Нина Александровна Волкова
Картотека «Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет по теме недели «Урожай»». Осень. Сентябрь 1 неделя
Наблюдение в огороде «Овощи».
Задачи. Расширять знания детей об овощах. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия овощей. Вызвать у детей желание употреблять в пищу овощи. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность.
Беседа.
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно – молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
«Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Публикация «Картотека „Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет по теме недели „Урожай““, Осень, Сентябрь 1 неделя» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Прогулки. Сентябрь
- Трудовая деятельность на осеннем участке
- Урожай
- Темочки
Урожай весь соберут».
— Дети, а у нас в детском саду есть чудо-огород? (ответы детей).
— Дорогие друзья, в огород вас приглашаю, овощи изучить предлагаю. Огород – это огороженный участок земли. В огороде земляные грядки, между грядками прямые дорожки. Педагог и дети подходят к грядкам с овощами. Дети, правила поведения в огороде вспоминаем, никогда их не нарушаем.
Правила поведения в стране Овощей:
1. по дорожкам гуляем, на грядки не наступаем;
2. об аккуратности не забываем, грязными руками лицо и глаза не задеваем;
3. если грязь попала в глаза, немедленно подходим за помощью к воспитателю;
4. помним, что нельзя есть не мытые овощи.
— Дети, что такое овощи? (ответы детей).
— Овощи – это растения. Дети, как вы думаете, для чего мы выращиваем овощи на огороде? (ответы детей).
— Овощи – это съедобные растения, растения, которые можно кушать. Дети, какие овощи растут на наших грядках? (рассказы детей об овощах).
— Дети, какие овощи вы любите кушать? (ответы детей).
— Дети, как вы считаете, почему овощи нужно обязательно кушать? (ответы детей).
— Овощи здоровье укрепляют, витаминами угощают. Дети, что мы узнали об овощах? (ответы детей)
Вывод. Дети, мы узнали, что овощи – это растения, которые можно кушать. Кушать овощи полезно для здоровья.
Исследование «Плоды и семена».
Задачи. Расширять знания детей об овощах. Продолжать знакомить детей со строением растений. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Исследование.
В огороде много гряд,
Тут и репа, и салат.
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас накормит круглый год.
Александр Прокофьев
— Дети, наша исследовательская экспедиция направляется в страну Овощей. Напомните мне, где такая страна на нашем участке? (ответы детей).
— Дети, правила поведения в огороде вспоминаем, никогда их не нарушаем. (Ответы детей).
— Овощи – это растения, которые можно кушать. Дети, всё растение можно кушать, или нет? (предположения детей).
— Обычно, у растения мы кушаем плод. Плод – это часть растения, в которой прячутся семена. У овощей плоды большие, съедобные, полезные. Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно на грядки нашего огорода, скажите, какие плоды вы видите? (ответы детей).
Педагог показывает детям плод помидора, разламывает и показывает семена.
— Внутри плода, как в тёплом домике, прячутся семена, будущие растения. Семян много, но не из всех семян вырастет новое растение. Только самые спелые семена сохранят в себе силу для новых растений. Овощеводы семена собирают, сушат и сохраняют. А весной, посадят семена в землю, чтобы вырастить новые овощи. Дети, как вы считаете, может из семян помидора вырасти огурец? (предположения детей).
— Каждое семечко тайну только своего растения сохраняет. Дети, в каких плодах овощей и фруктов вы видели семена будущих растений? (ответы детей).
— Дети, что такое плод и семена? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что плод – это часть растения, в которой прячутся семена. Семена – это будущие растения. Каждое семечко хранить тайну только своего растения.
Исследование «Что такое корень?»
Задачи. Расширять знания детей о растениях. Продолжать знакомить детей со строением растений, уточнить функции корней. Развивать познавательный интерес детей.
Исследование.
— Дети, в страну Овощей приглашаю, интересное исследование обещаю. Напомните мне, пожалуйста, где страна Овощей на нашем участке? (ответы детей).
— Дети, правила поведения в огороде вспоминаем, никогда их не нарушаем. (Ответы детей).
Земля на грядках должна быть рыхлой, мягкой, дети рассматривают любые растения.
— Дети, что растёт на нашем огороде? (ответы детей).
— Интересно, почему растения не улетают, как листья. Как вы думаете, что их держит на земле? (предположения детей).
— Дети, аккуратно вытяните любое растения из земли и посмотрите, пожалуйста, что у растения под землёй? (ответы детей).
— Под землёй у растения корень. Одинаковые ли корни у растений? (ответы детей).
Педагог обращает внимание детей на стержневые корни (один большой, толстый корень и много маленьких) и мочковатые корни (много одинаковых корней).
— Дети, как вы думаете, для чего растениям нужен корень? (предположения детей).
— Корень удерживает растения на земле. Говорят, что с помощью корня растения пьют воду, как вы думаете, это правда или нет? (предположения детей).
— Дети, возьмём одно растения в группу и проверим это утверждение. Дети, что такое корень? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что корень – это подземная часть растения, которая закрепляет растения в почве и прочно удерживает его. Корни бывают разные.
Эксперимент в группе «Для чего нужны корешки растениям?»
Задачи. Помочь детям доказать, что корешок растения всасывает воду. Уточнить функцию корней растений. Развивать интерес детей к исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование: растение с корешками, прозрачная ёмкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для растения.
Эксперимент.
Гипотеза: корешки всасывают воду.
Эксперимент: дети помещают растение в прозрачную ёмкость, отмечают маркёром уровень воды, плотно закрывают ёмкость крышкой с прорезью для растения.
Фиксирование результатов: через день в течение 10 дней дети маркёром на баночке отмечают уровень воды.
Анализ полученных данных: дети определяют, что произошло с водой спустя несколько дней. Вода в банке уменьшилась.
— Дети, что мы узнали о корнях растений? (ответы детей)
Вывод. Дети, мы узнали, что корень не только закрепляет растения в почве и прочно удерживает его, но с помощью корня растения получает из почвы воду.
Исследование «Что такое корнеплод?»
Задачи. Расширять знания детей об овощах, корнеплодах. Уточнить функцию корней растений. Развивать познавательный интерес детей.
Материалы: корнеплоды.
Исследование.
— Дети, наша исследовательская экспедиция направляется в страну Овощей. Напомните мне, где такая страна на нашем участке? (ответы детей).
— Дети, правила поведения в огороде вспоминаем, никогда их не нарушаем. (Ответы детей).
Дети подходят к грядке с корнеплодами. Педагог выкапывает несколько корнеплодов. Дети внимательно обследуют корнеплоды: форма, размер, цвет, величина.
— Дети, сегодня мы с вами продолжим изучать корни растений. Исследуем этот корень, какой-то он странный. Дети, что вы о нём думаете? (ответы детей).
— Это корнеплод – корень и плод одновременно. Дети, какие корнеплоды вы знаете? (свёкла, репа, редиска).
— Считается, что в корнеплоде растение прячет запас питательных веществ на зиму. Предлагаю это проверить. Возьмём этот корнеплод в группу и проверим. Дети, вы согласны? (ответы детей).
— Дети, что такое корнеплод? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что корнеплод – это корень и плод.
Эксперимент в группе «Что прячет внутри корнеплода?»
Задачи. Помочь детям установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ растения. Развивать интерес детей к исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование: корнеплоды.
Эксперимент.
Гипотеза: в корнеплодах есть запас питательных веществ.
Эксперимент: корнеплоды положить в тёплое светлое место.
Обратить внимание детей, почему корнеплоды ставим в тёплое и светлое место. Растениям для роста нужен свет и тепло.
Фиксирование результатов: дети зарисовывают появление зелёных листиков, их рост.
Анализ полученных данных: дети определяют, что произошло с корнеплодами через несколько дней. Корнеплод без воды стал мягкий, вялый. Он отдал все питательные вещества листикам.
— Дети, что мы узнали о корнеплодах? (ответы детей)
Вывод. Дети, мы узнали, что в корнеплодах есть запас питательных веществ.
Наблюдение в огороде «"Доктора" на грядке».
Задачи. Расширять знания детей об овощах. Познакомить с «докторами» на грядке: лук, чеснок. Закреплять представления детей о пользе для здоровья овощей. Развивать любознательность. Поддерживать интерес детей к загадкам.
Беседа.
Педагог приглашает детей в огород.
— Дети, отгадайте, пожалуйста, загадки.
От простуды нас избавил,
Витаминов нам добавил,
И от гриппа нам помог,
Горький доктор наш … чеснок
Очень горький, но полезный!
Защищает от болезней!
И микробам он не друг,
Потому что это… лук
Педагог показывает детям на грядках лук и чеснок. Выдёргивает по одному растению. Дети исследуют растения: форма, цвет, запах. Вспоминают вкус.
— Дети, лук и чеснок – это овощи. У лука съедобные и вершки, и корешки. Вершки – листья длинные, трубчатые, зелёные, съедобные. Корешки – луковицы круглые, жёлтые, твёрдые, сочные. Запах лука сильный, едкий. Вкус лука острый, жгучий. Золотистый, спелый лук во все блюда добавляют. Лук от простуды нас избавит, витаминов нам добавит. Очень горький, но полезный, защищает от болезней. У чеснока вершки – листья длинные, узкие, зелёные, несъедобные. Корешки – луковицы твёрдые, круглые, сложные, зубчатые. Запах и вкус чеснока острый, жгучий, ароматный, пряный. Волшебный, лечебный чеснок в многие блюда добавляют. Чеснок вирусы убивает, здоровье наше защищает. Очень горький, но полезный, защищает от болезней.
— Дети, какую часть растения мы едим у лука и чеснока? (ответы детей).
— У лука и чеснока мы едим луковицы. У лука ещё съедобны листья-пёрышки. Дети, как вы думаете, чем похожи лук и чеснок? (ответы детей).
— Чем отличаются лук и чеснок? (ответы детей).
— Дети, почему лук и чеснок называют «докторами» на грядке? (ответы детей).
— Дети, что мы узнали о луке и чесноке? (ответы детей)
Вывод. Дети, мы узнали, что чеснок и лук – горькие, но полезные овощи, они защищают от болезней.