григорян наталия
Картотека прогулок «Весна»
Прогулка 1
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели: формировать понятия о смене времен года; дать представление об особенностях каждого сезона.
Ход наблюдения:
Улеглись в полях метели
В белоснежные постели.
Отдохнуть пришла пора!
У крыльца звенят капели,
Воробьи повеселели,
Гонят зиму со двора! П. Образцов
Публикация «Картотека прогулок „Весна“» размещена в разделах
Март — первый весенний месяц. Но поглядите в окно: идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимнему, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается. Солнце всходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера, значит, день прибавился почти на пять часов.
21 марта — день весеннего равноденствия, т. е. день по долготе равен ночи. Дальше он будет все прибывать, а ночь уменьшаться.
Март — это весна света. Выдаются такие деньки, когда с утра разойдутся тучи, выглянет солнце и осветит укрытую снегом землю. Вот тут-то сразу и скажешь, что метелям и вьюгам приходит конец. Невольно жмуришь глаза, и не хочется уходить со двора.
Воспитатель задает детям вопросы:
-Перечислите признаки весны.
-Какой сейчас месяц?
-Что происходит со снегом весной?
-Как изменяется жизнь человека весной?
Трудовая деятельность:
Подметание дорожек на участке - воспитывать желание трудиться.
Подвижные игры:
«Мы – весёлые ребята» - учить выполнять движения согласно тексту игры.
«Удочка» - научиться перепрыгивать через скакалку.
«Самолёты» - учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Индивидуальная работа:
«Передай мяч» - упражнять в передаче мяча
Прогулка 2
Наблюдение за лужами.
Цель: вызвать интерес к изменениям, происходящим в природе; формировать понятие, что лужи образуются от таяния снега.
Ход наблюдения:
Утром лужи затянуты льдом, но лед можно разбить лопаткой. Днем, когда солнце начинает светить, лед тает, и опять образуются лужи.
Трудовая деятельность:
Сбор поломанных веток на участке - воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым; формировать навыки коллективного труда; приучать к самостоятельному выполнению поручений.
Подвижные игры:
«Бездомный заяц» - упражнять в беге.
«Послушные листья» - учить внимательно, слушать команды воспитателя.
«Найди, где спрятано» - учить ориентироваться в пространстве.
Индивидуальная работа:
«Угадай, кто!» - упражнять в выполнении подражательных движений
Прогулка 3
Наблюдение за воробьем
Цели: продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье; обогащать словарный запас художественным словом о воробье; активизировать внимание и память; учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.
Ход наблюдения
В канаве с водою талой
Плещется воробей,
У темной ольхи я встала,
Смотрю из-за голых ветвей.
Как беззаботный мальчишка,
С головкой он хочет нырнуть.
Задорный, лихой воробьишка
— Боюсь я его спугнуть.
Забыл он и голод, и стужу,
Забыл, как поземка мела.
Он рад нынче солнечной луже
И каплям скупого тепла!
Воспитатель задает детям вопросы:
-Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны?
-Где любят жить воробьи — в лесу или по соседству с человеком? Почему?
-Кого боятся воробьи?
-Чем они питаются весной?
-Как люди должны заботиться о птицах?
Трудовая деятельность:
Уборка на площадке - воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.
Подвижные игры:
«Мы — шоферы» - развивать внимание.
«Послушные листья» - учить внимательно, слушать команды воспитателя;
«Найди себе пару» - развивать внимание и быстроту реакции.
Индивидуальная работа:
«Змейка» - упражнять в беге между предметами.
Прогулка 4
Наблюдение за работой дворника
Цели: активизировать познавательную деятельность; развивать умение видеть целесообразность трудовых действий; учить оценивать результаты труда.
Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы:
-Кто обрезает деревья?
-Какие ветки он обрезает и чем (Специальными ножницами — секатором.)
-С какой целью обрезают ветки у деревьев и кустарников? (Придать форму, освободить от лишних или больных веток.)
-Почему профессия называется — дворник?
Трудовая деятельность:
Уборка обрезанных дворником веток в определенное место - учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.
Подвижные игры:
«Ворона и воробей»- продолжать учить детей действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
«Беги к флажку» - учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.
«Затейники» - учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко
Индивидуальная работа:
«Метание шишек левой и правой рукой» - развивать меткость.
Прогулка 5
Наблюдение за легковым автомобилем
Цели: продолжать различать автомобили по их назначению, сравнивать с другими видами транспорта; развивать наблюдательность;
воспитывать положительное отношение к людям труда.
Ход наблюдения:
Воспитатель проводит наблюдение за автомобилями, движущимися по улице, предлагает детям вспомнить, какой это вид транспорта, задает вопросы.
-Почему он так называется?
-Какие вы видите автомобили?
-Какие автомобили перевозят людей?
-Чем отличается автобус от легковой машины?
-Что у них общего?
-Кто водит машину?
Спешат автобусы,
Спешат машины легковые,
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
У каждой машины
Дела и заботы,
Машины выходят
С утра на работу.
Трудовая деятельность:
Уборка игрушек – формировать у детей представление о сборе игрушек и наведение порядка.
Подвижные игры:
«Самолёты» - развивать умение бегать не сталкиваясь.
«Карусель» - развивать ритмичность и согласованность движений.
«Раз, два, три – к дереву беги» - развивать внимание, быстроту реакции.
Индивидуальная работа:
«Приседания» - упражнять в приседаниях из положении пятки вместе, носки врозь.
Прогулка 6
Наблюдение за птицами на участке детского сада
Цели: учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память; воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.
Ход наблюдения:
Трава опять зазеленела,
И закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!»
— Звенят уж птичек голоса.
Сухие прутики, солому,
Кусочки мха они несут
— Все пригодится им для дома,
Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках
Синицы, воробьи, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки
— Их желторотые птенцы.
Воспитатель задает детям вопросы:
-Какие птицы прилетают к нам на участок?
-Как вы им помогаете?
-Какого они размера?
-Какую пользу приносят птицы?
-Какая у них окраска?
-Чем питаются?
-Какие изменения в жизни птиц происходят весной?
-Как птицы заботятся о своем потомстве?
-Каких птиц вы еще знаете
Трудовая деятельность:
Посыпание песком дорожек на участке - воспитывать положительное отношение к труду;
Подвижные игры:
«Самолёты» - учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друг;
«Перебежки» - упражнять в быстроте и ловкость;
«Мой весёлый звонкий мяч» - научить детей подпрыгивать на двух ногах.
Индивидуальная работа:
«Мяч к солнышку - подбрасывание мяча и ловля его.
Прогулка 7
Наблюдение за легковым автомобилем
Цель: продолжать учить отличать легковой автомобиль от грузового.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу:
На колесах четырех,
С окнами и дверями. (Легковой автомобиль.)
-Как выглядит легковой автомобиль?
-Чем он отличается от грузового?
-Какие виды легковых автомобилей вы знаете?
-Человек, который управляет легковым автомобилем, называется водителем или шофером?
Трудовая деятельность:
Сбор листьев на участке - учить работать дружно, помогая друг другу.
Подвижные игры:
«Шишка-камешек» - учить четко и быстро выполнять повороты, не останавливаясь.
«Часовой» - учить ходить четко, ритмично, с хорошей осанкой и координацией движений.
«Собачка и воробьи» - закрепить знания детей о характерных движениях птиц.
Индивидуальная работа:
«Утята» - упражнять в ходьбе полуприсяди.
Прогулка 8
Наблюдение за сорокой
Цели: пробуждать интерес к «сказочной персоне» — сороке-белобоке; учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает; обогащать словарный запас художественным словом; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу-
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)
Всюду я летаю,
Все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу.
Может быть, меня за это
И зовут «лесной газетой»?
-Что это за птица, как она выглядит?
-Вьет ли сорока гнезда, зачем?
-Какие заботы у птицы весною?
-Как они берегут свое потомство?
-Какие звуки произносит сорока? (Ча-ча-ча.)
Трудовая деятельность:
Посыпание скользких дорожек песком - воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым.
Подвижные игры:
«Лохматый пёс» - учить бегать, не попадаясь ловящему.
«Горелки» - учить соблюдать правила игры.
«Собачка и воробьи» - закрепить знания детей о характерных движениях птиц
Индивидуальная работа:
«Друг за другом» - упражнять в ходьбе друг за другом по узкой дорожке.
Прогулка 9
Наблюдение за ветром
Цели: закрепить обобщенные представления о сезонных изменениях; дать понятие о ветре, его свойствах; определить направление ветра.
Ход наблюдения
Ветер — движение воздуха. Он невидим, но ощутим по дуновению, движению предметов (качаются деревья, летят листья, бумага и т. п.). Ветер способствует опылению растений, распространению семян, движению парусных яхт. Помогает человеку переносить сильную жару (подул ветерок — стало лучше дышать). Одновременно очень сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья человека, морским кораблекрушениям.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (Ветер.)
Трудовая деятельность:
Расчистка дорожек- воспитывать желание трудиться.
Подвижные игры:
«Самолёты» - развивать умение бегать не сталкиваясь.
«Карусель» - развивать ритмичность и согласованность движений.
«Раз, два, три – к дереву беги» - развивать внимание, быстроту реакции.
Индивидуальная работа:
«Прыгни дальше»- продолжать учить прыгать в длину с разбега.
Прогулка 10
Наблюдение за солнцем
Цель: помочь обнаружить связи между теми или иными признаками погоды, сезонными изменениями в жизни растительного и животного мира, влиянием солнца на живую и неживую природу.
Ход наблюдения:
Люди добрые, солнцу красному,
Лику ясному
Поклоняйтесь, улыбайтесь
Распрекрасному. В. Брюсов
Важнейшим фактором, определяющим погоду, является солнце — источник жизни, света и энергии. Весной солнце начинает подниматься все выше и выше, тем сильнее оно греет землю, поэтому погода теплее.
Воспитатель задает детям вопросы:
-Когда вы возвращаетесь с прогулки, замечаете, где находится солнце?
-Почему вы чувствуете, что весна уже наступила?
-Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит?
Трудовая деятельность:
Уборка игрушек – формировать у детей представление о сборе игрушек и наведение порядка.
Подвижные игры:
«У оленя дом большой» - закреплять умение соотносить движения с текстом.
«Кот и мыши» - учить соблюдать правила игры
«Змейка» - развивать детей в беге;
Индивидуальная работа:
«Смелые ребята» - упражнять в быстром беге;
Прогулка 11
Наблюдение за погодой
Цели: формировать представление о том, что изменения в природе весной связаны с вращением Земли вокруг Солнца; — закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Ход наблюдения:
Ласточка примчалась
Из-за бела моря.
Села и запела:
«Как февраль не злися,
Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик —
Все весною пахнет».
А. Майков
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (Весной.)
-Что изменилось с приходом весны?
-Что стало чаще появляться на небе?
Предложить детям объяснить, как они понимают поговорку «Зима весну пугает, да сама тает»?
Трудовая деятельность:
Уборка экологической тропы - учить видеть результат своего труда; работать в коллективе.
Подвижные игры: «Гуси-гуси» - учить детей действовать по сигналу, развивать внимание, формировать умение действовать в соответствии с правилами игры. Содействовать развитию речи.
«Стрелок» - учить детей правильно и безопасно выполнять игровые действия (бросать мяч в движущуюся цель, убегать от водящего, уворачиваться от мяча). Развивать меткость и ловкость.
«Воробушки и кот» - учить бегать не задевая друг друга; приучать детей быть осторожными, занимая место.
Индивидуальная работа: Развитие движений - обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия
Прогулка 12
Наблюдение за цветником
Цели: продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов; закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.
Ход наблюдения:
Мне не нужен огород, ягода клубника — Лучше клумбы разобью, пусть растет гвоздика. Посажу тюльпан, нарцисс, розу, незабудку. Ты зайди, не поленись, в сад мой на минутку. Первый опыт у меня не совсем удачен, Но тюльпаны, посмотри, выросли на даче! Быть садовником хочу, когда стану взрослым, Буду разводить цветы, хоть это и непросто.
Воспитатель задает детям вопросы:
Ребята, как называются цветы, которые мы посадили?
Что надо сделать, чтобы наши семена взошли?
Почему некоторые растения называют однолетними, двулетними и многолетними?
Трудовая деятельность:
Посадка цветов - формировать умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя; закреплять знания о росте и развитии растений.
Подвижная игра:
«Ловишки» - упражнять в беге в разных направлениях; тренировать быстроту, выносливость.
«Лохматый пёс» - учить бегать не попадаясь ловящему.
«Пустое место» - развивать быстроту, ловкость
Индивидуальная работа:
«Попади в обруч» - формировать умение метать в горизонтальную цель.
Прогулка 13
Наблюдение за божьей коровкой
Цели: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки; воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому.
Ход наблюдения:
У божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать, а может и летать, даже на большие расстояния: у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья. Окраска божьей коровки — предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской — несъедобные. Божьи коровки поедают огромное количество тли, любят угоститься червеедами, паутинными клещиками, личинками жуков-листоедов. Божья коровка — хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу. На зиму божьи коровки прячутся в щелках коры деревьев, в сухих корягах или зарываются в землю
Воспитатель задает вопросы:
Всех жуков она милей,
Спинка алая у ней,
А на ней кружочки —
Черненькие точки. (Божья коровка.)
-Как выглядит божья коровка?
-Как она передвигается?
-На кого охотятся божьи коровки?
-Где они живут?
-Какую пользу приносят божьи коровки?
-Где зимуют?
Трудовая деятельность:
Постройка фигур из песка - учить строить фигуры из песка; воспитывать дружеские отношения.
Подвижные игры:
«Совушка» - учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.
«Жмурки» - закреплять умение ориентироваться в пространстве.
«У медведя во бору» - развивать у детей сообразительность, ориентировку в пространстве и ритмичность движений. Упражнять детей в беге и ловле.
Индивидуальная работа:
«Попади в цель» - развивать глазомер и силу броска.
Прогулка 14
Наблюдение за разными видами транспорта
Цели: закреплять знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина; человек, вращая педали, передвигается.
Ход наблюдения:
Велосипед — это вид транспорта. Слово «велосипед» обозначает «быстрые ноги». Для того чтобы на нем ездить, нужно ногами крутить педали, а рулем удерживать равновесие.
Предложить детям рассмотреть велосипед.
С самых первых детских лет
Служит мне велосипед.
Лучше он любой машины,
Не нуждается в бензине!
Я педалями кручу
— Птицею с горы лечу.
Но на горку, между прочим,
Забираться трудно очень!
Я недолго унываю,
На педали нажимаю.
Пусть немного и устану,
Но зато сильнее стану!
Воспитатель задает детям вопросы:
-Чем отличается велосипед от машины (Машину заправляют бензином.)
-Почему становятся сильнее, когда катаются на велосипеде? (Развиваются мышцы спины и ног.)
На двух колесах я качу,
Двумя педалями верчу,
За руль держусь, гляжу вперед,
Я знаю — скоро поворот.
Мне подсказал дорожный знак:
Шоссе спускается в овраг.
Качусь на холостом ходу
У пешеходов на виду.
Трудовая деятельность:
Почистить кормушки, кормление птиц - воспитывать положительное отношение к труду.
Подвижные игры:
«Попади в цель» -учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения.
«Встречные перебежки» - учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга.
«Море волнуется» - развивать координацию движений, фантазию.
Индивидуальная работа:
Метание мяча вдаль и в цель - развивать координацию движений.
Прогулка 14
Наблюдение за бабочкой
Цели: на основе непосредственного восприятия формировать знания о характерных особенностях внешнего вида бабочки; воспитывать доброе отношение к живым объектам, выделяя признаки живого.
Ход наблюдения:
Звенят ручьи в апреле, Ласкает солнце нас.
На луг мы прилетели
И здесь танцуем вальс.
Мы крылышки расправим —-
Красив на них узор.
Мы кружимся, порхаем —
Какой кругом простор!
Душистыми цветами
Весна встречает нас,
И кажется, что с нами
Весь луг танцует вальс!
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (Бабочка.)
-Как выглядит бабочка?
-Как она передвигается?
-Чем питается бабочка?
-Какую пользу приносит?
-Есть ли дом у бабочки?
-Есть ли у нее враги?
У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосиками. У нее короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок бабочки — ее рот. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги — птицы и пауки.
Трудовая деятельность:
помощь воспитателю в закрывании песка в песочнице – формировать стремление к коллективной активности.
Подвижная игра:
«Кто скорее добежит до флажка?» - отрабатывать навыки подлезания под дугу.
«Раз, два, три — беги!» - развивать быстроту бега, ловкость, внимание.
«Кот и мыши» - продолжать учить соблюдать правила игры; активизировать двигательную активность.
Индивидуальная работа:
Д/и «Что изменилось?» - развивать внимание
Прогулка 15
Март.
Наблюдение за весеннем небом
Цель - учить детей отмечать признаки весны, связанные с цветом неба, изменением вида облаков, положения солнца над горизонтом. Рассказать о появлении кучевых облаков, причинах данного явления.
Художественное слово А. Блок
Лениво и тяжко плывут облака.
Лениво и тяжко плывут облака
По синему зною небес.
Дорога моя тяжела, далека,
В недвижном томлении лес.
Индивидуальная работа «Самый быстрый» - упражнять в быстром беге;
Трудовая деятельность:
Подметание веранды - воспитывать желание трудиться.
Подвижные игры:
«Птицы и кукушка» - развивать ловкость, быстроту; выполнять характерные движения по содержанию игры.
«Лягушки и цапля» - упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
«Затейники» - учить соблюдать правила игры, действовать быстро, ловко.
Индивидуальная работа:
Развитие движений, упражнять в прыжках в длину с места.