Нина Александровна Волкова
Картотека «Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет. Лесные гости»
Зима. Ноябрь – Декабрь
Наблюдение «Лесные гости».
Задачи. Поощрять желание детей наблюдать за птицами. Обратить внимание детей на птиц, прилетающих на зиму из леса в город. Формировать умение детей анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения при наблюдении за птицами. Воспитывать желание бережно относится к птицам, подкармливать их зимой. Развивать любознательность детей.
Беседа.
Положить корм в птичьи кормушки.
Публикация «Картотека „Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет, Лесные гости“» размещена в разделах
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
Юрий Синицын
— Дети, откуда прилетели к нам желтогрудые синицы?
— По лесному календарю сейчас месяц «Зимних гостей». К нам из зимнего леса прилетают синицы, снегири, свиристели, дятлы. Дети, как вы думаете, почему эти птицы прилетают к нам в город из леса?
— В лесу трудно найти корм, поэтому лесные птицы перебираются поближе к людям. Они кочуют с места на места в поисках корма. Таких птиц называют кочующие птицы. Дети, как мы можем помочь лесным гостям пережить суровую зиму?
— Дети, что мы узнали о лесных гостях?
Вывод. Лесные гости – это птицы из леса, которые прилетели в город в поисках корма.
Исследование «Кормушка для птиц».
Задачи. Поощрять желание детей наблюдать за птицами. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой. Развивать любознательность.
Исследование.
— Дети, я сегодня увидела снегиря. Снегирь – яркая птица, красной грудкой внимание привлекает, ягоды рябины напоминает. Черные крылья и шапочка на голове, серые пёрышки на спине. Прилетают к нам снегири из хвойных лесов. Ягоды рябины, боярышника и шиповника клюют, тихонечко «Рюм-рюм-рюм!» поют. Дети, если вам посчастливится увидеть снегирей, тихонько полюбуйтесь ими, стараясь не спугнуть.
Положить корм в птичьи кормушки.
Мы кормушки смастерили
Птичьи столовые открыли.
Кто к нам в гости прилетает,
Кормушки наши посещает?
— Юные орнитологи, исследования продолжаем, жизнь птиц изучаем. Задание: понаблюдать за кормушками. Выяснить: какие птицы прилетают к нашим кормушкам. Задание понятно?
— Вспомним правила наблюдения за птицами.
Правила наблюдения за птицами.
1. Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
2. Не нужно подбегать к птицам, мы мешаем им отдыхать или кушать.
3. Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.
Через некоторое время предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить детей, которые действительно наблюдали за птицами.
— Дети, как вы считаете, почему птицы прилетают на наши кормушки?
Вывод. Дети, мы узнали, что зимой птицам трудно найти корм, поэтому они прилетают на кормушки.
Целевая прогулка по участку детского сада «Птичьи кормушки».
Задачи. Напомнить детям, что зимующие птицы очень нуждаются в помощи людей. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой. Поощрять желание детей наблюдать за птицами. Развивать любознательность.
Беседа.
Положить корм в птичьи кормушки.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Александр Яшин
— Дети, почему птиц зимой нужно кормить?
— Как вы думаете, только мы с вами повесили кормушку для птиц?
— Дети, сейчас мы погуляем с вами вокруг детского сада и внимательно посмотрим, где висят кормушки для птиц? Какие птицы прилетают на кормушки?
— Вспомним правила наблюдения за птицами.
Во время прогулки педагог обращает внимание детей на кормушки для птиц не только на территории детского сада, но и за забором (если они есть). Поощряет тех детей, кто не шумит, не бегает, а спокойно наблюдает за птицами.
— Дети, как вы думаете, почему так много кормушек?
Вывод. Дети, мы узнали, что зимой птицам трудно найти корм, поэтому они прилетают на кормушки. Птиц много, поэтому и кормушек надо много.
Исследование «Как птицы ведут себя возле кормушки?»
Задачи. Поощрять желание детей наблюдать за птицами. Обратить внимание детей на птиц, прилетающих на зиму из леса в город. Формировать умение детей отмечать характерные особенности птиц. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой.
Исследование.
Я сегодня увидела удивительных птиц. Это были крупные птицы, в нарядном оперении, с хохолком на голове. Они тихонько посвистывали, будто играли на свирелях: «Свири-свири-свир». А зовут этих удивительных птиц свиристелями. Свиристели любят спелые ягоды рябины. Стайками они перелетают с одного дерева на другое.
Прилетели свиристели,
Заиграли на свирелях,
Засвистели: «Свири-свир!
Мы в лесу устроим пир!
Пусть опали с веток листья,
Шелестит осенний дождь,
Мы клюём рябины кисти —
Лучше ягод не найдёшь!»
Шорыгина Т. А.
Положить корм в птичьи кормушки.
Мы кормушки смастерили
Птичьи столовые открыли.
За поведением птиц понаблюдаем,
Характер птичек мы узнаем.
— Юные орнитологи, исследования продолжаем, жизнь птиц изучаем. Задание: понаблюдать за поведением птиц. Выяснить: как птицы ведут себя возле кормушки. Как они клюют корм в кормушке (сразу же садятся на кормушку или осторожничают и сначала садятся на кусты, и только потом подлетают к кормушке, ссорятся или нет, уступают ли друг другу. Задание понятно?
— Вспомним правила наблюдения за птицами.
— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.
Через некоторое время предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Если ребёнок не помнит, как зовут птицу, попросить её описать. Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
— Дети, что нового мы узнали о птицах?
Вывод. Дети, мы узнали, что птицы ведут себя на кормушках по-разному. Воробьи часто ссорятся, отбирают корм друг у друга. Снегири спокойные птицы. Синички любят клевать сало, раскачиваясь на верёвке, за которую сало прикреплено к кормушке. Когда к кормушке подлетает крупная птица – ворона, сорока или голубь – маленькие птички отлетают в сторону.
Наблюдение «Птичья столовая».
Задачи. Поощрять желание детей наблюдать за птицами. Воспитывать в детях чувство сострадания и милосердия, желание подкармливать птиц зимой. Развивать любознательность.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите?
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли…
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник — снегири,
Ярче утренней зари.
3. Александрова
— Дети, какие птицы прилетали в нашу птичью столовую?
— По лесному календарю сейчас месяц «Зимних гостей». Дети, какие птицы прилетели в город из леса?
— Как выдумаете, почему птицы перелетают зимой из леса в город?
— Зимой в лесу трудно найти корм, поэтому лесные птицы перебираются поближе к людям. Они кочуют с места на места в поисках корма. Поэтому таких птиц называют кочующие птицы. В голодные времена птицы надеются на помощь людей. Дети, как мы помогаем лесным гостям пережить суровую зиму?
Вывод. Дети, мы узнали, что кормушки, птичьи столовые, помогают кочующим птицам пережить голодные времена.