Миронова Олеся
Картотека подвижных игр по нравственно — патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Описание материала: Данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проект будет полезен воспитателям и родителям.
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Публикация «Картотека подвижных игр по нравственно — патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подвижные игры для детей
- Темочки
А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Проект разработан с целью воспитания у детей дошкольного возраста интереса к русским подвижным играм. Русские народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В русских народных подвижных играх как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о храбрости, трудолюбии.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Тополёк»
по нравственно – патриотическому воспитанию
Подготовительная группа
(от 6 до 7 лет)
Колядки
Цель: приобщение к обрядовой культуре младшего поколения; развитие ритмичной выразительной речи.
Перед новогодними праздниками были распространены ритуальные обходы дворов – коляда, ходили с меланкой и с козой, в которых принимали участие и дети в возрасте от 6 до 14 лет. Варианты детских колядок не имели религиозного сюжета. Как правило, они носили характер требования одарить исполнителя и содержали мотивы угрозы в случае невыполнения этого требования. В качестве примера можно привести детскую игру-коляду:
«Коляд-коляд-колядин,
я у бабушки один,
у бабушки карие глазки,
подайте мне колбаски».
Дети получают за колядку сладости.
Коники
Цель: учить детей быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга.
Проводится как эстафета. У всех кони едут по свистку атамана наперегонки к плетню, на котором висит шляпа. На пути – препятствия: ров, вода и т. д. Победит тот, кто первый возьмет шляпу.
Сторожевые
Цель: развитие ловкости, координации движений.
Нужны палки и резиновый мяч, положить обруч или вырыть ямку. Сторожевые с палками охраняют круг, нападающие за кругом. Задача – загнать мяч в круг.
Колыбель
Цель. Развитие коммуникативных навыков, чувства доверия к группе.
Содержание. Дети встают вокруг расстеленного на полу одеяла. Ведущий упоминает детям о том, как в детстве их качали родители, и предлагает желающим покачаться на одеяле.
Один ребенок ложится на одеяло, а остальные берут одеяло, поднимают его и начинают раскачивать.
Делать это нужно согласованно. При раскачивании можно напевать спокойную песню.
Примерно через минуту по команде ведущего дети прекращают раскачивание и осторожно опускают одеяло на пол.
Рекомендации. Качают только тех, кто сам этого захотел. Ребенок решает, качается он с открытыми или с закрытыми глазами.
Подсолнухи
Цель: развитие внимания, ритмичной выразительной речи.
Игроки – подсолнухи стоят в несколько рядов. Один – земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к ее окончанию земледелец должен показать, кто как стоял. Считает ведущий:
«Солнце светит, дождь идет,
Семечко растет, растет.
К солнцу тянется росток,
Тонкий, тонкий стебелек.
Небосвод весь обегая,
Солнце светит, не моргая.
Земледелец, не зевай,
Перемены отгадай!»
Золото
Цель: развитие ритмичной выразительной речи, внимания.
Игра ведется преимущественно девочками в неопределенном числе, Один из играющих берет какую-нибудь вещь (колечко, цепочку); остальные становятся в круг, держа перед собой руки, сжатые в кулак. Первая, стоя в кругу, приговаривает нараспев:
Я золото хороню, хороню,
Я чистоеприхораниваю!
Мое золото пропало,
Чистым порохом запало,
Метелицей замело.
Угадай, у кого?
Все: Гадай, гадай, девица,
В какой руке перица?
Стоящая в кругу девушка спускает руку с золотом в руки играющих с тем, чтобы оставить его в какой-нибудь руке. На ком остановится рука хоронящей «золото», при словах: «Угадывай, у кого?» - та выступает вперед и угадывает; если угадает, то остается в кругу и хоронит «золото»; если ж нет, то следует женитьба, которая обыкновенно состоит в том, что у девушки спрашивают: в какой стороне живет ее жених, как его зовут и прочее, после чего она снова хоронит «золото».
Моргушки
Цель: развитие внимания, быстроты реакции движений.
Девушки сидят по кругу. За каждой девушкой, стоит парень. Перед одним из парней, водящим стоит стул. Он оглядывает всех сидящих девушек и незаметно моргает одной из них. Она должна быстро занять свободное место, а парень, стоящий за ней, должен её удержать. Если он не успел удержать свою девушку, то он становится водящим.
Хороводная игра «Просо сеяли»
Цель: координировать слова и движения в соответствии с текстом.
В игре принимают участие две группы: группа девушек и группа парней, которые выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов.
Девушки на слова: «А мы просо сеяли, сеяли.» делают 4 шага вперёд и два притопа. Затем, на слова: «Ой, дед Лада, сеяли, сеяли». Возвращаются на место.
Группа парней, повторяя движение девушек, поё т: «А мы просо вытопчем, вытопчем. Ой, дед Лада, вытопчем, вытопчем». Девушки, сменяя парней, поют: «Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей. Ой, дед Лада, 100 рублей, 100 рублей». Парни, сменяя девушек, продолжают песню: «Нам не надо 100 рублей, 100 рублей. А нам надо девицу, девицу красавицу». Девушки идут навстречу парней со словами: «Мы дадим вам девицу, девицу красавицу. Мы дадим вам кривую, вот такую косую».
Парни отвечают:
«Нам не надо кривую, нам не надо косую».
Один из парней остаётся на середине площадки, а парни продолжают петь:
«А мы возьмем любую, любую».
Парень выбирает себе девушку, кланяясь ей.
Шеренги девушек и парней соединяются.
«Разбей кувшин»
Цель: развитие координации движений, ловкости.
Ведущий кладет колесо в центре игровой площадки. На палку, вставленную в ступицу колеса, надевается глиняный кувшин. Игрок берет в руки палку, отходит от шеста с кувшином на 5-6 шагов, завязывает себе глаза. Делает несколько оборотов на месте, а затем, направляется к кувшину, чтобы разбить его. (Можно вместо кувшина взять шарик).
Трещотки
Цель: развитие памяти, речи.
Соревнуются две группы. Ведущий дает задание и следит за его выполнением. На каждую группу – 2 скороговорки. Каждый должен верно произнести по одной скороговорке. Если игрок не может произнести, он выбывает. Побеждает та группа, которая «переговорила» соперников. «Пришел Прокоп, кипел укроп. Ушел Прокоп, кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, Так и без Прокопа кипел укроп».
«Раз дрова, два дрова, три дрова».
«В поле Поля полет просо, Сорняки выносит Фрося».
Петушок
Цель: развиваем слуховую память, внимание.
Все дети сидят, Ведущий считалкой удаляет одного игрока, он становится ко всем спиной. Среди оставшихся назначается Петушок. Ведущий говорит: «Утром кто бесов гоняет, песни звонкие спивает, спать мешает казаку и кричит.» Петушок: «Кукареку!» Выбранный отгадывает, кто кричал.
Перетягивание
Цель: развитие силы, умения двигаться сообща; сплочение коллектива.
Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды игроков.
По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону, стараясь нарушить цепь противника, т. е. перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает.
Дети не должны умышленно разрывать руки, мешать другим, вызывать падение игроков.
Завивайся плетень
Цель: развитие речи, координации движений, силы, ловкости.
Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии – коридор шириной 10-15м. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:
Заяц, заяц не войдет
В наш зеленый огород!
Плетень, заплетайся,
Зайцы лезут, спасайся!
При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!». И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:
Не войдет и другой раз,
Нас плетень от зайцев спас.
Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.
Штандер
Цель: развитие ловкости, внимания, быстроты реакции, координации движений.
Играть нужно на улице, под открытым небом. Все играющие становятся в круг на расстоянии шага, а кто-то один берет мячик и становится в середину, которую обозначают камушком. Затем он бросает мяч высоко вверх и громко называет имя кого-то из игроков, который должен быстро выбежать в центр, чтобы поймать мяч. Бросавший бежит на его место. Бросать мяч надо повыше и точно вверх, чтобы мяч падал в пределах круга игроков. Тот, кого назвали, ловит брошенный мяч и становится в центр, чтобы опять подбросить мяч и назвать кого-то по имени. Но, если мяч поймать не удалось, и он упал на землю, то все игроки разбегаются в стороны, а ловивший как можно быстрее должен схватить мячик с земли, прибежать с ним в центр и крикнуть: «Штандер!» После этого игроки должны сразу остановиться. Водящий должен попасть в кого-нибудь мячом. Если попадет, то все опять разбегаются подальше от того, в кого попал мячик, а тот, подняв его с земли, сам кричит «Штандер!» Так игра и продолжается.
Узел
Цель. Развитие групповой сплоченности, умения выполнять команду и действовать сообща.
Инвентарь. Не нужен.
Число участников. От семи человек.
Участие взрослого. Желательно.
Содержание. Один из участников игры отворачивается, остальные встают в круг и берутся за руки.
Ведущий говорит: «Теперь попробуйте превратиться в узел. Для этого надо будет запутаться, не разнимая рук. Можно перешагивать через сомкнутые руки, проползать под ними так, чтобы в результате ваши руки переплелись, а из круга получился клубок. Отпускать руки своих соседей нельзя!»
Тот, кто отворачивался, пытается развязать узел. Надо объяснить, что сразу может и не получиться, распутать узел можно только шаг за шагом. Можно давать инструкции с помощью слов: «Виктор, перелезь через руку Маши», а можно с помощью слов и направляющих движений.
Песня
Цель. Отработка навыков работы в группе, умения соблюдать общий ритм с помощью внутреннего слуха.
Инвентарь. Не нужен.
Число участников. От трех человек.
Участие взрослого. Желательно.
Содержание. По сигналу (например, хлопку или голосовой команде) ведущего, все участники хором начинают петь какую-либо песню, которая известна всем участникам. По второму хлопку все поют про себя. По третьему — снова вслух.
Развитие игры. После второго хлопка, когда дети поют про себя, ведущий указывает на одного из ребенка, и тот становится солистом — начинает петь вслух, в то время как другие продолжают петь молча. 3aтем ведущий указывает на другого ребенка и так далее.
«Тополёк»
Цель: развитие речи, внимания, ловкости; учить ориентироваться в пространстве.
В игре участвуют: ведущий - «тополь», игроки - «пушинки», 3 игрока - «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии. Ведущий:
«На дворе пришла весна, распушила тополя!
Тополиный пух кружится,
но на землю не ложится.
Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!».
После этих слов налетают «ветры» и «уносят» (т. е. ловят) «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные пушинки становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.
Горелки
Цель: развитие речи, внимания, координации движений, учить действовать после сигнала.
Играющие становятся в две колонны (парами, впереди - водящий). Все хором произносят:
Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.
Глянь на небо -
Птички летят.
Колокольчики звенят!
Раз, два, три - беги.
С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один - слева, другой - справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.
«Коршун и цыплята»
Цель: учить соотносить слова с действиями, бегать, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.
С одной стороны зала положен шнур - за ним располагаются «цыплята» - это их «домик». Сбоку домика на стуле располагается «коршун» - водящий, которого назначает педагог. Дети-«цыплята» бегают по залу - «двору», присаживаются - «собирают зернышки», помахивают «крылышками». По сигналу педагога: «Коршун, лети!» - «цыплята» убегают в «домик» (за шнур, а «коршун» пытается их поймать (дотронуться). При повторении игры роль коршуна выполняет другой ребенок (но не из числа пойманных).
«Мишень — корзинка»
Цель: развиваем ловкость, меткость, чувство ритма, внимание, координацию движений, учить действовать после сигнала.
Небольшую корзинку подвешивают к ветке дерева и раскачивают. 2-3 играющих встают за кругом, обозначенным на расстоянии 4-5 шагов от нее, стараются забросить в корзину какие-либо мелкие предметы — например, один - еловые шишки, второй — сосновые, и т. д. Когда корзина перестает раскачиваться, производится подсчет заброшенных предметов. Выигрывает тот, чьих предметов оказывается больше.
Правила: при метании нельзя заходить за круг; бросать в корзину по одному предмету любым способом.
«Хлибчик»
Цель: учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать после сигнала, ориентироваться в пространстве.
Дети делятся на пары и встают врассыпную. Ведущий – хлибчик (хлебец) – становится на некотором расстоянии от детей, у него нет пары. Он громко произносит: - Пеку, пеку хлибчик!
- А выпечешь?
- Выпеку!
-А убежишь?
- Посмотрю!
С этими словами дети бегают врассыпную по одному. На команду педагога «Пара!» - быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому пары не хватило, становится хлибчиком. Игра повторяется.
«Крыша»
Цель: развивать память, внимание, учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.
В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять-десять человек. Под веселую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают ее (крыша).
«Баба Яга»
Цель: активизировать речь детей; учить ориентироваться в пространстве, развивать координацию движений.
В центре стоит Баба Яга, в руках у нее помело (веточка). Дети двигаются по кругу и приговаривают:
Бабка Ёжка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала! А потом и говорит: «У меня нога болит!» Пошла на улицу - раздавила курицу, Пошла на базар - раздавила самовар, Вышла на лужайку - испугала зайку!
Дети разбегаются, а Баба Яга, прыгая на одной ноге, пытается осалить детей своим помелом. Бабой Ягой становится тот, кого водящий перенесет в круг.