Татьяна Попроцкая
Картотека пальчиковых игр для детей логопедической подготовительной к школе группы по программе Нищевой Н. В
▼ Скачать
Цель пальчиковой гимнастики – развитие и совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению.
В задачи пальчиковой гимнастики входят :
формирование и коррекция всей речевой системы;
развитие высших психических функций, в том числе слухового внимания, зрительной памяти;
развитие кинестетических ощущений и подражательных способностей.
Тема: «Осень. Деревья осенью»
«Листья»
Разбросала осень листья,
(делают волнообразные движения ладонями)
Разукрасила их кистью.
Публикация «Картотека пальчиковых игр для детей логопедической подготовительной к школе группы по программе Нищевой Н, В» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Логопедические игры
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
(делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз)
Мы в осенний парк пойдем,
(«шагают» пальцами обеих рук)
В букеты листья соберем.
(скрещивают ладони с растопыриванием пальцев)
Лист кленовый, лист с осинки,
(поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках одновременно на название каждого листа)
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз.
(звонко хлопают в ладони)
Тема: «Овощи. Труд взрослых на полях и в огородах»
«Однажды хозяйка с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.
Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.
Картошку, капусту, морковку, горох
Петрушку и свеклу. Ох. Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе – Попеременно ударяют кулачками.
Кто лучше, вкусней
И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на
Картошка? Капуста? название.
Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох. Хлопок.
Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.
Ножик взяла.
И ножиком этим
Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.
Картошку, капусту
Морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох. Хлопок.
Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.
В душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.
Морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.
И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.
Ю. Тувим
Тема: «Фрукты.
Труд взрослых садах»
«Апельсин»
Мы делили апельсин, (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (показывают 10 пальцев)
а он один (крутим кулачок)
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
Эта долька для чижа,
Эта долька для ежа,
Эта долька для бобра
(при произношение птиц и животных разгибаем пальчик)
А для волка кожура (трясем кистями)
Он сердит на нас – беда! (дети соединяют кисти рук в виде пасти волка и рычат)
Разбегайтесь - кто куда! («бегут» пальцами по столу)
Тема: «Насекомые и пауки»
«Червячки»
Раз, два, три, четыре, пять,
(ладони лежат на столе, поочередно поднимать)
Червячки пошли гулять.
(сгибаем пальцы и подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы)
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(идем по столу указательным и средним пальцами)
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)
Каркает: «Вот и обед!»
(раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)
Глядь — а червячков уж нет!
(сжимаем кулачки, прижимая их к груди)
Тема: «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы»
«Перелетные птицы»
Птицы перелетные
Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.
В стаи собираются,
Сжимают пальцы рук в кулаки.
В края теплые летят,
Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.
До весны прощаются.
Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».
Стаи журавлиные,
Стаи лебединые,
Стаи соловьиные,
Гусиные, утиные –
Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди пальцы на руке (или по очереди)
К югу все они летят,
Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.
Здесь замерзнуть не хотят.
Сжимают пальцы рук взамок
Как наступят холода –
Растирают ладонями плечи
Не найдется им еда.
Разводят руки в разные стороны, ладонями вниз.
Тема: «Поздняя осень. Грибы»
«Грибы»
Топ-топ — пять шагов,
«Шагают» пальниками по столу.
В туесочке пять грибов.
Переплели пальцы — сделали туесочек, большие пальцы — ручка.
Мухомор красный — гриб опасный.
Загибают по одному пальцу
А второй — лисичка, на обеих руках
на каждое название
Рыжая косичка. гриба, начиная с мизинцев.
Третий гриб — волнушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб — сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб — белый,
Ешь его смело! Чередуют ритмичные хлопки и удары кулачками.
Тема: «Животный мир»
«Поросята»
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинцы сгибаем и разгибаем).
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные сгибаем и разгибаем).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю ("Фонарики").
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние сгибаем и разгибаем).
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные сгибаем и разгибаем).
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю
(Сжимаем и разжимаем кулачки).
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал,
(Большие сгибаем и разгибаем).
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).
Тема: «Дикие животные и их детеныши»
«Белочки»
Раз, два, три, четыре, пять,
(Посчитать пять пальцев правой руки)
Пришли белки поиграть. (Выставить пять пальцев)
Одна куда-то подевалась, (Спрятать руку за спину.)
Четыре белочки осталось. (Выставить четыре пальца.)
А теперь скорей смотри – (Спрятать руку за спину.)
Их уже осталось три. (Выставить три пальца.)
Ну и ну, какая жалость, (Спрятать руку за спину.)
Только две у нас осталось. (Выставить два пальца.)
Эта новость так грустна – (Спрятать руку за спину.)
Осталась белочка одна. (Выставить один палец.)
Пока мы с тобой считали, (Спрятать руку за спину.)
Белочки от нас сбежали.
Тема: «Одежда, обувь, головные уборы»
«Ботинки»
Всюду, всюду мы вдвоём (Средний и указательный Неразлучные идём. пальчики «шагают» по столу.)
Мы гуляем по лугам, (указательные пальцы)
По зелёным берегам, (средние пальцы)
Вниз по лестнице сбегаем, (безымянные пальцы)
Вдоль по улице шагаем, (мизинцы)
(соединять пальцы на обеих руках по очереди, с большим пальцем начиная с указательного пальца)
После лезем под кровать, (Средний и указательный Пальчики «шагают» по столу.)
Будем там тихонько спать.
(Укладывают ладони на стол.)
Н. В. Нищева
Тема: «Одежда, обувь, головные уборы»
«Магазин одежды»
Открываем магазин, (соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны)
Протираем пыль с витрин. (ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и наоборот)
В магазин заходят люди, (подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной стороне другой)
Продавать одежду будем. (костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по ладони другой руки дети называют различную одежду
Магазин теперь закроем, (фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой ладони)
Каждый пальчик мы помоем. (массаж каждого пальца между фалангами указательного и среднего пальцев другой руки)
Потрудились мы на «пять» (потираем ладони)
Пальцы могут отдыхать. (поглаживаем каждый палец)
Тема: «Зима. Зимующие птицы»
«Птички зимой»
Прилетайте, птички! («Зовущие» движения пальцами
обеих рук)
Сала дам синичке. («Режущие движения» одной
ладони по другой)
Приготовлю крошки, (Пальцы щепоткой –
«крошить» хлеб)
Хлебушка немножко. (Тереть подушечки пальцев
друг о друга)
Эти крошки – голубям, (Вытянуть вперёд правую
руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям. (Тоже самое с
левой ладонью)
Галки да вороны,
Ешьте макароны! (Тереть ладонь о ладонь,
катая из хлеба макароны)
Тема: «Мебель»
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре, (По переменно ритмично
Много мебели квартире. сжимаем
и разжимаем кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку, (Ритмично ударяют
А в буфет поставим чашку. кулачками друг о друга)
Чтобы ножки отдохнули, (пальцы ходят по столу)
Посидим чуть-чуть на стуле (пальцы сжаты в кулаки)
А когда мы крепко спали, (Ритмично попеременно
На кровати мы лежали. хлопаем в ладоши
А потом мы с котом и стучим кулачками)
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили (Ритмично сжимаем
Много мебели в квартире и разжимаем кулачки)
Тема: «Посуда»
«Машина каша»
Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой
руки дети мешают в левой ладошке.)
Маша кашей всех кормила. (Ритмично ударяют
Положила Маша кашу кулачками друг о друга)
Кошке – в чашку, (Загибают по одному пальчику на
левой руке.)
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыпляткам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)
Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с
ладошки.)
(Н. Нищева)
Тема: «Новогодний праздник»
«На ёлке»
Мы на елке веселились,
(Ритмичные хлопки в ладоши).
Мы плясали и резвились.
(Ритмичные удары кулачками).
После добрый Дед Мороз
Нам подарки принес.
(«Шагают» средним и указательным
пальцами по стол).
Дал большущие пакеты,
(«Рисуют» руками большой круг)
В них же – вкусные предметы:
(Ритмичные хлопки).
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин
(Загибают на обеих руках по одному
пальчику, начиная с большого).
Тема: «Транспорт»
«Гонки»
Раз, два, три, четыре, пять. (Возят машинку по каждому пальчику, вперед и назад, начиная с большого пальца).
Можно гонки начинать (Ритмично ударяют кулачками друг о друга)
По кругу, по кругу. Вперёд и назад, (Возят машинку по каждому пальчику)
Но пальцы машинку мою тормозят. (Ритмично ударяют кулачками друг о друга)
Закрылись. (ладони в замок)
Машинка стоит в гараже. (ладони сжимают в замок, поднимают пальцы вверх)
И фары погасли, не светят уже (Заглядывают в маленькую щёлочку в кулаке)
Заводим мотор, выезжаем! (Действия повторяются на другой руке) Н. В. Нищева
Тема: «Профессии»
«Такие разные дела»
Много дел на белом свете:
(Ритмично ударяют кулачками друг о друга)
Дети сжимают пальчики по одному Разжимают пальчики по
Раз, два, три, четыре! одному из из кулачков.
Вот военные идут – Пальчики «шагают».
они границу берегут.
А швея иглу берет Имитируют движения руки
И одежду людям шьет. с иглой при шитье
Дворник улицу метет, Подражают движения дворника.
Звонко песенку поет.
Имитируют движения пения с помощью рук
Птичница во двор пришла, Пальчики «шагают».
Курам зерна принесла.
Выполняют упражнение «Кормление птиц»
Тема: «Труд на селе зимой»
«Домашние птицы»
Во дворе стоит забор,
Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая –
сжата в кулак;
За забором птичий двор.
поочередно меняем положение рук.
Тут галдеж и суета Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки,
Начинается с утра: затем меняем положение
Кукарекают, гогочут,
Последовательно соединять пальцы обеих рук
Громко крякают, болбочут с большими
Гуси, утки, индюки,
Соединять одноименные пальцы рук, начиная
Курицы и петухи. с больших.
Тема: «Орудия труда. Инструменты»
«Напёрсток»
Вышивает, шьет иголка,
Пальцу больно, пальцу колко.
(Левая ладошка раскрыта, в правой рукевоображаемая иголка; иголка ”шьет” и задевает кончик указательного пальца на левой руке.)
А наперсток в тот же миг
К девочке на пальчик
Прыг!
(Дети делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток.)
Говорит иголке: - Шей, (“Шьют”)
А колоться ты не смей!
(Грозят указательным пальчиком левой руки.)
Н. В. Нищева
Тема: «Животные жарких стран»
«Где обедал воробей?»
- Где обедал воробей? (машут перекрещенными
- В зоопарке у зверей. ладошками)
Пообедал я сперва (на каждое название животного поочередно загибают пальцы, начиная с указательного)
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
(изображают раскрывающуюся пасть животного) С. Маршак
Н. В. Нищева
Тема: «Комнатные растения»
«Цветы»
Наши нежные цветки распускают лепестки.
(Поднять кисти рук вверх с опорой на локти, пальчики собраны в щепоть, раскрыть пальчики.)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(Плавное раскачивание
раскрытых пальчиков влево-вправо.)
Наши алые цветки закрывают лепестки.
(Собрать пальчики обеих рук в щепоть.)
Тихо засыпают, головой качают.
(Плавное раскачивание пальчиков,
собранных в щепоть, влево-вправо.)
Тема: «Наша Родина - Россия»
«Бойцы»
Пальцы эти – все бойцы.
Удалые молодцы.
(Сжимают пальчики в кулак, потом растопыривают пальцы на обеих руках.)
Два больших и крепких малых
И солдат в боях бывалых.
(Приподнимают два больших пальчика, другие крепко сжать в кулак.)
Два гвардейца – храбреца!
Два сметливых молодца!
(Приподнимают указательные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)
Два танкиста-удальца!
(Приподнимают средние пальчики, другие крепко сжать в кулак.)
Два героя безымянных,
Но в работе очень рьяных!
(Приподнимают безымянные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)
Два мизинца – коротышки –
Очень славные мальчишки!
(Приподнимают мизинцы. Хлопают в ладоши.)
1, 2, 3, 4, 5. 6, 7. 8. 9, 10 (пальцы собраны в кулак, разгибать по одному)
Встали пальцы дружно в ряд –
Десять крепких солдат (сжимать и разжимать кулаки).
Тема: «Ранняя весна»
«Дрозд – дроздок»
Дружок ты мой, дрозд,
(Дети машут сложенными накрест ладонями, как крыльями.)
В крапинку хвост, /
Носик – остренький,
Бочок – пестренький,
Перья – тонкие,
Песни – звонкие.
(Загибают по одному пальцу на обеих руках
на каждую строку)
Весной распеваются,
Зимой забываются.
(Вновь машут сложенными накрест ладонями).
(Молдавская песенка)
Н. В. Нищева
Теме: «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы»
«Жил да был один налим»
Жил да был один налим
(Плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников).
Два ерша дружили с ним
(Ладони раздвинуты, движения ладонями порознь)
Прилетали к ним три утки
По 4 раза в сутки
(Руки сложены накрест, взмахи ладонями)
И учили их считать:
(Разжимать и сжимать кулачки)
1, 2, 3, 4, 5
(Загибать пальчики, начиная с большого).
Н. В. Нищева
Тема: «Наша Родина - Россия»
«Моя страна»
Посмотрю на карту я :
(вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля.
(поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия,
(крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя!
(прикладывают руки к груди).
Тема: «Москва – столица России»
«Москва»
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
(хлопок, кулачок)
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы…
На твоих церквах старинных
Вырастали дерева.
(поочерёдно загибать пальчики)
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка – Москва.
(сгибать, разгибать пальчики)
Федор Глинка
Тема недели: «Моя семья»
«Веселая старушка»
У веселенькой старушки
Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
Жили в маленькой избушке
Сложить руки углом и показать избушку.
Десять сыновей.
Показать десять пальцев.
Все без бровей
Очертить брови пальцами.
Вот с такими ушами,
Растопыренные ладони поднесены к ушам.
Вот с такими носами,
Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.
Вот с такими усами,
Очертить пальцами длинные «гусарские» усы.
Вот с такой головой,
Очертить большой круг вокруг головы.
Вот с такой бородой!
Показать руками большую бороду.
Они не пили, не ели,
Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку».
На старушку все глядели,
Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами.
И все делали вот так…
Ребенок показывает любые загаданные им действия.
Тема: «Мы читаем. С. Я. Маршак»
«Где обедал воробей?»
- Где обедал воробей? (машут перекрещенными
- В зоопарке у зверей. ладошками)
Пообедал я сперва (на каждое название животного поочередно загибают пальцы, начиная с указательного)
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
(изображают раскрывающуюся пасть животного) С. Маршак
Тема: «Космос»
"Мы космический отряд"
Мы космический отряд,
Очень дружных пять ребят.
(Пальцы одной руки сжаты в кулак, пальцы другой прямые. Дети разжимают и сжимают пальцы в кулак попеременно)
1 – Гагарин,
2 – Титов,
3 – Леонов,
4 – Комаров,
5-ый женщина, а не мужчина -
Терешкова Валентина!
(Дети разгибают по очереди пальцы сжатые в кулак, начиная с большого, говоря про пятый палец, придерживают его другой рукой)
В космический корабль сели,
Да и в космос полетели.
(Дети соединяют ладони перед собой и поднимают их вверх, вытягивая руки)
Тема недели: «Мы читаем
К. И. Чуковского»
«Робин Бобин Барабек»
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек
(попеременно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь)
И корову, и быка,
и кривого мясника,
и телегу, и дугу;
и метлу, и кочергу.
Скушал церковь, скушал дом,
и кузнецу с кузнецом
(загибаем пальцы)
А потом и говорит: «У меня живот болит!»
(круговые движения по животу)
К. И. Чуковский
Тема недели: «Мы читаем.
А. Барто»
«Кораблик»
Матросская шапка,
ладонь правой руки положить на голову
Веревка в руке,
вращательные движения руками вокруг
друг друга
Тяну я кораблик
попеременно правой, левой рукой
«тянем веревку» к себе
По быстрой реке.
волнообразные движения рукой
И скачут лягушки
За мной по пятам
сжимаем, разжимаем кулачки
И просят меня:
хлопки ладонями
- Прокати, капитан!
волнообразные движения рукой; «отдать честь» правой рукой
Тема недели: «Мы читаем.
А. С. Пушкин»
«У лукоморья дуб зеленый…»
У лукоморья дуб зеленый
показывают руками ствол дерева
Златая цепь на дубе том
делают из пальцев кольца
И днем и ночью кот ученый
ладошками открывают и закрывают глаза
Все ходит по цепи кругом
шагают пальчиками по столу по кругу
Идет направо – песнь заводит
показывают ладошкой направо
Налево – сказку говорит
показывают ладошкой налево
Там чудеса: там леший бродит
хлопают в ладоши
Русалка на ветвях сидит.
кладут ладошки на стол
по произведениям А. С. Пушкина
Тема: «Школа. Школьные принадлежности»
«В школу осенью пойду»
В школу осенью пойду.
Там друзей себе найду,
(Дети “шагают” пальчиками по столу.)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду.
("Шагают" пальчиками по столу.
Загибают пальчики на обеих руках.
Грозят указательным пальчиком правой руки.)
Тема: «Лето»
«Я рисую лето»
Я рисую лето –
А какого цвета?
(рисуют пальчиком по столу)
Красной краской –
Солнце,
(рисуют в воздухе «солнце»)
На газонах розы,
А зеленой – поле,
На лугах покосы.
(сжимают и разжимают пальцы)
Синей краской – небо
(рисуют в воздухе «облака»)
И ручей певучий.
(на столе рисуют пальцем «ручей»)
А какую краску
Я оставлю туче?
(пожимают плечами, руки в стороны)
Я рисую лето –
Очень трудно это…
(«вытирают пот» со лба)
Источник
Нищева И. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелым нарушением речи с6 до 7 лет (подготовительная к школе группа). – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 544 с.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2022/12/03/palchikovye-gimnastiki-dlya-detey-6-7-let
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/03/29/kartoteka-palchikovoy-gimnastiki-i-logoritmicheskih
https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-palchikovyh-igr-po-leksicheskim-temam-podgotovitelnaja-k-shkole-grupa.html
https://www.moi-detki.ru/detyam/palchikovye_igry/112-na_elke.html
https://doshkolnik.ru/motorika/23112-palchikovaya-gimnastika-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-dlya-deteiy-doshkolnogo-vozrasta.html