Хюппенен Елена
Картотека по развитию речи для детей с речевыми нарушениями с использованием технологии Легомакетирования
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Едем на поезде»
Цель: развитие фонематических представлений, формировать навыкам звукового анализа и синтеза слов. Упражнять в подборе слов с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
Оборудование: 2 поезда – лего из трёх вагонов. Предметные картинки.
Ход: - Ребята, мы отправляемся в путешествие на поезде
Паровозик в сказку мчится,
Учит думать, не лениться,
Говорить, читать, считать,
Также просто как играть.
Публикация «Картотека по развитию речи для детей с речевыми нарушениями с использованием технологии Легомакетирования» размещена в разделах
По дороге им встречаются разные предметы (карточки с картинками)
Ребёнок, из первого поезда собирает картинки, в котором звук «р» - в начале слова в первый вагон, где звук «р» - в середине слова во второй вагон, в конце звук «р» - в третий вагон.
Например: ребенок берёт карточку с изображением рыбы, говорит, что эту картинку я положу в первый вагон, потому что звук «р» - первый в слове «рыба»
- У меня курица, эту картинку, я положу во второй вагон, потому что звук «р» в середине слова и т. д. (катер, повар) - в конце слова
Также второй ребёнок распределяет карточки со звуком «л» во второй поезд, объясняя свой выбор.
«Поезд» (второй вариант)
Цель: Упражнять в определении количества слогов в словах
Оборудование: 2 поезда – лего с 3 вагонами
Таблицы с кружками
Карточки с картинками, в которых есть звук «м», «н» (первый в слове)
Ход: Выбираем кассира, дети поочерёдно подходят и берут картинки (билеты)
Например: Ребёнок выбрал картинку с изображением машины. Ребёнок хлопает на каждый слог, считает, сколько раз он хлопнул ма-ши-на (3 хлопка). Слово машина начинается со звука «м».
Я хлопнул 3 раза, значит в слове 3 слога.
Картинку я кладу в третий вагон.
Аналогичная работа проводится с другими карточками. Эту игру можно проводить для выделения звука в слове и для деления слова на слоги.
- У меня насос, ребёнок хлопает 2раза, потому что в этом слове 2 слога (2 гласные, эту картинку я кладу во второй вагон
«Волшебная пирамида»
Цель: Упражнять в определении количества слогов в словах
Оборудование: кубики лего, карточки с картинками
Ход:
«Лего» - умная игра,
Завлекательна, хитра
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!
Приглашаю всех друзей
«Лего» собирать скорей.
Там и взрослым интересно,
В «лего» поиграть полезно.
Мы отправляемся в Лего - страну
Я предлагаю построить башню, но не простую, а волшебную.
Чем она необычна? Она состоит из Лего деталей, чтобы её построить, надо соблюдать определенные правки.
Нижний ряд пирамиды мы строит из слова, которое состоит из 3 частей, второй ряд - из двух частей
Верхний ряд – из одной части (односложное)
Дети по очереди берут картинки, произносят название предметов по слогам (сначала трёхсложные) и делают нижнюю часть пирамидки.
Например: У меня па-ро-воз (здесь 3 слога, я складываю нижнюю часть пирамиды из 3 деталей «Лего»
Участвуют 3 ребенка
Второй ребёнок» : У меня ав-то-бус (здесь 3 слога, также третий ребёнок.
Следующую ступень пирамидки делают.
- У меня кув-шин (здесь 2 слога, я делаю второй ряд из 2 деталей и т. д (по очереди)
«Волшебная дорожка»
Цель: Ознакомление с твердыми и мягкими согласными, развитие фонематического восприятия.
Оборудование: кирпичики – «лего» синего, красного, зелёного цвета
Ход:
- Мы сегодня будем делать волшебную дорожку
Ребёнок берёт карточку с изображением предмета
-У меня самовар.
Первый звук «с», он согласный твёрдый, я его обозначу, синим цветом (синий кирпичик)
Второй звук «а» - это гласный звук в этом слове, я его обозначу, красным цветом (красный кирпичик)
Третий звук «м» - это согласный твёрдый звук, я обозначу его, синим цветом (синий кирпичик)
Четвёртый звук в этом слове «о» - это гласный звук, я обозначу его, красным цветом (красный кирпичик)
Пятый звук «в» - это согласный твёрдый, я обозначу его, синим цветом (синий кирпичик)
Шестой звук «а» - это гласный, обозначу его, красным цветом (красный кирпичик)
Последний звук в этом слове «р» - это согласный твёрдый (синий кирпичик)
Вот у нас и получилась разноцветная дорожка, давайте разделим слова на слоги.
Сколько слогов в этом слове? Ребёнок хлопает на каждый слог. Здесь три слога (разделяет дорожку) са-мо-вар
Второй ребёнок берёт карточку, на котором изображён лимон
Первый звук в этом слове «л» - это согласный мягкий звук, я обозначу его, зелёным цветов (зелёный кирпичик) и т. д.
«Пирамида из звуков»
Цель: Упражнять в количестве звуков в словах
Оборудование: большие кубики – лего, разного цвета (синего, жёлтого, зелёного, красного)
Ход:
В пирамидку я играю
Словно башню собираю
Все цвета я подбираю
По размеру подставляю
Конструктор – лего-
Лучший друг
Он учит, развивает
И с ним составишь ты хоть что,
Он очень помогает
- Перед нами высокая пирамида.
В основании пирамиды «спряталось» слово, которое состоит из 6 звуков.
Выше из 5 звуков, потом из 4, 3, 2, 1
Вам надо расставить правильно картинки
Например: У меня на картинки шар, здесь три звука, я ставлю картинку, где три зелёных кубика
- У меня «ананас», ребёнок считает звуки, здесь шесть звуков, я кладу картинку, где шесть желтых кубиков (к основанию)
- У меня рябина (6звуков) и т. д.
«Найди свой домик»
Цель: Упражнять в подборе слов с определенным звуком «р» в начале, середине, в конце слова.
Оборудование: 3-лего домика (над каждым окошком «балкончик», куда вставляются картинки. На чердачном окошке буква
Ход: - У меня грузовик, эту карточку я положу во второй домик, потому что звук «р» в середине слова.
- У меня рубашка, я эту карточку положу в первый домик, потому что звук «р» находится в начале слова.
- У меня телевизор, здесь звук «р» в конце слова, я положу карточку в третий домик.
Ознакомление с твёрдыми, мягкими согласными.
Цель: Ознакомление с твёрдыми, мягкими согласными.
Оборудование: составляем пирамидку из кирпичиков-лего
Ход: - Например «матрёшка»
Первый кирпичик я ставлю синего цвета, потому что первый звук в этом слове «м» - он согласный твёрдый.
Второй кирпичик я ставлю красного цвета, потому что второй звук «а» - он гласный.
Третий кирпичик я ставлю синего цвета, потому что третий звук «т» - он согласный твёрдый.
Четвёртый кирпичик я ставлю зелёного цвета, потому что звук «р» - согласный мягкий и т. д.
«Мы путешествуем»
Цель: Упражнять в дифференциации звуков, развитие фонетической стороны «с», «ш» речи (автоматизация правильного произношения звуков «с», «ш» в словах (разные позиции)
Оборудование: Лего-автобус, лего-машина, картинки (с, ш).
Ход: Дети рассматривают и называют картинки. Разместить в кузов грузовика только тех животных, в название которых есть звук «ш»
Дети выбирают картинки и закрепляют их на машине и автобусе.
- Скажите, какие животные едут машине? (кошка, мышка, лошадь, мишка)
- Какие в автобусе?
Дети составляют предложения на машине (собака, носорог, слон, рысь, лиса)
«Чей домик?»
Цель: развитие фонетической стороны речи (уточнение произношения звуков «л», «л’») в словах, развитие фонематических представлений (дифференциация звука «л», «л’» в словах)
Оборудование: 2 домика - лего. Картинки с изображением : пила, платье, плита, колесо, лиса, аист, лук, улитка, павлин.
Ход: Раскладывают предметные картинки, предлагаю рассмотреть и назвать их.
Ставлю 2 домик-лего зелёного и синего цвета. Предлагаю помочь разложить картинки, в зелёный домик – со звуком «л’», в синий со звуком «л».
«Найди свой домик»
Цель: Упражнять в определении первого гласного звука в словах
Оборудование: Домик с 3 окошками, карточки.
Ход: Дети выбирают любой гласный звук и домик для него.
На домике нарисована картинка, начинающаяся на этот звук.
Дети достают картинки по очереди и расселяют в свои домики.
Например, автобус, я картинку положу к себе в домик, т. к. он начинается со звука «А»
Улитка – утка, утюг
Иголка, индюк