Нина Александровна Волкова
Картотека «Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет. Лютый снежень»
▼ Скачать + Заказать документы
Февраль, 1 неделя.
Наблюдение из окна «Трескучий мороз» (в морозный день).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
…. Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
Публикация «Картотека „Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет, Лютый снежень“» размещена в разделах
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт — по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Н. А. Некрасов
— Дети, как вы думаете, почему мороз называют трескучим?
— Трескучий мороз – сильный мороз. Во время сильного мороза у деревьев с треском лопается кора. Бедные деревья от мороза не убегут, за одеждой не спрячутся. Дети, а как мы защищаемся от мороза?
— Мы себя оберегаем, от мороза защищаем, много одежды одеваем. Дети, напомните мне, что такое обморожение?
— Мороз открытые участки тела холодом обжигает, кожу убивает. Дети, как вы считаете, чаще всего, что люди обмораживают?
— Мороз щёки и нос кусает, отморозить желает. Нос и щёки шарфом прикрываем, от мороза защищаем. Дети, как нам на прогулке от мороза себя защитить?
— В мороз стоят на месте нельзя, нужно двигаться всегда. Бегаем, прыгаем, ножками топаем, в ладоши хлопаем. Движения – это жизнь. Дети, вспомним приметы зимы.
— Приметы зимы: холод, мороз, снег, снегопад, сугробы. Дети, что мы узнали о трескучем морозе?
Вывод. Дети, мы узнали, что в трескучий мороз деревья трещат. Мороз опасен для здоровья и жизни не только людей, но и деревьев.
Наблюдение «Февраль – лютый снежень».
Задачи. Познакомить детей с последним месяцем зимы. Расширять знания детей о зимних явлениях природы и жизни животных зимой. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, наступил третий и последний месяц зимы. Кто знает, как его зовут?
В феврале мороз трескучий,
Щиплет за уши и нос.
И сугробов снежных кучи
Дядька нам февраль принёс.
А. Вятский
— Февраль в народе прозвали «лютый снежень». Дети, как вы думаете, почему?
— Лютый – значит злой, сердитый. Снежень – много снега. В феврале трескучие морозы, много снега. Знаменит февраль вьюгами да метелями. Это последний, самый страшный месяц зимы. Для лесных жителей это месяц лютого голода. Тощают все звери. Нагулянный с осени жирок уже не греет, не питает их. Кончаются запасы у зверюшек и в норах, в подземных кладовых. Лесники помогают травоядным животным, завозят в лес сено. Сено – это сушёная трава. Всё больше лесных птиц перелетает ближе к человеческому жилью. Дети, как вы считает, почему?
— Зимой в лесу трудно найти корм, поэтому лесные птицы перебираются поближе к людям. Они кочуют с места на места в поисках корма. Таких птиц называют кочующие птицы. В голодные времена птицы надеются на помощь людей. Дети, как мы помогаем лесным гостям пережить суровую зиму?
— Мы кормушки смастерили, птичек в гости пригласили. Разный корм птицам предлагаем, зиму пережить помогаем. Дети, что мы узнали о феврале?
Вывод. Дети, мы узнали, что февраль – последний месяц зимы, лютый и снежный.
Исследование «Зимний ветер» (в ветреный день).
Задачи. Расширять знания детей о ветре. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Исследование.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Он летит издалека,
Гонит в небе облака,
Гонит волны в океане,
Кружит вихрем в урагане.
Может ласково подуть,
Может стихнуть и уснуть.
В каждом уголке на свете
Очень разный дует…
— Дети, что такое ветер?
— Ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Ветры бывают разные: сильные и слабые, тёплые и холодные. Дети, можем ли мы увидеть ветер?
— Ветер невидим, но если мы посмотрим на деревья, то увидим работу ветра. Если ветки деревьев качаются сильно – дует сильный ветер, если чуть-чуть шевелятся – слабый ветер. Дети, как вы считаете, какой сегодня ветер?
Педагог предлагает детям повернуться лицом к ветру.
— Ветер можно почувствовать. Зимой ветра часто дуют с холодного Севера. Они несут морозный, холодный воздух. Дети, вы чувствуете ветер?
— Ветер любит забираться под шапки, пуховики и морозит людей. Поэтому всегда нужно хорошо закрывать спину, заправлять майки, рубашки в штаны, а лучше носить комбинезон (он хорошо закрывает спину). Шапку зимой не снимаем, уши от мороза и ветра скрываем. Дети, что мы узнали о зимнем ветре?
Вывод. Дети, мы узнали, что ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Зимний ветер очень холодный, северный.
Исследование «Февральские ветра» (в ветреный день).
Задачи. Расширять знания детей о ветре, зимних явлениях природы. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.
Исследование.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, что такое ветер?
— Ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Ветры бывают разные.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Самуил Маршак
— Позёмка – это сильный ветер, но летит он низко, по земле, передвигая снег с места на место. Если идёт снег и дует сильный ветер, то это метель С ветром дружат, быстро летают, с полей снег поднимают и в лес угоняют, засыпают снегом ели зимние метели. Есть у метели подруги. Кружат, завихряют, снег вздымают, метели подруги – пурга да вьюга. Метель, пурга, вьюга по полям и лесам гуляют, все дороги заметают, сугробы наметают. Ну, а если ветер ещё сильнее дует. Над землёю пролетают, снегом засыпают, ветром сбивают, словно таран, это зимний буран или буря.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Александр Пушкин
— Дети, какой сегодня ветер?
— Дети, что мы узнали о февральских ветрах?
Вывод. Дети, мы узнали, что в феврале дуют разные ветра: позёмка, метель, вьюга, пурга, буран или буря.
Наблюдение «Февраль – бокогрей» (в солнечный день).
Задачи. Расширять представления детей о том, как в феврале изменяется жизнь растений и животных. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Обогащать природоведческий словарь детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, наступил третий и последний месяц зимы. Кто помнит, как его зовут?
— Февраль – третий месяц зимы. Февраль называют лютым, снеженем, но есть у него ещё одно название – «бокогрей». Дети, как ы думаете, почему февраль – «бокогрей»?
Месяц звали «бокогреем»:
Только солнышко пригреет,
И затихнет вдруг метель,
Как затренькает капель.
С одного лишь греет бока,
А с другим – одна морока:
Мёрзнет, сущая беда!
Кончится ль зима когда?
Марина Халеева
— В феврале в ясный день солнышко пригревает, бока греет. А спряталось солнышко и стало холодно, морозно. Дети, как вы считаете почему?
— Зима – холодное время года, дуют холодные ветра. Днём снег на солнышке подтаивает, ночью – замерзает и превращается в наст, плотный, крепкий, тяжёлый. Снег из друга, сохраняющего тепло, теперь превращается в смертельного врага. Дети, как вы думаете, почему?
— Под тяжёлым снегом ломаются ветви деревьев. Куропатки, рябчики, тетерева зимой ночуют, зарывшись в снег с головой. Но вот беда, когда после дневной оттепели ударит ночью мороз и покроет снег ледяной коркой – настом. Птицы не могут выбраться из-под снега и могут задохнуться без воздуха. Птицы и звери днём радуются солнцу теплу, а ночью замерзают. Дети, что нового мы узнали о феврале?
Вывод. Дети, мы узнали, что февраль – не только лютый и снежный, но и бокогрей. В феврале то тепло, то холодно.