальчики»
Этот пальчик хочет спать, (поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца)
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише, не шуми(Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить»)
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики – «Ура!» (С восклицанием «Ура!» — кулачки разжать, широко)
В детский сад идти пора! расставив пальцы. )
Игра «Кто за ёлкой»
Дидактическая задача. Учить детей называть животных и выделять их характерные особенности.
Ход игры: Воспитатель показывает детям рисунок, на котором изображена елка, из-за которой высовываются хвосты зверей: лисы, зайца, волка. Сообщает, что звери пришли к елке встречать Новый год и стали обсуждать, какие подарки приготовил для них Дед Мороз. Звери спрятались за елкой и спорят, какие у них будут подарки. Воспитатель просит детей отгадать, кто спрятался за елкой.
Дети вместе с воспитателем рассуждают и обнаруживают, что по хвостам можно узнать зверей. На предыдущих занятиях малыши уже познакомились с этими зверями и узнали их основные приметы: у кого короткий хвост, у кого длинный и пушистый и т. д. Дети отгадывают спрятавшихся зверей и называют их. Если зверя отгадали правильно, то он «выходит» из-за елки (воспитатель выставляет игрушку на стол) и здоровается с детьми.
Игра «Овощной магазин»
Дидактическая задача. Расширять представления о форме и величине; развивать навыки сравнения предметов.
Ход игры: Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить товар по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.
Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).
Игра «Строим дом»
Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме; учить соотносить количество (один — много).
Ход игры: Воспитатель приносит в группу собачку и кошку (игрушки, сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает детям помочь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка — из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара».
Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков — собачке, из кубиков — кошке.
В ходе игры воспитатель спрашивает у детей: «Сколько кубиков в машине?» (Много.)
Снова спрашивает, когда кубики выгрузили и остался один кубик: «Сколько теперь стало кубиков?» (Один.)
Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кошке их домики. Животные радуются и весело пляшут.
Игра «Разные кружки для зайца и лисы»
Дидактическая задача. Развивать представления о цвете и форме.
Ход игры: Воспитатель приносит два домика и говорит детям, что один домик для лисы, другой — для зайца. Звери делают в домиках ремонт, купили мебель, а на пол решили постелить новые коврики. Предлагает детям помочь зверятам выбрать коврики — лиса и заяц любят коврики, похожие на кружки. Воспитатель показывает коврики: зеленые и красные (пластины из строительного набора или листочки цветной бумаги). Ли-сичке сразу понравились коврики красного цвета, зайцу — зеленого. Дети должны отобрать коврики и погрузить их для лисички — на красную машину, для зайки — на зеленую.
Вариант игры. Предложить детям отобрать коврики большие и маленькие одного цвета; разных цветов.
Игра «Большие и маленькие мячики»
Дидактическая задача. Учить различать цвет и величину (большой — маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Ход игры: Воспитатель дает детям рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они подпрыгивают, и ритмично приговаривает:
Прыг да прыг,
Все прыг да прыг,
Спать наш мячик
Не привык.
Воспитатель выносит две куклы — большую и маленькую — и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле — большой мяч, маленькой кукле — маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, такой, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.
Игра «Плакать не надо»
Дидактическая задача. Вызвать желание помочь другому.
Ход игры: Воспитатель заранее готовит предметную среду и вводит детей в игровую ситуацию: «Филя и Хрюша сидят, отвернувшись друг от друга. Они играли в машинки, возили на них кирпичики. Филина машинка сломалась, а Хрюша не дает ему играть со своей машинкой».
Воспитатель обращается к детям: «Давайте поможем Филе и Хрюше. Вы поможете Филе починить машинку?» Малыши берут молоточки и «чинят машину».
Молоточек застучал,
Застучал, застучал,
Саша Филе помогал,
Помогал, помогал.
Леша гайку подкрутил,
Подкрутил, подкрутил,
И машину починил,
Починил, да.
Воспитатель вовлекает всех детей в починку машины. Филя говорит «спасибо» каждому ребенку. Ребенок отвечает «пожалуйста». Воспитатель предлагает детям спеть песенку «Плакать не надо» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Шмаковой):
Плакать не надо,
Слушаться нужно,
Будем играть мы
Дружно, дружно.
Игра «Поручения»
Дидактическая задача. Учить действовать в соответствии с заданием, побуждать к самостоятельности.
Ход игры: В гости к детям приходит киска (игрушка) и говорит: «Как чисто и уютно у вас в групповой комнате!» Воспитатель просит детей объяснить, как они убирают комнату, и приглашает киску помочь в уборке.
Проводится игра «Убери комнату». Воспитатель говорит: «Дети, в нашей комнате порядок? Где должны стоять машинки?» Дети отвечают: «В гараже». Воспитатель называет ребенка по имени и просит его поставить машинки в гараж. Ребенок говорит киске: «Машины в гараже». Киска находит, что еще не убрано в комнате и просит другого ребенка, например, поднять с пола кусочки бумаги и отнести в мусорное ведро.
Воспитатель предлагает дать поручения и киске: просит ее вытереть тряпочкой стол в кукольном уголке. Поручения даются каждому ребенку. Киска громко звонит в колокольчик и хвалит каждого ребенка за выполненное поручение. Киска показывает воспитателю, как чисто стало в комнате, и говорит:
Я поставлю в шкафчик миску,
Вытру крошки со стола,
Я — хозяйственная киска,
Тут порядок навела.
Игра «Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету»
Дидактическая задача. Развивать слитные движения руки; восприятие цвета.
Ход игры: Воспитатель показывает на фланелеграфе картинки и рассказывает: «Жил у бабушки котенок. Он любил играть с клубками ниток. Сядет бабушка вязать шарфик — котенок тут как тут. Начинает прыгать, трогать клубок лапками: клубок и разматывается. Давайте поможем бабушке намотать клубок ниток».
Проводится дидактическое упражнение «Намотаем клубок ниток». Педагог показывает детям, как нужно «наматывать клубок» (взять паль-цами карандаш и делать круговые движения на листе). Воспитатель подходит к каждому ребенку и, держа его за руку, рисует вместе с ним. Затем ребенок рисует самостоятельно.
Воспитатель предлагает детям сложить клубки в корзинку: приносит мячики красного и зеленого цвета («клубки») и просит ребят положить их в разные корзинки.
Игра «Построим дом для мишки и зайчика»
Дидактическая задача. Учить создавать постройки из различных строительных материалов; добавлять к постройкам соразмерные игрушки.
Ход игры: Воспитатель приносит в группу большого мишку и маленького зайчика (игрушки) и предлагает построить для них домики. Дети вместе с педагогом рассматривают и анализируют строительный материал: кир-пичики, призмы.
Затем воспитатель строит домик, объясняя способ конструирования. Показывает детям, что домик мишки такой же большой, как и он сам. Домик зайчика должен быть таким же маленьким, как сам зайчик.
Дети берут игрушки и ставят рядом с домиками. Мишка и зайка просят детей построить дорожки к домикам. Дети строят дорожки: широкую — к домику мишки, узкую — к домику зайки.
Игра «Лесенка для белочки»
Дидактическая задача. Учить строить по образцу, использовать игрушки для дополнения, обыгрывать постройки.
Ход игры: Воспитатель приносит в группу белочку и показывает детям, как высоко она прыгает. Педагог спрашивает у белочки, где ей еще хо-чется поскакать. Белочка говорит о своем желании на ухо воспитателю. Педагог строит лесенку, а дети угадывают, что это такое. Воспитатель сообщает детям, что белочка просила построить лесенку: ей хочется по ней поскакать, ведь в лесу лесенок нет. Показывает, как белочка скачет по ступенькам. Затем просит детей построить еще одну лесенку для белочки (по образцу, с помощью воспитателя).
Дети вместе с воспитателем строят лесенки. Затем педагог показывает, как белочка скачет по ступенькам каждой лесенки. Белочка благодарит детей.
Музыкальное воспитание
Игра «Гром и дождик»
Дидактическая задача. Развивать тембровый и динамический слух, учить различать звук большого и малого бубнов.
Ход игры: Воспитатель показывает на фланелеграфе картинки: темные на-хмуренные тучи и веселый дождик (облачко и солнце) и рассказывает: «В лесу за кустиком живет зайка (показывает игрушку). Однажды он вышел погулять и вдруг услышал: что-то гремит. (Воспитатель громко играет на большом бубне.) Зайка бросился за куст. (Убирает зайку.) Гром еще немного погремел. (Звучит большой бубен.) Затем гром стих. Зайка услышал, что листочки зашелестели, поднял мордочку — это был тихий дождь. (Звучит малый бубен.) Зайке понравился тихий дождь, он стал весело прыгать».
Проводится игра «Гром и дождик».
Под звуки большого бубна («гром») дети-«зайчики» прячутся «за кустик» — садятся на корточки. Под звуки малого бубна («дождик») — прыгают, как зайчики.
При повторном проведении игры воспитатель приглашает детей поиграть на музыкальных инструментах: одна группа детей играет на больших бубнах, другая — на малых. Педагог в это время показывает действия игрушки зайки (зайка прячется, зайка прыгает).
Игра «Кто в домике?»
Дидактическая задача. Развивать звуковысотный и тембровый слух; воспитывать внимание, музыкальную память.
Ход игры: Воспитатель приносит домик (дом из картона с прорезями для окон) и говорит: «Звери построили дом. В нем поселились жильцы. Внизу живет Михайло Потапыч. (Звучит музыкальное произведение В. Ребикова «Медведь», в окне показывается медведь.) Наверху живет птичка Чиви. (Звучит музыкальное произведение Г. Фрида «Птички», в окне показывается птичка.) Обитатели домика часто уходят по своим делам. Вот и сейчас кто-то ушел, а кто-то остался дома. Догадайтесь, кто сегодня остался в домике».
Воспитатель предлагает детям определить на основе прослушанной музыки, кто в домике — медведь или птичка. Если дети отгадывают, то в окне появляется этот обитатель домика.
При повторном проведении игры дети садятся за спинки стульчиков («в домик»). Под музыкальный образ «медведь» они встают и двигаются, как мишки; под музыкальный образ «птичка» они встают и «машут крылышками». Под музыкальный образ «медведь» дети встают и рычат, как мишки; под музыкальный образ «птички» встают и поют, как птички: «чив-чив».
Игра «Идем—бежим»
Дидактическая задача. Развивать чувство ритма и темпа, учить различать долгие и короткие звуки.
Ход игры: Воспитатель приносит в группу слона (игрушку, говорит, что этот слон выступает в цирке, и предлагает его рассмотреть (большие уши, большие ноги, длинный хобот, красивая попона). Показывает, как слон умеет кивать головой, просить еду (слон поднимается на задние ноги, танцевать (слон кружится, тяжело переступая). Педагог говорит: «Зрители хлопают, а слон ходит по арене цирка и кланяется. (Дети хлопают в ладоши.) В цирке выступает и маленький слоненок. (Воспитатель показывает игрушку-слоненка.) У него поменьше уши, поменьше ноги, короче хвост, поменьше красивая попона. Маленький слоненок, как и его папа, умеет кивать головой, просить еду, танцевать, ходить под аплодисменты зрителей и кланяться».
Воспитатель ставит игрушки на стол и просит детей похлопать большому слону и маленькому слоненку, приговаривая:
Боль-ши-е но-ги идут по до-ро-ге,
Боль-ши-е но-ги идут по до-ро-ге.
(Дети тяжело и медленно хлопают под выразительное слово воспитателя, который ритмично декламирует и водит слона.)
Ма-лень-ки-е нож-ки бе-жа-ли по до-рож-ке,
Ма-лень-ки-е нож-ки бе-жа-ли по до-рож-ке.
(Дети легко и живо хлопают под выразительное слово воспитателя, который ритмично декламирует и водит слоненка.)
При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям сыграть в большого слона и маленького слоненка. Дети стоят и хлопают, приговаривая: «Большие ноги идут по дороге.», соблюдая выра-зительность интонации и движений (тяжелые и легкие хлопки). Дети двигаются, как большой слон и как маленький слоненок, приговаривая: «Большие ноги идут по дороге.»