Светлана Загитова
Картотека материалов по теме «Планета Земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационный стенд, папка-передвижка, консультации, семейная выставка-конкурс
Апрель, 1 неделя
Тема: «Планета Земля»
1. Информационный стенд
2. Папка-передвижка:
• «Земля - наш общий дом» (воспитатель)
3. Консультации (подгрупповые/индивидуальные)
• «Не причиняя вреда природе» (воспитатель)
• «Сокровища леса» (воспитатель)
Публикация «Картотека материалов по теме „Планета Земля“» размещена в разделах
• «Экологическое образование в семье» (воспитатель)
• «Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка» (учитель-логопед)
4. Семейная выставка-конкурс «Это загадочный космос руками детей и их родителей»
1. Размещение информационных материалов по теме недели : «Планета Земля»
Информационный стенд
Цель: информирование и повышение педагогической компетенции родителей по воспитанию и развитию дошкольников.
Содержание материалов :
- речевые игры и упражнения по теме (учитель-логопед);
- дидактические игры (воспитатель);
- художественное слово (загадки, стихи и др.) (воспитатель);
- советы и рекомендации родителям (педагоги).
2. Папка-передвижка
• «Земля – наш общий дом» (воспитатель).
Цель: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее, к родной Земле, отношение к себе как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
3. Консультации
• «Не причиняя вреда природе»
Цель: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
• «Сокровища леса»
Цель: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры
• «Экологическое образование в семье»
Цель: формировать положительное отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
• «Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»
Цель: актуализация знаний и мотивация на совместную коррекционную работу семьи и учителя-логопеда, преемственность в работе.
4. Семейная выставка-конкурс «Это загадочный космос руками детей и их родителей»
Цель: активизировать совместное творчество детей и родителей.
«Планета Земля»
Родителям рекомендуется:
объяснить ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник;
рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники;
рассказать ребенку о первом космонавте – Ю. Гагарине.
Речевая игра «Один - много»
спутник – спутники
корабль — … космонавт — … звезда – … планета — …
скафандр — … ракета — …
Речевая игра «Посчитай до 6»
одна ракета, две, три, четыре, пять ….
Планета, спутник, метеорит, астероид,
звезда, орбита, космодром.
Дидактическая игра «Подбери признак?»
космонавт (какой) – ,
планета (какая) - ,
метеорит (какой) - ,
инопланетянин (какой) - …
Рекомендуем выучить стихотворение с помощью мнемотаблицы:
Речевая игра «Преобразуй»
Игра «Я, ты, он, она, мы, вы, они» (Преобразуй) :
Я: Смотрю на яркие звезды Ты: ___
Он: ___ Она: ___
Мы: ___ Вы: ___ Они: ___
ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА
«ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.
Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.
Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.
Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с ребенком, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.
Материал для работы с ребенком:
1. Отгадать загадку: Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица, Но знают все: и млад, и стар, что она огромный шар. (Земля)
2. Прочитать и выучить по выбору стихи:
Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны,
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников - злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки!
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
Б. Заходер
**
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
А. Яшин
**
3. Повторить с детьми лексические темы: «Дикие животные», «Перелётные птицы», «Зимующие птицы», «Рыбы», «Лес. Деревья и кустарники», «Грибы. Ягоды», «Насекомые», «Животные Севера», «Животные жарких стран».
4. Поиграть в игру "Кто знает, пусть продолжает". Насекомые - это. Птицы - это. Дикие животные - это. Рыбы - это.
5. Объяснить поговорку: «Никого не родила, а все матушкой зовут»
6. Повторить правила поведения в природных местах отдыха.
7. Подобрать и наклеить в тетрадь картинки по теме.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«НЕ ПРИЧИНЯЯ ВРЕДА ПРИРОДЕ»
(воспитатель)
Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Несмотря на серьёзные меры, принимаемые в деле охраны природопользования в нашей стране, существующая экологическая обстановка очень напряжённая.
Охрана природы – одна из важнейших общегосударственных задач, от решения которой зависит успешное выполнение народохозяйственных планов, благосостояние нынешнего и будущего поколения. Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.
Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«СОКРОВИЩА ЛЕСА»
(воспитатель)
У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа — леса!
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.
Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т. д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту.
Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания.
Причины этому следующие:
Недостаток научных знаний о природе.
Несформированность экологического сознания у детей и родителей.
Отсутствие системы непосредственного общения с природой (прогулки в природу).
Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе. Задача родителей - воспитать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к лесу нет и не может быть мелочей. Сорванные просто так листья с деревьев, обломанные ветки, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому, прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность леса.
Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.
Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами.
1. Беседуйте с детьми о лесе. Объясните детям необходимость бережного отношения к лесу ради блага всего живого на Земле.
2. Покажите, что лес – один из источников достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой.
3. Приучайте детей не ломать кустарники, не портить деревья.
4. Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы.
5. Чаще организуйте совместные с ребенком прогулки в лес.
Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе:
6. В лесу надо ходить по тропинкам, т. к. можно наступить на насекомых.
7. На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои «ходы» и почва не рыхлится, а корни растений «задыхаются» без воздуха и постепенно отмирают.
8. Нельзя разжигать костры, ломать ветки.
9. Нельзя в лесу включать громкую музыку т. к. можно спугнуть птицу с гнезда.
10. Нельзя разорять гнезд птичьих, заглядывать в гнезда, брать в руки яйца, птенцов.
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила поведения в лесу.
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.
Очень большое значение имеет чтение вслух книг о лесе, жизни лесных обитателей. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на чтение добрых стихов и рассказов о лесе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться к лесу.
Какими будут наши дети, зависит от нас.
Нужно, чтобы каждый из нас по-настоящему полюбил природу, лесные богатства. Сохранить зелень лесов, солнечный свет и свежий воздух, чистую воду - это значит обеспечить жизнь наших детей, внуков, правнуков. Сберечь наши леса нам должны помочь наши дети.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ»
(воспитатель)
Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.
С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животноеи полюбоваться красивыми цветами.
Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.
Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.
Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.
Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.
Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.
Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, какправильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям.
Пожелание Вам: воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» -ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.
«Живой букварь»
Нас в любое время года
Учит мудрая природа
Учит по календарю
По живому букварю
Птицы учат пению
Паучок терпению
Учит нас пчелиный рой
Дисциплине трудовой
Обучает жить в труде
И по справедливости
Учит пас правдивости
Учит снег нас чистоте
Учит солнце доброте
У природы круглый год
Обучатся нужно
Нас деревья всех пород
Весь большой лесной парод
Учит крепкой дружбе.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА»
(учитель-логопед)
Своевременное и правильное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его обучения в школе.
Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности.
Важно развивать все стороны речи:
- Фонетическую (правильное произношение);
- Грамматическую;
- Связную речь
Опыт по развитию речи детей показал, что только взаимодействие детского сада и семьи дает хороший и значимый результат.
В семье должна быть создана благоприятная ситуация для совершенствования речи детей, для закрепления знаний, полученных на занятиях в детском саду.
Учитывая, что основная деятельность детей дошкольного возраста – это игра, предлагаю вниманию родителей несколько речевых игр, которые можно провести с детьми самостоятельно в домашней обстановке.
1. Игра на кухне «Угощаю» - ребенку предлагается вспомнить «вкусные» слова и угостить друг друга.
Можно подбирать «съедобные» слова на определенный звук:
А – апельсин, ананас, абрикос и т. д. ;
Б – борщ, булка, бутерброд и т. д.
Слова необходимо произносить по очереди: ребенок – взрослый.
2. Игра по дороге в детский сад «Я заметил…» - ребенку предлагается по пути называть предметы, мимо которых он проходит, и описывать их.
Например: «Я вижу почтовый ящик. Он синий, металлический, небольшого размера…»
3. Игра в свободные минуты – игровое упражнение на совершенствование слоговой структуры слов.
Инструкция: «Слоги в наших словах перепутались. Помоги им распутаться!»
Например: СЫ-БУ (БУСЫ, КА-СУМ (СУМКА, КА-СО-БА (СОБАКА).
4. Игры в выходной день «Я дарю тебе словечко…» - родители должны объяснить ребенку значение нового слова и составить с ним предложения.
Данные игры помогут Вам, уважаемые родители, не только развить речь ребенка, но и сформировать у него внимание, память, мышление, а главное – еще больше подружиться и стать ближе к своему малышу!
СЕМЕЙНАЯ ВЫСТАВКА-КОНКУРС «ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС РУКАМИ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ»
Цель - активизировать совместное творчество детей и родителей.
Задачи:
Обогащение знаний детей о Космосе и планете Земля.
Развитие социальной активности, творческих способностей и практических навыков в различных видах детской деятельности.
Создание дружеского партнёрства между семьями воспитанников по формированию познавательного интереса к космосу у детей.
Предварительная работа:
Просмотр презентаций про Космос, Солнечной системе, космонавтов.
Сбор фото-коллекций на тему «Космос».
Работа с тематическими раскрасками.
Чтение художественной литературы:
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н. Носов «Незнайка на луне».
Индивидуальная и групповая работа:
развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе);
собирание пазлов (тема «Космические пазлы»);
выкладывание картинок из счетных палочек;
рисование на крупе;
индивидуальная работа по развитию речи игра «Скажи наоборот».
Проведение конкурса-выставки в приемной группы «Теремок».
Подведение итогов конкурса, награждение участников, размещение фоторепортажа на сайте ДОУ.